Де-факто: курс на «антибюро»

4080
Юлия Полонская

Чем реже гражданину приходится встречаться с госслужащими лицом к лицу, тем меньше коррупционных рисков. Поэтому Консультативно-экспертная группа по вопросам формирования сервисного госаппарата и дебюрократизации его деятельности старается сделать процесс предоставления госуслуг как можно проще.

коллаж из архива «КП», фото Игоря Бургандинова

Работа, в которой роль диа­логовой площадки берет на себя Агентство по делам государственной службы, началась в 2022-м. Курс на построение «слышащего государства», а также переход от бюрократической государственной системы к сервисной был заложен многими программными документами. О необходимости продолжать и дальше эту работу Глава государства Касым-Жомарт Токаев напомнил в Послании «Экономический курс Справедливого Казахстана».

Первое в этом году заседание специальной комиссии было посвящено ходу исполнения рекомендаций, выработанных в рамках анализа по дебюрократизации деятельности госаппарата и совершенствованию процессов оказания госуслуг.

Как отметил председатель Агентства по делам государственной службы Дархан Жазыкбай, в вопросах формирования сервисного государственного аппарата крайне важным является активное взаимодействие государства и общества.

В целом в рамках аналитичес­кой и мониторинговой работы по дебюрократизации деятельности государственного аппарата выработаны 373 предложения.

С начала текущего года с государственными органами проработаны 250 предложений по совершенствованию процессов оказания госуслуг. В результате внесено 33 поправки в НПА по устранению коллизий, обеспечена доступность 17 госуслуг на портале электронного правительства, доработано 11 функ­ционалов информационных сис­тем, проведено 11 интеграций информационных систем, включены четыре скрытые гос­услуги в реестр.

Безотказное государство

Главная цель этой комплекс­ной ревизии нормативно-правовых актов и постоянного мониторинга, который проводит АДГС, – исключение излишних барьеров, административных процедур, необоснованных требований, неоправданных сроков. Сейчас подводятся итоги первого цикла данной работы.

Заместитель председателя Агентства Республики Казах­стан по делам государственной службы Салауат Муксимов отметил, что АДГС ориентирует Правительство на переход к так называемой безотказной процедуре.

– Мы имеем в виду отказ в государственной услуге по формальной причине. К примеру, форма и содержание заявления не соответствуют установленным требованиям или не приложены необходимые документы. В таком случае услугодатель должен указать на эти недостатки граж­данину, но в услуге не отказывать, а проводить работу по мере предоставления необходимых докумен­тов, – отметил он.

Кроме того, анализ ситуации свидетельствует, что около ста государственных услуг сегодня оказываются через различные комиссии.

– И мы задаемся вопросом: насколько эти бесконечные заседания оправданны? Ведь вынесение вопроса на повестку коллективного согласования, естественно, увеличивает срок оказания государственной услуги, требует сбора немалых пакетов докумен­тов, – считает Салауат Муксимов. – В середине этого года первые шаги были сделаны, мы отказались от земельных комиссий. Теперь в сфере земельных отношений по ряду услуг получатель может рассчитывать на прямой результат.

Результаты мониторинга также говорят о том, что почти 190 гос­услуг сегодня проходят через разного рода согласования, больше половины из них госорганы согласовывают друг с другом, а 70 услуг – с экспертным сообществом. Это опять же соз­дает неоправданную волокиту.

В реестре сегодня числится 289 разрешительных согласований в виде лицензий и сертификатов. Из них по 51 услуге осуществляется выдача лицензий только через процедуру предварительной проверки. Опять же вопрос: насколько эти проверки оправданны и действительно ли так необходимы?

Срочными являются 384 государственные услуги. Это значит, что результат их оказания имеет определенный срок. К примеру, удостоверение личности действует 10 лет, цифровой ключ – один год.

– И каждый раз гражданин обязан вновь обращаться в государственный орган. Мы задаем два вопроса: насколько оправдан именно заявленный срок действия и возможно ли установить бессрочный режим в тех или иных случаях? – прокомментировал Салауат Муксимов. – Почти 500 услуг оказываются на безальтернативной цифровой основе. Это значит, что если информационная система по каким-либо причинам, в том чис­ле технического характера, не работает или допущены недос­татки в функционале, заявитель эту услугу получить не сможет. Например, у нас была жалоба от одного из региональных предприятий, которому нужно было продлить лицензию в области недропользования, но в связи со сбоями в информационной системе руководство не смогло сделать это в срок. А любое отклонение от графика выдачи разрешительных документов влечет правовую ответственность, а именно – штраф.

Кроме того, до сих пор существует такое понятие, как «цифровое неравенство». Жители удаленных от центра населенных пунктов или представители отдельных социальных групп могут не иметь доступа к услугам в электронном формате. И тут членам Комиссии по дебюрократизации государственного аппарата важно понять, по предоставлению каких услуг нужно сохранить альтернативный формат.

– Более 500 государственных услуг оказываются на платной основе. И нужно понимать, что это еще один барьер на пути к их получению, – подчеркнул Салауат Муксимов. – При этом мы видим, что универсальных подходов в установлении возмездности или ее размеров нет. Например, прак­тически все услуги органов внут­ренних дел являются платными, а Министерства обороны – прак­тически все бесплатны. Можно сделать вывод о ведомственном подходе в этом вопросе, а такого быть не должно.

И это данные, которые касаются лишь области сервисных услуг для граждан, но дебюрократизация необходима и в таких сферах, как государственные закупки, бюджетные отношения, административные процедуры. Для того чтобы сделать их проще для граждан и бизнеса, сегодня выстраиваются «дорожные карты», ведется планомерная работа.

Нужно меньше контактировать

А пока она не окончена, бюрократизация, по мнению исполнительного директора общественного объединения «Әділдік жолы» Дидара Смагулова, будет продолжать порождать коррупцию. Все предложения, вынесенные представителями общественного объединения на специальную комиссию, связаны с исключением каких-либо дополнительных требований и административных барьеров, непонятных трактовок нормативно-правовых актов. Ведь порой складывается мнение, что иногда государственным органам выгодно ставить перед услугополучателями невыполнимые условия, чтобы потом была возможность решать воп­росы кулуарно.

– Первое наше предложение – максимальная интеграция баз данных, – поделился Дидар Смагулов. – Когда человек идет получать государственную услугу, у него требуют пакет документов, которые он запрашивает в других госорганах. Но если эта информация есть у государства, почему ее запрашивают у граж­данина? Поэтому мы выходим с предложением интегрировать базы данных. В результате должно быть так: при зачислении в школу, к примеру, достаточно предоставить свидетельство о рождении ребенка, а все сведения, которые есть у организаций систем здравоохранения, труда и социальной защиты, акимата и других органов, школа должна получать автоматически.

Во-вторых, «Әділдік жолы» предлагает исключить лишние требования, которые только соз­дают сложности бизнесу и граж­данам, а по сути никак не сказываются на их работе. В-третьих, нужно перевести все услуги в электронный формат.

– В одной из услуг Министерства здравоохранения по выдаче заключения по безопасности и качеству лекарственных средств и медицинских изделий преду­смотрены электронная и бумажная формы подачи заявления, а форма получения результата – только бумажная. Получается, все равно предпринимателю нужно прийти лично в государственный орган и контактировать с его сотрудниками, а это дополнительный риск для коррупционного проявления, – отметил Дидар Смагулов. – Кроме того, мы работаем над исключением лишней отчетности. Например, Министерство финансов требует аж 39 видов разного рода отчетов, в том числе и с нулевой цифры. Это значит, что даже если предприниматель по каким-либо причинам поставил производство на паузу, ему нужно все равно сдавать так называемые «нулевки» за каждый отчетный период. Спрашивается, зачем? Сейчас уже, по итогам обсуждения в рабочих группах, мы приближаемся к общему мнению, что количество форм отчетности можно сократить до 20, то есть почти в два раза.

Популярное

Все
«Реал» стал 15-кратным победителем Лиги чемпионов
Жителей села пришлось эвакуировать из-за утечки серной кислоты в области Жетісу
Паводок: более 63 тыс. людей вернулись домой
Республиканский центр орфанных заболеваний открылся в Астане
Филиал КазНУ откроется в Омске
Токаев поздравил президента Италии с Днем Республики
Олимпиада-2024: Валентина Хальзова завоевала лицензию
Жара в Индии: в Дели +53, десятки человек погибли
Движение перекрыто на ряде участках дорог в столице
Очередная нарколаборатория ликвидирована в Казахстане
Двое детей утонули в Сырдарье
Ахмадинежад зарегистрировался для участия в выборах президента Ирана
КНДР отправила в Южную Корею еще 600 воздушных шаров с мусором
Китайский зонд сел на обратной стороне Луны
Подсудимый попытался покончить с собой после оглашения приговора в Атырау
Десять тонн рыбы изъято у браконьеров в Урало-Каспийском бассейне
Численность сайгаков достигла 2,8 млн особей в Казахстане
Бокс: мужская сборная Казахстана будет представлена на ОИ в полном составе
Климатические активисты приклеили постер к картине Моне в парижском музее
Назым Кызайбай впервые выступит на Олимпиаде
Иностранные компании открывают заводы в Северном Казахстане
Триумф и трагедия казахских баев
Костанайские археологи бьют тревогу
Центр международных программ «Болашак» оказался в центре скандала
Мониторинг за паводковой ситуацией ведется в ВКО
В Казахстане простились с академиком Торегельды Шармановым
В Таразе взялись за освещение улиц
Адвокату Бишимбаева угрожали неизвестные в Астане
Определились победители Каннского кинофестиваля
У этнических казахов за рубежом растет спрос на миграционные карты «Ата жолы»
Казахстан завершил председательство в конференции МАГАТЭ по ядерной безопасности
МЧС ведет круглосуточный мониторинг уровня воды в реке Жайык
Незаконные врезки в канализацию и сброс грунтовых вод стали причиной подтопления в Астане
Заверять сделки у нотариуса вновь обязали при покупке авто
Швейцария победила Канаду и сыграет с Чехией в финале ЧМ по хоккею
62% потока интуристов в Казахстане приходится на граждан стран ШОС
Заблудившихся на горном перевале туристов спасли сотрудники МЧС
Мобильный банкинг приближается к пиковым показателями в РК
Педагоги Казахстана получили ведомственные награды
Машины участников кортежа водворены на штрафстоянку в Алматинской области
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Против танка ходил он с карабином и саблей
Меньше месяца не дожил до Дня Победы Владимир Колесниченко
Военнослужащие устроили «парад Победы» для фронтовика
Подвигу казахстанцев посвящается...
О солдате, который уничтожил четыре танка на Курской дуге
Штурмовики идут в бой с пехотой
В Косшы вместо «маятниковой» занятости появились постоянные рабочие места
Ветеранам – везде почет
Успех летчика куется на земле
Текущую ситуацию на рынке ГСМ обсудили в правительстве
Новобранцы Капшагайской десантно-штурмовой бригады приняли присягу
Ребенок получил пулевое ранение в Алматинской области
Советника посла Казахстана в ОАЭ срочно отозвали
Талдыкорганской авиабазе присвоено имя Дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского
Международный день музеев отмечается в Казахстане
Снегопад парализовал движение транспорта в двух регионах
Касым-Жомарт Токаев подписал указ о мерах по либерализации экономики
Военнослужащие ДШВ совершили затяжные прыжки

Читайте также

Динара Закиева: Безопасность и благополучие детей – наша об…
Казахстанцев предостерегли от провоза адыраспана в Россию
Одарённые дети со всего Казахстана посетили Акорду
Акция «Народный юрист» прошла в Шымкенте

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]