Среди французских композиторов XIX века творчество Делиба выделяется особой чистотой стиля: его музыка лаконична и красочна, мелодична и ритмически гибка, остроумна и искренна. Стихией композитора был музыкальный театр, а его имя стало синонимом новаторских тенденций в балетной музыке XIX века.
Балет «Коппелия» принес Делибу европейскую популярность и стал рубежным произведением в его творчестве. В этом сочинении, по мнению многих критиков, композитор проявил глубокое понимание балетного искусства. В «Коппелии», согласно сюжету, использована не только французская мелодика и ритмика, но и польская (мазурка, краковяк), и венгерская (чардаш), в них более заметна связь с жанрово-бытовыми элементами комической оперы. Его считают крупным мастером в построении танцевальных сюит, отдельные номера которых связаны инструментальными «речитативами» – пантомимными сценами. Среди ярых поклонников творчества Делиба был и сам Чайковский, посвятивший его музыке восторженные строки: «Такого изящества, такого богатства мелодий и ритмов, такой превосходной инструментовки еще никогда не было в балете».
Балет повествует о любви молодого человека к… кукле, которая отвечает ему взаимностью. О страданиях и ревности брошенной им невесты, о таинственном эксперименте великого профессора алхимии доктора Коппелиуса, манипулирующего человеческими душами, о людской жестокости и жажде власти.
На сегодня существует более 30 вариантов постановки «Коппелии». Творческий союз в составе балетмейстера Гульжан Туткибаевой, художника Вячеслава Окунева и дирижера Ерболата Ахмедьярова замахнулся на совершенно отличную от предыдущих версий постановку, и, надо признать, им это удалось. Это тот самый случай, когда сошлись не только звезды, но и совпали творческие взгляды и вкусы. Спектакль выглядел единым и органичным действом, в котором хореография, музыка, декорации и костюмы сработали на успех – постановку можно смело занести в разряд одной из лучших за всю историю театра. На наших с вами глазах народная артистка РК Гульжан Туткибаева, в прошлом блестящая балерина, вырастает в большого мастера-постановщика крупных и ярких хореографических полотен. Вдохновленная версиями Ролана Пети и Олега Виноградова, она в своем построении рисунка танца решила отталкиваться прежде всего от музыкального материала.
– Современный зритель предпочитает динамичность постановки, его интересуют развитие сюжета, актерская игра, – говорит балетмейстер. – Хореография должна была полностью соответствовать музыке Делиба, которую всегда отличали лаконизм выражения, пластичность и красочность, гибкость и четкость танцевального рисунка.
Для этого режиссер-постановщик идет на смелый эксперимент, соединив в хореографии элементы классического балета с неоклассикой. Тем самым удалось избежать зияющих пустот статичности, придав действу живой, яркий и динамичный и, главное, органичный характер. Дирижер Ерболат Ахмедьяров очень тонко и бережно отнесся к изменениям в оригинальной партитуре, насытив ее еще большим симфоническим развитием. Декорации и костюмы Вячеслава Окунева завершают полноту картины, спектакль выглядит законченным произведением очень высокого уровня. Глубину образов Франца и Сванильды удалось воплотить Асель и Азамату Аскаровым. По признанию самих танцоров, это стоило им больших усилий и волнений, поскольку в комической постановке им довелось участвовать впервые.
Высокое исполнительское мастерство всего состава балета, их нацеленность на точное воспроизведение режиссерского замысла сделали спектаклю громкий успех. Расстроганные в своих лучших чувствах, зрители покидали театр с ощущением долгожданного и, наконец-то, наступившего праздника, который превзошел ожидания и зарядил публику впечатляющей энергией до новой встречи. А она, как смеем надеяться после сегодняшней премьеры «Коппелии», будет не менее яркой...