Аура Машхура

13426
Сергей ГОРБУНОВ, Павлодар
Большая советская энциклопедия посвятила Машхуру Жусупу Копейулы – казахскому поэту, мыслителю, историку, этнографу, востоковеду и собирателю устного народного творчества своего народа – всего пару строк. При этом причислив его к представителям религиозно-мистического течения, расценив труды выдающегося человека своего времени как проповедь религиозно-патриархальных взглядов.

Но былая оценка личности Машхур Жусупа не совпадает с той, с которой народ подходит к этой личности, воздавая уважение и почет, передаваемые из поколения в поколение. Сегодня именем Машхура Жусупа Копеева названа Жанажолская средняя школа Баянаульского района области. Там же, в Баянауле, есть музей просветителя и литератора, а на месте его захоронения на средства спонсоров был воздвигнут величественный мавзолей. Более того, главная мечеть региона тоже получила имя Машхура Жусупа Копеева. Но и это еще не все. Сегодня творческое наследие мыслителя занимает достойное место в литературе и обществе Казахстана. В частности, в Павлодарском государственном университете им. С. Торайгырова в 2004 году открыт центр изучения наследия Машхур Жусупа и издано 20-томное собрание, посвященное его творчеству и общественной деятельности.

54ecda1db0c521424808477.jpeg

Он родился в 1858 году в ауле, расположенном между гор Кызылтау Баян­аульского округа. Имя, которое дали ему родители, – Адам Жусуп. Позже, когда ему исполнилось 9 лет, султан Баянаульского округа, уважаемый в округе и авторитетный Муса Шорманов за великолепное исполнение легенд, дастанов, поэм прозвал его Машхур Жусупом, то есть "Известный". Имя закрепилось за ним в народе навсегда.

Этот человек прожил яркую жизнь на стыке двух веков и их переломных событий. Но, как с сожалением признают исследователи, до сих пор не найдено собственноручной биографии автора. Единственная биографическая рукопись, написанная племянником Копеева, полностью не переведена с арабского языка. Поэтому имеются лишь отрывочные сведения о нем.

Они свидетельствуют, что в 1861 году, когда мальчику исполнилось 3 года, семья лишилась всего скота во время зимней бескормицы. Тогда отец Машхур Жусупа Копей решил: "Не скот опора человеку, а знания", – и отдал своего пятилетнего сына в медресе обучаться грамоте.
С 1872 по 1874 год Машхур Жусуп учился в Бухаре и овладел арабским, персидским, чагатайским языками. После возвращения в родной аул учил грамоте детей. В 1887, 1895, 1907 годах – трижды путешествовал по Средней Азии. Был в городах Туркестане, Бухаре, Ташкенте, Самарканде, где углублял свои знания и изучал местный фольклор. Собиранием народного творчества Копеев начал заниматься в раннем возрасте. Еще в 1865-м он записал эпос "Ер Олжабай-батыр", большую помощь ему оказал его учитель Камараддин-хазрет. С 1880-го Машхур начал печатать свои рукописи в газетах "Дала улаяты", "Туркестан улаяты", "Айкап".

Знакомство с русским востоковедом-тюркологом, этнографом В. В. Радловым повлияло на формирование интересов Маш­хура Жусупа как собирателя казахского фольклора. Им собрано и опубликовано множество образцов устного народного творчества казахов.

Демократические события 1905–1907 годов отразились и на окраинах Российской империи. Эту тему баянаульский самородок поднял в своем произведении "Қанды жексенбі" ("Кровавое воскресенье"). Он первым среди казахских поэтов откликнулся на происходящее в центре России. В 1907-м несколько материалов, объединенных одной темой, были выпущены в Казани под названием "Сарыарқа кімдікі екені".

Воспользовавшись демократическим манифестом царя, Копеев успел издать три книги: "Хал-ахуал", "Сарыарқа кімдікі екені", "Тірлікте көп жасағандықтан көрген бір тамашамыз". Позже они были признаны царской цензурой вредными, и автор подвергся гонениям со стороны властей. Почти весь тираж крамольной литературы изъяли, Копеева занесли в список политически неблагонадежных, и ему пришлось на время скрыться в Ташкенте, чтобы не угодить за решетку. В этих произведениях автор затрагивает проблематику социального неравенства, свободы просвещения и свободы слова. Показательными являются стихотворения "Воздавая должное науке", "О сегодняшнем занятии казахов", "Повсюду я спутницу жизни искал", "Письмо", "Матери"...

В традициях устного творчества написаны дастаны "Торг чертей", "Ястреб и соловей", "Старик и двое молодых" и другие. Хорошее знание арабского и персидского языков позволило Машхуру Жусупу глубоко изучить поэзию Востока, а также создать по восточным мотивам дастаны "Гульшат-Шеризат", "Гибрат-нама", "Баян-нама" и другие. Записанные им от народных сказителей произведения Бухар-жырау, Котеша, Шортанбая, Шоже, стихотворения Абая, С. Торайгырова стали богатым материалом для фольклористов, историков, литературоведов.

Ташкентский период жизни Машхура Копеева мало исследован. На родину, в Баянаул, он вернулся в 1915-м. История сохранила лишь отдельные факты. Сарсенбай Даутов, составитель двух томов избранных произведений классика, приводит такие данные: "Поэт болел 7 дней и однажды сказал: "Смерть приблизилась и ходит рядом". И еще. "Машхур Жусуп при жизни, в 1930 году, начал возводить свое вечное пристанище, сам контролировал постройку, давал указания. Мавзолей состоял из двух комнат, он завещал одну из них оставить открытой и похоронить его там. Он предсказал, что его тело сохранится в течение 40 лет, и просил ежегодно летом менять покрывавшую тело белую материю. В передней комнате он завещал поместить Коран и другие книги, посуду, седло и прочие вещи, которые, по его мнению, могут пригодиться путникам. Машхур Жусуп сам при жизни провел годовщину своей предполагаемой смерти. Он перед смертью в 1931 году, видимо, предвидел, что 1932-й будет годом бедствий, крушений, страданий своего народа". "В 1952 году, вследствие тогдашней политики воинствующего атеизма, могила и мавзолей были разрушены. Но тело усопшего благоухало, на нем не было следов разложения".

Несмотря на запреты властей могила-мавзолей Машхур Жусупа сразу обратилась в место паломничества, куда приезжали и приезжают люди со всего Казахстана. В прошлом году на месте старого мавзолея возведен новый.

В каждой местности, в том числе и в павлодарском Прииртышье, жили люди, которыми гордится народ. Одних он поминает простым добрым словом, о других слагает песни и сказания, а третьим поклоняется, как святым. В их числе и Машхур Жусуп Копеев. Хотя следует сказать, что он, имея высшее духовное образование, больше был просветитель, чем теолог, занимался воспитательной работой с населением и особенно с детьми и молодежью. Но каким надо обладать словом и силой убеждения, чтобы народ тебя услышал и возвеличил! Все-таки была в этом человеке какая-то притягательная святость, незримая аура, которые чувствовали люди.

В одном из исследований об этом человеке нашел такие слова: "Анализ творческого наследия выдающегося казахского религиозного философа и великого провидца Машхур Жусупа Копеева показывает, что многие вопросы были поставлены им исключительно глубоко, а высказанные мыслителем идеи могут вполне быть оценены только сегодня. По существу, Машхур Жусуп опередил свое время, потому что сейчас мы решаем те проблемы, над которыми он бился и размышлял столетие тому назад. Заслуга М. Ж. Копеева, на наш взгляд, состоит в том, что он помогал человеку уточнить время его существования, отличить себя в толпе как предшественников, так и современников.
По глубине поэтической мысли и философскому проникновению в суть явлений Машхур Жусуп Копеев стоит в одном ряду с лучшими поэтами и мыслителями Востока. В первую очередь уважение современников и потомков ученый заслужил тем, что как философ и филолог, владеющий несколькими языками, он просвещал казахский народ. Как прекрасный этнограф сохранял и передавал историю полуторавековой давности".
Все это народ оценил.

54ecda3179b731424808497.jpeg

Популярное

Все
Под сенью Вечно Синего Неба
В страну завезли еще одну партию керкуланов
Е-Qurylys обеспечит прозрачность
Миссия на космическую станцию
На одной волне
Будущее – в руках молодежи
Когда язык – это сказка
Поселок Актау готовится к 75-летию
Практика и погружение в профессиональную среду
Июнь открывает лето
В Актобе празднуют 100-летие Алии Молдагуловой
Реформы, доступность, инновации: что меняется в отечественном здравоохранении
И хомяки целы, и дачники сыты
Закон Республики Казахстан Об аквакультуре
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
«Ювелиры» своего дела
Хотел быть хирургом и стал им
Вот куда слетаются аисты!
Без предварительных договоров
За пластиковую бутылку – шоколад
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Назначен новый министр обороны Казахстана
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Служебные квартиры и новую технику получили актюбинские спасатели
Десятое дыхание
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
На перекрестках братских встреч
Дофаминовое счастье: как не угодить в ловушку зависимости
Раскопки археологического комплекса «Рахат» привлекли внимание гостей из Китая
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Дожди с грозами накроют большую часть Казахстана
Половину из возвращенных государству 12,2 млн га земель распределили для пользования
Во имя идеалов добра и милосердия
Восточный путь Турсуна Султанова
Нужны прогнозы на 20 лет вперед
Главе государства поступают телеграммы по случаю праздника Курбан айт
Президент поздравил казахстанцев с праздником Курбан айт
Астана и Лондон продлили военное сотрудничество до 2026 года
Безглютеновая диета нужна единицам, а запреты на сахар и жиры могут ухудшить ваше состояние
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Казахстане резко изменится погода
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Семья – духовный код нации
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Жару сменят дожди в Казахстане
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
Тайны городского парка
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
У адвоката – особый статус в системе правосудия
Миллионы литров воды ежедневно утекают из-за нарушений в Жамбылской области
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков

Читайте также

Чем известна легендарная казахстанская крепость Аккесене
Полвека назад начались крупномасштабные раскопки на городищ…
В зале Улуг Улуса в Национальном музее РК собрано множество…
Марат Тажин провел заседание нацкомиссии по реализации "Рух…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]