Чтобы обсудить столь важный вопрос, в Алматы съехались ведущие специалисты из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Азербайджана, отвечающие за эксплуатацию и безопасность гидротехнических сооружений.
По мнению эксперта ЕЭК ООН Бу Либерта, для Казахстана эта проблема особенно остра, потому что в республике уже случались нештатные ситуации, связанные с прорывом плотин. Достаточно вспомнить трагедию 2010 года, когда в результате весенних паводков прорвало плотину выше села Кызылагаш в Аксуском районе Алматинской области. Погибли люди, поэтому проблема безопасности гидротехнических сооружений сегодня выходит на первый план.
– Наше совещание нацелено на усиление национального потенциала в области безопасности плотин и укрепление регионального сотрудничества в этой сфере, – отметил Бу Либерт.
Этот национальный потенциал в Казахстане, безусловно, надо наращивать, потому что сейчас положение по безопасности плотин вызывает серьезные опасения. По официальным данным, на территории республики имеется 310 крупных водохранилищ, 94 из которых находятся в неудовлетворительном состоянии. Строительство большинства из них осуществлялось еще в 60–80-е годы прошлого века, их фактический износ составляет более 60%.
Серик Бекмаганбетов, полномочный представитель от Республики Казахстан в Исполнительном комитете Международного фонда по спасению Арала, считает, что у нас многие проблемы в плане безопасности плотин возникают из-за того, что в стране нет специального закона о безопасности гидротехнических сооружений.
– Конечно, определенные шаги в этом направлении делаются – сейчас реализуется четвертая фаза проекта «Безопасность плотин в Центральной Азии: создание потенциала и региональное сотрудничество», который выполняется ЕЭК ООН в контексте реализации Программы развития бассейна Аральского моря и Международного фонда спасения Арала. Мы работаем по разным направлениям: прежде всего это международное сотрудничество, второе направление – обучение, третье – совершенствование законодательства и четвертое – работа над отдельными объектами, – пояснил он. – К сожалению, у нас нет специального закона по безопасности гидротехнических сооружений. А если нет закона, то нет и исполнительного органа, который отвечал бы за безопасность плотин. И когда происходит прорыв, то ликвидацией последствий занимаются все: и Комитет по ЧС, который входит в систему МВД, и Комитет по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства, и местные органы власти, акиматы. То есть получается, что нет единой координации.
По словам Серика Бекмаганбетова, проблема еще и в том, что у многих гидротехнических сооружений нет хозяев. По официальным данным, на сегодня 49% из них находятся в коммунальной собственности, 31% – в частной, остальные – в государственной.
– Некоторые постсоветские страны сохранили все эти сооружения в государственной собственности, а у нас, поощряя предпринимательство, часть гидросооружений была передана в частные руки. И новые хозяева, например, поначалу намеревались разводить там рыбу, но этот бизнес по каким-то причинам не пошел, и они занялись другим. А плотины и дамбы, к сожалению, оказались бесхозными, – отметил Серик Бекмаганбетов. – Сейчас проблема безопасности получила особую важность, так как Президент поставил задачу восстановления орошаемого земледелия на уровне, что у нас было в советское время, – более 500 тысяч гектаров. А для этого нужна вода, поэтому надо будет строить дополнительно несколько водохранилищ, в основном в южных районах.
Журналисты спросили специалиста на предмет того, что значительная часть гидротехнических сооружений расположена на трансграничных реках. Например, только в бассейне Сырдарьи расположены 4 государства: Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан. И как развивать тут региональное сотрудничество?
– Такое сотрудничество – это жизненная необходимость, потому что Казахстан, например, находится в низовье Сырдарьи, в среднем течении реки – Узбекистан и Таджикистан, а в самом верховье – Кыргызстан. И если эти страны будут плодотворно сотрудничать, то тогда всем будет комфортно и работать, и жить. И если где-то произойдет катастрофа, она коснется всех, – ответил он. – В вопросах экологии нет политических и государственных границ. Что же касается нынешнего совещания, то на нем мы вырабатываем общую стратегию действий, ведь в вопросах безопасности плотин невозможно закрыться только в рамках своей территории: большая вода границ не признает.
То, что Казахстану крайне важно в самое ближайшее время принять закон «О безопасности гидротехнических сооружений», считает и руководитель департамента водных ресурсов Исполнительной дирекции Международного фонда спасения Арала в РК Амирхан Кеншимов.
– Мы еще в начале 2000-х годов подготовили проект закона «О безопасности гидротехнических сооружений», прошли все инстанции, но потом он так и не был принят – посчитали, что достаточно Водного кодекса. Но ведь там обозначены другие задачи – регулирование и использование воды, а здесь – вопросы безопасности. В России такой закон давно существует. Внутри Росгидро есть специальный технадзор, который занимается вопросами безопасности больших плотин. Узбекистан тоже принял Закон «О безопасности плотин». У них он очень строго выполняется, потому что вся продукция сельского хозяйства выращивается на орошаемых землях. Таджикистан недавно принял такой закон, создал специальный госорган. А мы до сих пор ждем чего-то. А ведь во время прорывов страдает и сельское хозяйство, потому что гибнут посевы...
Вот уж поистине, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. А ведь вопросы безопасности плотин очень важны и для Алматы, учитывая, что город расположен у подножия гор, а значит, всегда существует селевая опасность, защитить от которой людей могут только плотины.