Институт истории государства Комитета науки МОН РК организовал заседание "круглого стола" "Глашатай Казахского ханства", на котором обсуждалась историческая роль произведений Ильяса Есенберлина в формировании патриотического духа у современных читателей.
Среди выступающих были хорошо знавшие писателя лично доктор филологии, профессор Турсын Журтбай, ученик Есенберлина, журналист газеты "Егемен Қазақстан" Жалкыбай Жагыпарулы, известный ученый Рахымжан Турысбек и другие.
Центральным звеном в этом обмене мнениями и воспоминаниями стала презентация книги из серии "Ұлы дала тұлғалары" "Іліяс Есенберлин (1915–1983)" кандидата исторических наук, заместителя директора Института истории государства Амангельды Кашкымбаева.
Удивительно, но биография и творчество писателя изучены до сих пор недостаточно, и новое издание призвано стереть "белые пятна". Автор называет своего героя "писателем, опередившим время". Ильяс Есенберлин, создавший в советское время произведения на тему истории Казахского ханства и рисковавший навлечь на себя гнев и обвинения в национализме и других тяжких "грехах", действительно далеко опередил свою эпоху. Сегодняшняя историческая наука Казахстана подтверждает правоту Ильяса Есенберлина.
Не сразу пришел к исторической тематике писатель. Сначала была учеба в горно-металлургическом институте, затем война, а впоследствии различные административные должности. В литературу уроженец Атбасара пришел как поэт, но и тогда тяготел к крупным формам – поэмам, одна из которых была посвящена тоже исторической личности – "Трагедия Биржана-сал". Впоследствии зрелый литератор перешел к прозе, и за роман "Схватка" был удостоен Государственной премии КазССР.
А затем последовали исторические романы, в первую очередь трилогия "Көшпенділер" – "Кочевники", которая принесла ему всемирную славу и прошла испытание на прочность. Роман выдержал несколько изданий, был переведен более чем на 30 языков и стал одним из наиболее читаемых произведений не только в казахскоязычной среде. Каждую из трех его частей – "Хан Кене", "Заговоренный меч", "Отчаяние" можно рассматривать как самостоятельное произведение и как историческое исследование. Трилогия была издана на одном только казахском языке полуторамиллионным тиражом при населении в 6–7 млн. казахов. Затем последовала трилогия "Золотая Орда"…
История, и это парадокс, не только непредсказуема, но и наказуема. Кому, как не Есенберлину, это было хорошо известно, но тем не менее он храбро пробивался сквозь все идеологические "рогатки".
Заседание "круглого стола" провела во Дворце Мира и Согласия Международная тюркская академия, его тема – "Историческая истина в художественных произведениях". Здесь на первый план вышли вопросы степной цивилизации и казахской государственности, поднятые И. Есенберлиным. Он автор 17 романов, в том числе и "Лодка, переплывшая океан", который он сам при жизни не увидел. В нем И. Есенберлин писал о современности. И вновь автор был честен перед собой, читателями, а героями стали реальные люди, с которыми он общался.
К участию в заседании Тюркская академия пригласила внука писателя Магжана Есенберлина. Все выступавшие – писатели, ученые, депутаты Парламента, общественные деятели – отметили неоценимый вклад прозаика-историка в отечественную художественную литературу, усмотрев в совпадении двух юбилеев – 550-летии Казахского ханства и 100-летии Ильяса Есенберлина – особую значимость.