Фото Марата Куракова
"Нулевая информированность"Институту кооперативов собственников квартир в Казахстане около 20 лет. КСК постоянно критикуют. Жильцы выражают недовольство нерасторопностью или безразличностью сотрудников кооперативов. "Верхам" не нравится то, что кооперативы в массе своей не способны извлекать из сдачи подвальных и чердачных помещений в аренду больше, чем просто зарплаты работникам. Время от времени выдвигаются различные инициативы, направленные на улучшение ситуации.
"Суммы оплаты, собираемые астанинскими КСК, практически полностью уходят на содержание штата сотрудников. Денег на соответствующее обслуживание домов не остается. В случае укрупнения кооперативов можно будет добиться совершенствования их деятельности. К тому же не стоит забывать, что с развитием технологий требования к эксплуатации и обслуживанию домов многократно возросли", – заявила в апреле 2013 года СМИ председатель правления Национальной палаты ЖКХ Салтанат Рахимбекова.
В апреле 2014-го столичные КСК дождались критики и от Главы государства.
"На сегодняшний день в столице работают 200 кооперативов собственников квартир, на которые много нареканий и свыше 1 000 жалоб. КСК ежегодно собирает в городе свыше 4 миллиардов тенге, однако когда речь заходит о ремонте крыши, у них никогда нет денег. Поручаю Министерству регионального развития совместно с акиматом Астаны выработать механизм обеспечения эффективного расходования средств жильцов и потребовать от КСК выполнять свои обязанности", – сказал Нурсултан Назарбаев.
МНЭ, пришедшее на смену Минрегионального развития, сейчас и пытается организовать работу КСК на должном уровне. Тем не менее крыши в новых столичных домах (особенно в тех, что были построены по госпрограммам) продолжают протекать, как, к примеру, в доме № 16, расположенному по улице № 187. А лифт, сгоревший в одном из подъездов этого дома еще в январе, до сих пор не починен. Дом, кстати, девятиэтажный.
В августе 2013-го на портале о недвижимости kn.kz было опубликовано мнение экс-председателя одного из кооперативов собственников квартир Караганды Татьяны Абрамовой, заявившей, что все конфликты между КСК и жильцами происходят из-за нулевой информированности населения.
"Людям надо объяснять, что в жилищном законодательстве все прописано и все происходит на общественных началах. Сегодня многие жители считают, что кооперативы подчиняются акимату, звонят туда. Акимат в деятельность КСК не вмешивается. Все сводится к тому, что люди должны сами все решать на общих собраниях. Еще сами председатели КСК не владеют информацией, законов не знают", – сказала тогда Абрамова.
Заявленная выше идея об обязательной публикации на порталах отчетов КСК (с указанием всех доходов и расходов) правильная и нужная. Но не стоит думать, что об этом в Астане ранее никто не додумался.
Дом высокой культуры бытаПо адресу Янушкевича, 1 расположена кирпичная многоэтажка на 432 квартиры, что называется, "бюджетный" дом. Еще при подходе к нему становится понятно, что местное домоправление работает на совесть. Под арками находятся видеокамеры, во дворе чисто и тихо.
Управляющая компания дома – производственный кооператив, председателем которого является Александр Киль. По образованию Киль врач, десять лет был депутатом маслихата Акмолинской области, юридически подкован. Если в Казахстане иметь сайт для дома – даже для Астаны, даже сейчас – редкость, то эта многоэтажка своим порталом обладает уже семь лет. А последние два года интернет-ресурсом занимаются профессионально.
Сайт
nd-ns.kz ("Наш дом – Новая столица") обладает тематическими рубриками, это и "История ПК" и "Новости", и "Полезные советы", и "Фотогалерея", и "Партнеры". Самое главное – в разделе "Отчетность". Там предоставлена вся информация о доходах и расходах кооператива. То есть то, что и
хотят сейчас внедрить в стране.
– В чем состоит отличие нашего ПК от обычных КСК? В штате лишь четыре человека: я, управдом, бухгалтер и техник, – начал свое интервью Kazpravda.kz Александр Киль. – Мы не занимаемся разбросом своей деятельности. Мне не надо постоянно искать рабочих, подгонять их. С клининговой компанией, электриками, сантехниками и прочим обслуживающим персоналом мы работаем на договорной основе, они трудятся исключительно в нужном нам объеме. К примеру, если мне нужна промывка и опрессовка лишь одного бойлера, что обойдется в 25 000 тенге, я заключаю договор только на эту работу. Все, меня больше ничего не интересует, я намерен уложиться лишь в эту сумму. Наш дом, к примеру, требует не так много электротехнических работ, и электрика мы вызываем только по надобности.
Председатель правления ПК "Наш Дом-НС" Александр КильЗнаете, сколько приходят жильцов на собрания? Менее одного процента. Скажете, что плохо трудимся? Напротив, хорошо! Значит, у жильцов к нам нет претензий.
В 2006 году, когда дом был сдан в эксплуатацию, ПК существовал на бумаге. Застройщик практически ничего не делал для обустройства из тех средств, которые шли от аренды. И тогда на площадке во дворе собрались триста человек, решившие создать свой кооператив, который будет функционировать в их интересах.
Я – третий председатель кооператива. Двумя предыдущими была создана база, впоследствии мной доработанная. ПК не испытывает проблем с финансированием. Аккумулируемые от сдачи подвальных помещений в аренду средства идут исключительно на благоустройство дома.
Себестоимость обслуживания квадратного метра в нашем доме составляет 50 тенге. Жильцы платят 23. Остальное им компенсируется кооперативом.
Как и мои предшественники, я сам являюсь жильцом данного дома. По моему глубокому убеждению, человек, отвечающий за благоустройство дома, должен обязательно в нем проживать. Лишь тогда он будет заинтересован в быстрой работе служб. По многим параметрам у нас в этом плане процесс идет в два, а то и в три раза быстрее, чем в других домах.
Мы заключаем индивидуальный договор с каждым жильцом персонально. Наша деятельность прозрачна. Раньше мы отчеты вывешивали в подъездах ежегодно, теперь ежеквартально публикуем информацию – в том числе и о доходах и расходах ПК – на своем сайте и в бумажном виде доставляем ее в каждый почтовый ящик дома.
Заполнением нашего портала и обновлением новостной ленты занимается редактор. Уверен, что сайт создал для жителей дома дополнительные удобства.
Зарплата персонала плюс оплата по договорам составляет не более 40 процентов от доходов. У нас 95 процентов собираемости взносов, что является очень высоким показателем. У остальных 5 процентов задержка не больше трех месяцев. Все платежи по аренде идут через кассу, мы ни копейки не берем в руки.
Ранее я пытался донести до своих коллег об эффективности работы кооперативов по нашему принципу. Но в основном натыкался на стену непонимания. Причины тому разные. И это не только нежелание перемен. Когда ты сам себе хозяин, сам заказчик и сам исполнитель… Люди, как говорится, не без греха.
Нам еще много над чем нужно работать, но какие-то элементы эффективности у нас уже есть.
Один из главных наших принципов – абсолютное соблюдение законов. И мы не только соблюдаем законы сами, но и требуем этого от других, в том числе и от властей.
Однажды, перед тем как оградить двор, я поднял документацию и выяснил, что земля, на которой должны были проходить работы, принадлежит городу. При дальнейшем изучении темы вышло, что ограждением нашей дворовой территории должны заниматься местные исполнительные органы, а если вернее, "внутриквартальшики" – такая-то организация. Задаю им вопрос: "Почему вы этим не занимаетесь, у вас ведь заложен бюджет, вы выиграли тендер?" И я добился того, чтобы нам оградили территорию. А затем и полностью постелили асфальт и обновили дворовые площадки.
Многое ли зависит лично от управляющего домом? Да. После того как в "Золотом теленке" Остап Бендер сказал: "Миллионера из меня не получилось, придется переквалифицироваться в управдомы" – отношение к этой профессии в народе не самое лучшее. Но, как видим, от профессиональных качеств управляющих напрямую зависят условия проживания жильцов.
Естественно, я положительно отношусь к предложению об обязательной публикации отчетов КСК на сайтах. Мы уже занимаемся этим. И такое нужно было вводить по республике давно.
Скажу честно, мне не нравится быть на приеме у чиновников. Почему? Потому что большинство из них не хотят шагать в ногу со временем. Когда у меня возникают вопросы и я звоню чиновникам, часто слышу в ответ: "Приходите сюда, мы на месте разберемся". А для чего скайп, электронная почта, вотсап, в конце концов? К чему все эти современные технологии, призванные упростить нашу жизнь? Мне заявляют: "Мы должны видеть глаза друг друга". Хорошо, приезжаю к нему, а он мне говорит, чтобы я оставил флешку, а потом забрал ее. Сколько времени уходит зря! Посмотреть друг другу в глаза можно и по скайпу.
Президент правильно говорит чиновникам: "Пользуйтесь современными средствами коммуникации".
Приведу один случай. Один жилец пожаловался на соседа, который курил в подъезде. Я не стал сам разбираться. Просто вызвал полицию и передал им эту жалобу. Что эффективнее: когда на несоблюдение законов указывает управдом или полицейский? Тот человек теперь не нарушает порядок и не курит в подъезде. Вот как надо сейчас работать.
Я не юрист, однако в бытность депутатом маслихата мне довелось состоять в комиссии по законности и правопорядку. Чтобы не "плавать" в теме, приходилось основательно изучать законы.
Думаю, подобного принципа нужно придерживаться везде.