В современном мире, полиязычном и мультикультурном, как никогда востребованы эффективные и жизнеспособные решения в области языковой политики, способствующие консолидации общества. Идею триединства языков в Казахстане Нурсултан Абишевич впервые озвучил еще в 2004 году, впоследствии неоднократно к ней возвращаясь. В 2007-м в Послании «Новый Казахстан в новом мире» он предложил приступить к поэтапной реализации культурного проекта «Триединство языков». Это было началом новой языковой политики республики.
«Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, – неоднократно подчеркивал Президент, – население которой пользуется тремя языками. Это казахский язык – государственный язык, русский язык – как язык межнационального общения и английский язык – язык успешной интеграции в глобальную экономику».
Для казахстанцев идея триединства языков особенно важна, поскольку это ответ на вызов времени. Интеграция Казахстана в мировое сообщество зависит сегодня от осознания и реализации простой истины: мир открыт тому, кто сможет овладеть новыми знаниями через овладение доминирующими языками. Знание языков расширяет кругозор человека, содействует его всестороннему развитию, способствует формированию установки на толерантность и объемное видение мира. Один из крупнейших философов XX века Людвиг Витгенштейн по этому поводу сказал: «Границы моего языка означают границы моего мира».
Именно полиязычие может послужить укреплению конкурентоспособности Казахстана. Индустриально-инновационное развитие республики основано на подготовке высококвалифицированных технических кадров. Значительная роль в формировании специалиста новой формации принадлежит полиязычному образованию, которое рассматривается сегодня как важный резерв социально-экономических преобразований в стране, основной инструмент успешной жизнедеятельности человека в поликультурном и мультилингвальном сообществе, фактор культурного и интеллектуального развития, воспитания личности, обладающей креативным мышлением.
Успешным примером практической реализации казахстанской модели полиязычного образования является КарГТУ. В вузе создан Инновационный центр полиязычия, что свидетельствует о системном видении проблемы, концептуальной обоснованности вводимых новшеств, последовательности и логической преемственности запланированных и выполняемых мероприятий. Инновационность идеи полиязычного образования требует коллегиального обсуждения проблем, связанных с ее реализацией в системе высшей и средней школы.
КарГТУ является инициатором и организатором программ международной и республиканской академической мобильности, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава на семинарах и тренингах по полиязычному обучению. Так, на базе вуза состоялся международный научно-практический семинар «Проблемы методического аспекта полиязычного образования в системе средней и высшей школы», который предоставил участникам возможность для обмена опытом по реализации политики полиязычного образования в РК в условиях обновления содержания образования, системного введения дисциплин на иностранном языке в высшей и средней школах. Были рассмотрены вопросы внедрения в учебный процесс методики предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL – Contentand Language Integrated Learning) в Казахстане.
В условиях казахстанского полилингвизма обучение казахскому и русскому языкам должно осуществляться с учетом приобщения к универсальным, глобальным ценностям, формирования умений общаться и взаимодействовать с представителями различных культур в полиэтническом пространстве. В преподавании дисциплин на иностранном языке необходимо соблюдать принцип плюрализма, основанного не только на знании языка и изучаемой дисциплины, но и современных тенденций науки и образования, которые могут и должны включаться в программу обучения. В основе достижения поставленной задачи лежит уровневое, ступенчатое обучение профессиональной, языковой и межкультурной коммуникации.
Чтобы обеспечить качественный образовательный уровень на английском, необходимо увеличение числа специалистов, владеющих высоким уровнем английского языка и методическим опытом межкультурного и профессионального общения. Профессорско-преподавательский состав КарГТУ – это профессионалы, ориентированные на постоянный рост компетенций и никогда не останавливающиеся на достигнутом. Это команда единомышленников, работоспособная и мотивированная. В вузе созданы условия, чтобы трудиться творчески и с полной отдачей, есть возможность регулярно повышать свою квалификацию. В области повышения квалификации вуз лидирует по актуальности, разнообразию, качественному составу и количеству курсов и научно-методических семинаров, которые преподаватели посещают ежегодно.
Дальнейшее совершенствование языковой программы мы связываем с более широким распространением технических и программных средств обучения. Перспективными направлениями деятельности вуза представляется подготовка студентов к сдаче международных экзаменов TOEFL и IELTS, а также расширение работы с корпоративными клиентами в рамках непрерывного обучения.
Каковы дальнейшие перспективы полиязычного образования в Казахстане и работы технического вуза покажет время. Но совершенно очевидно, что полиязычное образование состоится: оно будет востребовано студентами и работодателями. Студенты, которые его получат, будут специалистами нового поколения, имеющими рабочий уровень владения английским языком, что будет обеспечивать им доступ к зарубежной информации и помогать общаться с иностранными коллегами. Они будут знакомы с культурой стран изучаемого языка, иметь широкий кругозор, лучше уметь управлять своим временем, быть более организованными и работоспособными. Это будут подлинные профессионалы.
В КарГТУ, являющемся ведущим базовым вузом страны по подготовке инженерных кадров новой формации для ГПИИР-2, с 1 сентября 2015 года реализуются 14 инновационных образовательных программ в партнерстве с 52 исследовательскими, техническими и технологическими университетами мирового уровня и 10 транснациональными корпорациями (TOTAL, ArselorMittal, FESTO, ERSAI, Schneider Electric, Mitsubishi Electric, Leica Geosystems, EPАМ Systems, FLUOR, China Kingho Energy Group). В рамках реализации указанных экспериментальных программ ряд учебных модулей читается ведущими зарубежными профессорами и экспертами на английском. С 1 сентября 2017 года не менее 50% дисциплин по этим программам будет вестись на этом языке.
В нашем вузе с 2014 года на английском языке с привлечением профессоров Института сварки Франции, экспертов TOTAL и ERSAI ведется подготовка специалистов по программе «Международный инженер по сварке IWE» с выдачей дипломов, признаваемых в 56 странах мира. С 2011 года на базе КарГТУ успешно функционирует Институт Конфуция по обучению китайскому языку и культуре.
Решение Министерства образования и науки РК о преподавании в вузах на языке обучения 50% дисциплин, 30% – на государственном и 20% – на английском открывает широкие возможности повышения качества высшего образования, обеспечивает развитие полиязычия в многонациональной стране, а также способствует интеграции Казахстана в глобальный мир. В правильности данного решения сомнений нет. Иначе мы будем двигаться без ускорения. А это просто невозможно в нашем чрезвычайно динамичном мире.