Высшая ценность государства – человек, его жизнь, права и свободы
1 статья Конституции РК
За последние несколько лет услуги электронного правительства, различные способы общения с государственными органами прочно вошли в повседневную жизнь населения. Граждане и неграждане при наличии ИИН получают различные справки, отправляют обращения, оформляют электронные подписи. Организации сдают налоговые и статистические отчеты электронным способом.
Ведется единый учет обращений в государственные органы; обратившемуся выдается талон, и судьбу обращения можно проследить в Интернете, на сайте информационного сервиса Комитета по правовой статистике и специальным учетам.
Таким образом, технически мы готовы к расширению доступа к информации и в целом – к улучшению потока информации от граждан к государству и от государства к гражданам.
Для правильного понимания закона очень важно знать, о какой информации идет речь. Закон определяет информацию как уже созданную или существующую, зафиксированную на любом носителе и имеющую реквизиты, отличающие ее от другой информации. Это одна из важных характеристик в мировой практике подобных законов: информация должна быть создана, должна существовать на момент ее запроса.
Закон не распространяется на информацию с ограниченным доступом
Текст закона, в силу устоявшейся техники законотворчества и, возможно, из-за отсутствия в нашей правовой системе судебного прецедента, не содержит трехчастного теста. Это проверка, которую проводят при вынесении решения о том, подлежит ли доступ к информации ограничению или не подлежит. Три компонента данного теста: ограничение должно быть установлено законодательно; ограничение должно преследовать законную цель; и наконец ограничение должно быть необходимым.
В связи с этим нужно учесть, что закон не распространяется на информацию с ограниченным доступом, а именно – государственные секреты, личную, семейную, врачебную, банковскую, коммерческую и иные охраняемые законом тайны, а также служебную информацию с пометкой "для служебного пользования". Под служебной информацией понимается информация, создаваемая, обрабатываемая и передаваемая при выполнении государственных функций.
В части информации, которая не может быть засекречена, законом будет расширен этот перечень. Так, например, этот список дополнен такими ее видами, как информация о состоянии миграции, о фактах совершения терроризма, о состоянии санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановки, безопасности пищевых продуктов.
Одним из ключевых положительных моментов ожидаемого закона является то, что гражданам не нужно будет объяснять, зачем им понадобилась информация. По действующему законодательству, у государственных органов оставалась лазейка, они могли отказать в доступе к информации, ссылаясь на то, что она не затрагивает права и свободы гражданина. Эта практика неправомерна, но из-за отсутствия четкого указания в законодательстве за это нарушение трудно кого-либо наказать. В новом законе четко прописано, что, обращаясь за информацией, нам не нужно "обосновывать необходимость получения информации".
Закон способствует участию граждан в управлении государством посредством обсуждения принимаемых законов и нормативных правовых актов, они будут публиковаться на портале открытых нормативных правовых актов. Сама практика обсуждения различных проектов постепенно входит в оборот на протяжении нескольких последних лет, есть надежда, что она примет более системный характер с принятием закона о доступе к информации. Граждане будут оценивать деятельность государственных органов в режиме онлайн и в ходе отчетных встреч. Министры, кроме министра обороны, председатель Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции, акимы и ректоры национальных высших учебных заведений будут отчитываться перед населением не реже одного раза в год.
На портале открытых бюджетов будет размещаться бюджетная отчетность, консолидированная финансовая отчетности, результаты государственного аудита и финансового контроля. Портал открытых бюджетов предоставит возможность населению обсудить проекты бюджетных программ и отчеты по их реализации. На сегодняшний день наилучшие показатели по открытости бюджета – у Восточно-Казахстанской области – 62,51 балла (показатель снизился по сравнению с 2013 годом почти на 10 пунктов), по данным Национальной бюджетной сети. Хочется верить, что с принятием закона все регионы станут более открытыми.
Информация о формировании и расходовании средств из республиканского и местного бюджетов, контроле за расходованием средств из республиканского и местного бюджетов, за исключением сведений, раскрывающих обеспечение безопасности Республики Казахстан, не может быть засекречена в соответствии с ожидаемыми изменениями в законодательстве.
Также еще большие гарантии направлены на пополнение базы принятых законов, на дальнейшее формирование эталонного контрольного банка нормативных правовых актов в электронном виде. В настоящее время уже успешно действует информационно-правовая система "Әділет", но она ограничена в своем наполнении тем, что в нее не поступают незарегистрированные в Министерстве юстиции акты.
Например, в базе нет межгосударственного стандарта сливочного масла (ГОСТ 32261-2013), введенного в действие на территории Казахстана с 1 мая 2015 года. Надеемся, с принятием закона о доступе к информации ситуация изменится в лучшую сторону и на одном из сайтов появится полная бесплатная база нормативных правовых актов. В идеале все законы о доступе к информации в мировой практике направлены на то, чтобы еще до того, как гражданин обратится с запросом, государственный орган размещал интересующую информацию в открытом доступе. Этой цели будет служить новый портал открытых данных, а также существующие сайты государственных органов.
У кого мы можем запросить информацию?
Это так называемые "обладатели информации". Среди них – государственные органы, государственные предприятия и учреждения, компании с государственным участием, организации, получающие бюджетные средства, и организации, являющиеся монополистами на рынке, и другие организации. Отдельно стоит упомянуть, что можно будет запросить информацию у любой организации, независимо от формы собственности – частной или государственной, относительно имеющейся у них экологической информации, информации о чрезвычайных ситуациях, природных и техногенных катастрофах, их прогнозах и последствиях, состоянии пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на здоровье и обеспечение безопасности граждан, населенных пунктов и производственных объектов.
По некоторым вопросам, таким как контакты, график работы организации, можно обратиться устно, ответ будет предоставлен в устной форме на языке обращения.
Если поступает письменный запрос, то ответ предоставляется в течение 15 календарных дней со дня поступления к обладателю информации.
Запрос на блог-платформе первого руководителя государственного органа приравнивается к письменному запросу.
Срок значительно сокращается, а именно – до 3 дней, если информация уже размещена и в ответе указывается, где и как она размещена, без ее фактического предоставления. В таком случае гражданин может обратиться повторно, чтобы ему предоставили саму информацию, а не только ссылки на нее.
В случаях, когда информация находится у нескольких организаций, срок может быть продлен не более чем на 15 календарных дней.
Ответ на письменный запрос предоставляется по выбору пользователя информации в бумажной и (или) электронной формах на языке обращения. На практике гражданину понадобится в своем запросе указать, в какой форме он желает получить ответ – в бумажной и (или) электронной. Это важно, поскольку, если ответ на письменный запрос предусматривает копирование или печать, необходимо возместить фактические затраты на копирование или печать. От оплаты будут освобождены социально уязвимые слои населения.
Если Вам будет отказано в доступе к информации, Вы получите ответ в течение 5 рабочих дней с объяснением причин отказа:
содержание запроса непонятно;
запрос не соответствует требованиям;
это информация с ограниченным доступом;
в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, проведении анализа деятельности или проведении иной аналитической работы до ее завершения;
еще не принято решения по результатам проверок, проводимых в рамках государственного контроля и надзора;
еще не принято окончательное решение на основе межведомственной и внутриведомственной переписки или на основе совещаний в государственных органах;
еще не принято взаимное соглашение об условиях раскрытия документов, поступивших от иностранных государств или международных организаций.
Если Вы остались недовольны предоставлением информации, с жалобой можно будет обратиться как к вышестоящим органам, так и в суд. За незаконное ограничение права на доступ к информации будут взыскиваться значительные административные штрафы.
В качестве дополнительной гарантии закон закрепляет, что личную ответственность за организацию работы с запросами, за состояние их приема, регистрации, учета и рассмотрения несут руководители.
Обратите внимание, как и в других случаях с жалобами в суд на действия (бездействие) государственных органов, жалоба на действия (бездействие) должностных лиц, а также на решения государственных органов по поводу незаконного ограничения доступа к информации подается не позднее трех месяцев, когда гражданину стало известно о совершении действия или принятии решения соответствующим должностным лицом или органом. Помните, если Вы пропустите этот срок, жалобу примут, но, скорее всего, не удовлетворят.
Алия Дуганова, директор ОФ "Астана Центр Консалтинг", участник Экспертного клуба Общенациональное движение "Казахстан 2050"