Даурен АБАЕВ, советник Президента Республики Казахстан – пресс-секретарь Президента Республики КазахстанЧто происходит в экономике Казахстана? Наша страна – часть мировой экономики, в которой сейчас отмечаются две необратимые тенденции. С одной стороны, сырьевые рынки сползли в стагнацию. Происходит не просто временное ухудшение конъюнктуры, а фундаментальное изменение структуры, при которой низкие цены останутся надолго. С другой стороны, началась эра "структурного замедления" развивающихся экономик, которые еще совсем недавно были локомотивами глобального роста. В обозримом будущем их ожидает падение темпов.
Казахстан как раз и оказался в "клещах" этих двух тенденций.
Это не столько кризис, сколько кардинальная смена среды, в которой нашему государству предстоит жить и работать. Новый ландшафт касается не только экономики, но и всех без исключения сфер. Пересматривать модель поведения придется всем.
Происходящее далеко выходит за пределы экономического кризиса – это очень важно для понимания, поскольку определяет дальнейшие действия. Мы не можем позволить себе пассивную адаптацию, перейдя в режим ожидания и ожидая роста экспортных цен, – это произойдет очень не скоро. Не можем и ограничиться только антикризисным реагированием.
"Пессимист жалуется на ветер. Оптимист ждет, когда он сменится. Реалист настраивает паруса" – эти слова Уильяма Ворда следует взять на вооружение. Казахстану требуются активная адаптация к новым социально-экономическим реалиям, что предполагает несколько ключевых условий.
"Умная" экономия Во-первых, новые подходы к использованию ресурсов. Нурсултан Назарбаев подчеркнул необходимость всеобщей экономии средств, которую не следует упрощать, сводя к механическому урезанию тех или иных бюджетных программ. Экономия средств – не разовая кампания. Президент и ранее, и сейчас говорит об экономии, как о принципиально новом отношении к ресурсам.
При этом он обращается не только к государственному и квазигосударственному сектору, но и ко всему отечественному бизнес-сообществу, которому также нужно искать внутренние источники повышения конкурентоспособности. Возможности для этого дает широко распространенный в развитых странах lean-менеджмент (бережливое управление). Суть его в том, чтобы свести к минимуму процессы, которые не обеспечивают добавленной стоимости, устранить все непродуктивные затраты.
Подобная концепция, впервые воплощенная корпорацией Toyota, принесла миллиарды долларов предприятиям, взявшим ее на вооружение.
Lean-менеджмент применим и в сфере государственных услуг. Это доказывает не только зарубежная практика, но и отечественная. Развитие ЦОНов и электронного правительства сберегает массу времени и средств населения и бизнеса. Другие реформы государственного аппарата также нацелены на сокращение непроизводительных издержек.
Таким образом, в сфере расходов требуется не простое "затягивание поясов", а кропотливая работа по отсеиванию излишних функций, не связанных с главным – созданием потребительской ценности. По сути, это глубокое изменение управления во всех сферах – от малого предприятия до министерства.
От добывающей к созидающей Во-вторых, следует формировать новые источники доходов. Здесь преобразования, инициированные Главой государства, предполагают еще более серьезный, тектонический процесс – переход от добывающей модели к созидающей. Разница между ними не в том, какие отрасли занимают большее место – сырьевые или обрабатывающие. Вопрос в том, направляет ли страна энергию своего предпринимательства на собственное производство промежуточных и конечных продуктов потребления, генерацию идей и технологий.
Например, та же нефтегазовая сфера – казалось бы, самая консервативная – может стать источником инноваций, перекраивающих глобальный рынок, что и доказала сланцевая революция.
Конечно, в период экономических проблем необходимость стратегических реформ не так очевидна: она вытесняется на второй план заботами текущего выживания. Но именно сейчас преобразования должны быть не только не отложены, а, напротив, ускорены. Ведь суть тех институциональных реформ, которые предложил Нурсултан Назарбаев, заключается именно в формировании созидающей социально-экономической модели.
Сейчас наступает момент истины. Мировые эксперты проводят четкую грань: те развивающиеся страны, которые пойдут по пути реформ, смогут преодолеть нынешний трудный период, сделав его площадкой для восхождения на новый уровень. Те же государства, которые выберут вариант консервации нынешнего положения, отказавшись от преобразований или только имитируя их, безнадежно отстанут в исторической гонке.
Казахстан сделал свой выбор. Он предложил реальную повестку преобразований, подкрепленную политической волей Главы государства. Уже завершается подготовка их законодательного обеспечения. Необходимые ресурсы также имеются.
Но этого недостаточно – есть еще третье неотъемлемое условие. Реформы по своей сути таковы, что не могут быть проведены "сверху", они реализуются только за счет вовлеченности общества. Переход к созидающей модели, которая сдвигает ориентиры от распределения сырьевой ренты к преумножению человеческого капитала, невозможно представить без участия всех и каждого. Ни у кого не получится просто "запастись попкорном" и наблюдать.
Исследователи всего мира изучают японский феномен, пытаясь понять, как дважды стоявшая "на обочине" страна сумела стать ведущей державой, сохранив уникальную культуру. Ученый Питер Друкер полагает, что решающую роль сыграли принципы, которые сформулировал еще в позапрошлом веке банкир и предприниматель Эйичи Шибусава. Главный из них очень простой: национальные интересы – на первом месте. Обдумывание всех проектов и решений, в том числе в бизнесе, начинается с вопроса: "Что хорошо для страны?"
Этот принцип должен лежать и в основе пути Казахстана, которому время принесло непростые испытания, скрывающие неоценимые возможности.