фото с сайта bnews.kz
Участники «круглого стола» «Парламентские выборы в Казахстане-2016: итоги и оценки», организованного Казахстанским институтом стратегических исследований при Президенте РК на площадке Службы центральных коммуникаций, обсудили вопросы активности политических партий и избирателей, определили специфические черты избирательной кампании и дали оценку организации и проведению выборов.
Открывая заседание, директор Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Ерлан Карин отметил, что прошедшие выборы являются отправной точкой нового этапа политической жизни страны, потому так важно проанализировать итоги кампании для того, чтобы четко представлять, над чем работать в межэлекторальный период.
И для начала была дана высокая оценка национального exit pool, проведенного тремя социологическими структурами – научно-исследовательской ассоциацией «Институт демократии», агентством «Медиа Консул» и институтом «Общественное мнение».
– Избиратели активно участвовали в проведении опроса на выходе из участков, что очень важно, – подчеркнула директор исследовательского института «Общественное мнение» Ботагоз Ракишева. – По данным трех exit pool, в опросе приняли участие более 145 тысяч избирателей на более чем тысяче избирательных участков. Эта цифра позволяет говорить нам, что выборка является репрезентативной как в совокупности всех трех исследований, так и по каждому в отдельности. Участие населения в электоральных опросах формирует политическую культуру граждан и представляется чрезвычайно важным аспектом демократических преобразований.
Любые выборы – это большая организационная кампания, это процесс, требующий привлечения различных ресурсов и политических технологий. И говоря об особенностях предвыборного процесса, директор Центра медийных технологий Артур Нигметов отметил, что одной из отличительных черт кампании является широкое использование возможностей социальных сетей, приведя в пример Коммунистическую Народную партию Казахстана, а также подметил большую работу в регионах по принципу «от двери к двери» партии «Нур Отан», когда известные персоналии лично встречались с населением. Открытием кампании названа партия «Ауыл», продемонстрировавшая, несмотря на предшествующие выборам объединительные процессы, неплохой стартовый потенциал, который может стать хорошей основой в будущих избирательных кампаниях.
Если анализировать партийные списки, то партия «Нур Отан» шла на выборы со значительно обновленным – на 73% – списком, «Ак жол» и КНПК – чуть менее чем наполовину. Это говорит о том, что партии намерены обозначить новые фигуры, которые, по словам руководителя ОФ «Мир Евразии» Эдуарда Полетаева, придадут динамизм работе законотворческого органа, а также модернизации, начатой в стране в рамках Пяти институциональных реформ.
– Как только завершается одна избирательная кампания, начинается подготовка к следующей – это аксиома, – подытожил Ерлан Карин. – Эксперты, которые занимаются политическим анализом, утверждают, что побеждают те партии, которые работают не только в период выборов, но и до них. И вот сейчас у тех, кто не смог преодолеть избирательный порог, есть шанс в межэлекторальный период наработать ресурс, подготовить свои структуры к более активной работе, тем более что меняется содержание политического процесса, появляются новые инструменты ведения предвыборной кампании. Начинается новый период и для партий, которые по предварительным результатам прошли в Мажилис: им предстоит большая работа по претворению в жизнь выдвинутых ими платформ.
Отметим, что «круглый стол» стал завершающим мероприятием цикла региональных форумов, на которых обсуждались темы организации выборов, хода избирательной кампании и работы партий в областях страны. Свой открытый аналитический доклад о выборах-2016 эксперты презентуют на днях.