Об истории легендарной дивизии рассказывает воин-интернационалист генерал-майор Марат Марденов.
– Господин генерал, что значит Боевое знамя для человека военного?– Боевое знамя – это символ воинской чести и доблести. Это боевая святыня, и согласно воинским уставам "всех времен и народов" в случае его утери воинская часть расформировывается и вычеркивается из списков. Она покрывается позором. Воины 29-й дивизии первого формирования, которую немцы разгромили под Харьковом, знамя сохранили и вынесли из окружения.
Позднее боевая реликвия была передана 29-й дивизии второго формирования, созданной в Акмолинске. И казахстанцы, получив его, пронесли через сражения и сделали дивизию гвардейской.
– Четыре года назад в интервью нашей газете вы говорили, что для патриотического воспитания подрастающего поколения мы могли бы изготовить дубликаты таких реликвий, хранящихся сегодня в Центральном музее ВС России. Расскажите, как вам это удалось?– Известно, что в годы войны на территории Казахстана было сформировано 23 стрелковых соединения и более 50 отдельных полков. Воины-казахстанцы особенно прославились в 1941–1942 годах, когда шли тяжелые бои. Наши дивизии обороняли Москву, Ленинград, Сталинград, участвовали в Ржевском сражении. За мужество и героизм, проявленные личным составом, пяти дивизиям было присвоено звание гвардейских, двум из них в тяжелом 1941 году – сформированной в Алматы 316-й, Панфиловской и в Семипалатинске 238-й стрелковым дивизиям за бои под Москвой. Сформированные в Акмолинске 29-я, в Алматы 38-я дивизии и в маленьком Казалинске 75-я морская стрелковая бригада приняли участие в обороне Сталинграда.
Казахстанцы проявили здесь мужество и героизм, и в 1943 году, по завершении Сталинградской битвы, этим соединениям присвоены почетные наименования. 29-я дивизия сразу попала под Сталинград и там провела все бои. Став гвардейской, она была переименована в 72-ю, позднее стала называться Киевско-Кировоградской Краснознаменной дивизией. Победу встретила в Праге, после войны дислоцировалась в городе Белая Церковь.
Писатель Михаил Алексеев в книге "Мой Сталинград" признавался, что гордится своей 29-й дивизией. Минометчик прибыл в Акмолинск после тяжелого ранения в 1941 году. Он рассказывает о степных лошадях – выносливых, неприхотливых, приспособленных для дальних переходов.
Степняки из северных и центральных областей Казахстана были зоркими в ночной темноте, легко переносили сталинградскую жару, обходились самым малым, без горячего. За всю войну дивизия ни разу не выводилась на переформирование, не отводилась на отдых даже на самый малый срок. М. Алексеев вспоминал, что в конце войны солдаты нарекли ее "незаменяемой, непромокаемой и непросыхаемой".
Мы с воинами-интернационалистами из общественной организации "Союз инвалидов и ветеранов войны в Афганистане" Астаны к 70-летию начала Сталинградской битвы и 70-летию Победы решили посетить Волгоград и Москву. Нас поддержал в то время аким Астаны Имангали Тасмагамбетов, оказав всестороннюю помощь. Очень сильно помог первый заместитель председателя Астанинского городского филиала НДП "Нур Отан" Кайрат Жанабергенов. Мы очень благодарны за помощь акиму Атырауской области Бахтыкоже Измухамбетову, помогавшему решить все организационные вопросы.
В рамках военно-патриотической акции "Астана – Волгоград – Астана" мы приняли участие в торжественном захоронении останков неизвестных воинов, найденных на месте ожесточенных боев российскими поисковиками.
C собой взяли капсулу с землей из Астаны и передали ее в дар музею-мемориалу "Мамаев курган". В ответ нам вручили капсулу с землей, обагренной кровью казахстанских воинов.
Нас очень хорошо принимали местные власти. И зная историю 72-й дивизии, мы обратились к руководству музея с просьбой помочь нам изготовить копию, россияне пошли на встречу. И вот, 13 ноября 2012 года в Триумфальном зале музея-панорамы "Сталинградская битва" состоялась торжественная церемония приема-передачи копии Боевого знамени 72-й гвардейской (29-й) стрелковой дивизии. Ее вручили полковнику запаса Жумажану Ергалимову, чей отец воевал в составе 29-й дивизии. Сам полковник воевал в Афганистане, командовал там танковой ротой.
– Что собой представляет копия знамени?– Для того чтобы изготовить копию, принимается отдельное решение, выписывается документ. Поэтому наш дубликат один к одному соответствует размеру оригинала, из такого же материала, все буквы вышиты такими же золотыми нитками. В течение 4 месяцев дубликат был готов, надо сказать, это кропотливый и трудоемкий процесс.
– Почему выбор пал на бригаду в Астане?– Именно потому, что это соединение дислоцируется в столице. Глава государства Нурсултан Назарбаев в ноябре, открывая военный городок, передал личному составу вновь сформированной бригады Боевое знамя. Можно сказать, что это его детище.
В этой части 90% личного состава составляют солдаты срочной службы, они ежедневно выходят на улицы столицы, в стужу и в жару обеспечивают общественный порядок. Известно, что в Национальную гвардию набор призывников осуществляется в последнюю очередь, и сюда приходят те, кто не попал в ВДВ, на границу, другие престижные войска.
Однако по своему боевому опыту знаю, а в Афганистане я командовал взводом, что это самые лучшие солдаты. Командир взвода на войне – самая тяжелая должность, и мы подбирали себе простых ребят. Они терпеливые, преданные, исполнительные, смекалистые, и в условиях боя умели найти выход из тяжелого положения. С такими ребятами можно воевать. Надо было видеть, как горели глаза у солдат, когда на сцене Центрального концертного зала "Қазақстан" в ходе торжественного вечера, приуроченного к Дню создания Национальной гвардии, 10 января, я вручал копию Боевого знамени 72-й гвардейской дивизии командиру бригады полковнику Марату Канагатову.
И я поддерживаю главкома Национальной гвардии РК генерал-лейтенанта Руслана Жаксылыкова в намерении провезти это знамя по областным центрам, где дислоцируются войска. Встретиться с молодыми солдатами, показать Боевое знамя, рассказать о подвигах отцов.
Я со своей стороны считаю, необходимо это знамя выносить на военные парады. Ведь это пока единственная копия Боевого знамени сформированной в Казахстане дивизии.
Напоминаю, что пять наших соединений стали гвардейскими в 1941 и 1942 годах, когда было очень тяжело получить такое звание. После 1942 года, когда был сломлен хребет фашистской машине, гвардейскими стали именовать практически за каждый освобожденный город.
Когда немцы вышли к Москве, у Верховного Главнокомандования не было резервов. Стояли только 5 соединений из Казахстана. По словам Михаила Алексеева, сформированная в казахстанских степях дивизия "новенькая, с иголочки, свеженькая, укомплектованная по штатному расписанию" предназначалась для обороны Москвы, но их срочно перебросили к Волге: "Мы были, повторяю, свеженькие, обутые и одетые с иголочки, хорошо накормленные, отлично, как нам казалось, обученные военному делу, уверенные в себе до заносчивости, весь путь до Сталинграда пролетели с песнями".
Москва сформировала в срочном порядке 10 дивизий народного ополчения. Историки говорят, что Москву спасли сибирские дивизии. Но они принимали небольшое участие в тяжелых оборонительных боях и 5 декабря начали наступление. А измотали врага казахстанские части и народное ополчение.
– Расскажите о своих дальнейших планах.– Продолжать активно заниматься патриотическим воспитанием молодежи на примерах дедов, остановивших фашизм. Нам Президент страны совсем недавно подал пример, поздравив накануне Нового года ветеранов войны. Для этого не надо ждать знаменательных дат.
5 сформированных в Казахстане частей стали гвардейскими.
В одном только Акмолинске, а в то время он был много меньше Астаны, сформированы 29-я, 310-я и 387-я стрелковые дивизии, а также 106-я национальная кавалерийская. Как известно, под Ржевом храбро сражались 100-я бригада, сформированная в Алматы, и 101-я – в Актюбинске.
Самая интересная судьба у 75-й отдельной морской стрелковой бригады, созданной из курсантов Черноморского военно-морского училища, эвакуированного из Севастополя в Казалинск на Арале.
В тяжелом 1942 году редко давали медали и ордена, и гвардейцы с гордостью носили гвардейские знаки. Это было изображение Боевого красного замени, только полотно было повернуто в другую сторону. В России на парадах многие части вторым знаменем несут стяг, прославившийся на войне.
И мы должны рассказывать и показывать, что наша страна также внесла свой вклад в разгром фашизма. Наше население тоже понесло потери от войны, четыре района в Западном Казахстане во время Сталинградского сражения в течение полугода подвергались бомбежкам, немцы забрасывали к нам диверсантов. Если бы германские войска прорвали Сталинградскую оборону, они ринулись бы в наши степи, в нефтеносные районы.
Казахстан отдал фронту 1 миллион 200 тысяч своих граждан из шести с половиной миллиона населения. В созданных частях 70% личного состава сформировали казахстанцы, оставшиеся 30%, это командиры и сержантский состав, прошедший лечение после ранений в госпиталях, расположенных в казахстанских городах. Это была хорошая идея, потому что бойцы, имевшие боевой опыт, передавали его новобранцам.
В Акмолинске находилась 469-я учебная дивизия. А на Соленой балке, где сейчас Гребной канал, был учебный полигон, там призывников учили стрелять, бросать гранаты, идти в штыковую. А на нынешней улице Ауэзова, в доме № 5, осенью 1941 года находился штаб 29-й дивизии.
В прошлом году, в преддверии 70-летия Победы, наша делегация посетила Подмосковье, места, где стали гвардейскими дивизии, сформированные в Семипалатинске и Алматы. Были в Волоколамске, Наро-Фоминске, воины-интернационалисты выступали перед учениками школ, носящих имена Бауыржана Момышулы и Алии Молдагуловой. Везде нас очень хорошо встречали. Мы привезли землю с могил Ивана Панфилова, а она содержится в очень хорошем состоянии, и 28 панфиловцев. Эти реликвии 10 января переданы на торжественное хранение Астанинской оперативной бригаде. В мероприятиях в Москве приняли активное участие казахстанцы-слушатели военных учебных заведений.
Планируем посещение Бреста. Мало кто знает, что в 1940 году, после финской войны, 170 тысяч казахстанцев, имевших образование четыре класса и выше, были отправлены в западные военные округа принимать новую технику. Многие из них считаются без вести пропавшими. Надо искать и восстановить о них память.
В Вене, в центре города, стоит памятник освободителям. На нем размещен список, и 9-м упоминается сержант Кошкарбаев, командир минометного расчета. В прошлом году воины-интернационалисты выяснили, что он из Чуйского района Жамбылской области. Погиб при освобождении Вены 26 апреля 1945 года, награжден двумя медалями "За отвагу", и двумя орденами Красной Звезды. Его нашел Аманжол Оразбаев, сын фронтовика.
При строительстве мемориального комплекса "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане было создано братское захоронение, куда перенесли прах воинов из разных районов Волгограда. Вдоль захоронения проложена дорожка к монументу "Родина-мать зовет", рядом с которой размещены 37 мемориальных плит с именами особо отличившихся защитников Сталинграда. Часть мемориальных плит связана с реальными захоронениями, другие возложены в знак глубочайшего уважения к героям. На самой первой плите высечено имя сержанта Нуркена Абдирова, летчика-штурмовика, получившего звание Героя Советского Союза посмертно в 1943 году. На самом деле он похоронен в хуторе Конькове Боковского района Ростовской области, где при штурме позиций противника его машина получила прямое попадание в мотор и загорелась. Понимая, что шансов дотянуть до своих нет, Нуркен Абдиров направил горящую "летающую крепость" на скопление немецких танков.
Я поинтересовался, почему самый первый камень посвящен простому сержанту Нуркену Абдирову, впереди генералов, адмиралов и маршалов. Может быть, по алфавиту? Оказывается, нет. Это решение принималось на высшем уровне, когда в 1966 году открывали памятник. 23-летний карагандинец, "крылатый казах", как назвал его в своей поэме Сапаргали Бегалин, остановил колонну бронетехники на подступах к Сталинграду, пожертвовав своей молодой жизнью. Об этом тогда узнала вся страна.
В нынешнем году исполняется 100 лет со дня рождения Малика Габдуллина, командира стрелковой роты, в 1942 году получившего звание Героя Советского Союза. Необходимо воспользоваться этой датой для сохранения памяти о ветеранах войны.
В ближайшее время мы думаем везти копию Боевого знамени 72-й гвардейской дивизии в Караганду, где дислоцируются центральное Региональное командование и бригада Национальной гвардии РК. Но мероприятие мы планируем провести не на территории воинской части, а в центре города, где на проспекте имени Нуркена Абдирова стоит памятник, посвященный ему.