– Сегодня существует немало дискуссионных площадок, где эксперты из разных стран во время встреч обсуждают мировые проблемы. В чем главное отличие Астанинского клуба?
– Большинство дискуссионных площадок действует в США, Европе, России и Китае. Эти страны доминируют в международном аналитическом дискурсе и формируют тематику обсуждений. Однако идеологическое соперничество между ними продолжается даже во время экспертных дискуссий, что иногда мешает искать компромиссы по реальным проблемам. Созданный в прошлом году Астанинский клуб – тот редкий случай, когда дискуссии между мировыми экспертами проходят за пределами ведущих держав и не несут в себе никакой идеологической подоплеки. Более того, Казахстан расположен в стратегическом центре Евразии – между Россией, Китаем, исламским миром, ЕС и США. За счет своей выгодной географии, нейтральной позиции и проводимой многовекторной политики республика может стать «честным брокером» в противоречивых отношениях ведущих держав.
При этом мы скрупулезно подходим к концепции работы Астанинского клуба: обсуждения проходят за «закрытыми дверями» по принципу Chatham House, чтобы эксперты смогли откровенно обсудить насущные мировые проблемы. Работающих по такому принципу дискуссионных площадок в мире не так много, и в этом еще одна особенность Астанинского клуба. В прошлом году участвующие в его работе эксперты отмечали, что, возможно, впервые за многие годы смогли доверительно пообщаться с коллегами из других стран и услышать объективный взгляд оппонентов на глобальные проблемы.
– В ноябре пройдет второе заседание Астанинского клуба. А какая цель или сверхзадача стоит перед организаторами и участниками клуба на этот год?
– На встречах Астанинского клуба мы хотим развить диалог о будущем Центральной Евразии между ведущими государствами мира, региональными державами и малыми странами континента. Нельзя игнорировать усиливающуюся конфронтацию между крупнейшими мировыми державами, которая провоцирует риск новой «холодной войны» и обостряет региональные конфликты. В таком сценарии не заинтересован Казахстан и, уверен, все страны центральной части Евразии. Предоставляя площадку для экспертных дискуссий, Астана пытается помочь странам продолжать говорить друг с другом и сообща искать компромиссные решения проблем.
Кроме того, изолированные от торговых морских путей страны Центральной Евразии хотят стать единой частью мирового сообщества, и для этого прокладывают сухопутные маршруты через свои территории, участвуют в инвестируемых внешними игроками транспортно-инфраструктурных проектах. Не имеющий прямого выхода к открытому морю Казахстан, задолго до запуска китайской инфраструктурной инициативы “Экономический пояс Шелкового пути” (ЭПШП), начал строить в Евразии транспортные коридоры. Сегодня они гармонично дополняют китайский проект ЭПШП. Однако важно не допустить конфликтов между участвующими в транспортном строительстве в Евразии странами. Чтобы сблизить интересы участников, значимая часть дискуссий Астанинского клуба будет посвящена евразийским инфраструктурным проектам. Стратегическая цель Казахстана – стать важным геоэкономическим перекрестком Евразии.
– Происходящие в Евразии события влияют на остальной мир. Какой видит свою роль Казахстан в решении проблем Евразии?
– Сегодня геополитическое противостояние в треугольнике США – Россия – Китай накладывается на региональные противоречия в Саудовской Аравии, Иране, Сирии, Турции, Пакистане, Афганистане, что создает серьезные угрозы безопасности Евразии. В таких условиях необходим посредник, способный перевести противоречия между странами на менее конфликтный уровень. Казахстан, у которого сложились ровные отношения со всеми странами Евразии, вполне может взять на себя роль посредника. Тем более за последние годы страна доказала это на конкретных примерах.
Вспомним, что “шестерка” международных посредников и Тегеран преодолели тупиковую ситуацию вокруг иранской ядерной программы на переговорах в Казахстане в 2013 году. Предоставив свою территорию для диалога сторон, Астана тогда сама выступила в роли важного регионального медиатора. В 2015 году в Казахстане заработал Банк ядерного топлива, еще раз подтвердивший доверие мирового сообщества к Казахстану. Значимую посредническую роль Казахстан сыграл в урегулировании резко обострившихся осенью 2015 года российско-турецких отношений из-за сбитого Анкарой российского бомбардировщика.
– Какие темы стоят на повестке предстоящего второго заседания Астанинского клуба?
– Тематику второго заседания Астанинского клуба мы формулировали исходя из запросов экспертов из разных стран. В повестке предстоящей встречи – вопросы развития евразийской транспортной инфраструктуры, влияние нефтяных цен на экономики стран континента, проблемы миграции и перспективы роста человеческого капитала в Евразии. Ситуация на Ближнем Востоке, взаимоотношения России и Запада, роль Китая в мировой политике и экономике – эти темы также в повестке заседания клуба. Проблематику региона Центральной Азии эксперты обсудят в контексте глобальных вызовов и угроз. При этом главной темой дискуссий останется геоэкономика Евразии.
– Чего ожидают организаторы от второго заседания Астанинского клуба, и как экспертные дискуссии могут повлиять на решение наиболее острых мировых проблем?
– Во-первых, мы надеемся, что дискуссия получится конструктивной и полезной. Во-вторых, обсуждаемая в рамках Астанинского клуба проблематика уже в центре внимания ответственных за принятие решений лиц, но хочется верить, что дискуссия поможет им по-новому взглянуть на ситуацию. Например, в прошлом году во время заседания клуба Китай впервые заявил, что поддержит Трансафганский газопровод. После мы увидели, что это заявление начало реализовываться: Пекин укрепил отношения с Кабулом, и дальнейшие перспективы отрадны. В-третьих, проговаривание экспертами в закрытом формате деталей мировых проблем может помочь странам понять действия друга и создать почву для решения противоречий.