Бассейны нефтью полны

1056
Ирина НОС
Казахстан повышает оценку собственных извлекаемых нефтегазовых ресурсов более чем в три раза: с 22,7 млрд тонн до 76,4 млрд тонн. Это стало итогом колоссальной работы авторского коллектива казахстанских ученых – геологов и нефтяников, – которые провели комплексное изучение осадочных бассейнов Республики Казахстан. С подробностями научного исследования, представленного в Комиссию по присуж­дению Государственной премии РК в области науки и техники имени аль-Фараби, читателей «Казахстанской правды» знакомит первый вице-министр энергетики Узакбай КАРАБАЛИН.
– Три года назад, по заказу национальной нефтяной компании «КазМунайГаз» и при поддержке Комитета геологии и недропользования Министерства по инвестициям и развитию РК, группа авторитетных казахстанских ученых начала работу по оценке нефтегазоносности территории РК. Главной целью исследования значилась переоценка ресурсной базы по нефти и газу. Его итог – это работа «Научное обоснование углеводородного потенциала Республики Казахстан», на базе которой издан «Атлас нефтегазоносных и перспективных осадочных бассейнов Республики Казахстан». Подчеркну, что такая работа, продемонстрировавшая потенциал отечественной геологической науки и прак­тических специалистов, в Казахстане проведена впервые за период суверенитета.
Авторский коллектив, научно возглавивший эту работу – академик Академии минеральных ресурсов РК Урал Акчулаков, доктор геолого-минералогических наук Герой Жолтаев, кандидат геолого-минералогических наук Курмангазы Исказиев, кандидат геолого-минералогических наук Петр Коврижных, доктор геолого-минералогических наук Балтабек Куандыков, доктор технических наук Евгений Огай, – опирался на геологические и геофизические данные, имеющиеся и проводящиеся в нашей стране с самого начала добычи углеводородов.
Сама ситуация, когда по каждому осадочному бассейну, а в Казахстане их 15, еще не достигнута максимальная степень изученности при существующих методах, побудила ученых к системному анализу данных. И, надо сказать, за время исследования выполнен значительный объем исследовательских работ. Были комплексно исследованы все доступные данные по геолого-геофизическим исследованиям, включая и сейсморазведку недр, и гравиметрию, и магнитоэлектроразведку и прочее. Также использовались данные и результаты аэрологических исследований бурения скважин.
– Узакбай Сулейменович, надо ли понимать, что, не исключая развития прочих сегментов экономики, стране жить именно с этим: разведывать нефть, добывать нефть, продавать нефть, перерабатывать нефть?
– Поскольку Казахстан в действительности богат недрами, отказываться от добычи углеводородов было бы неразумно, согласитесь. В Казахстане насчитывается 15 осадочных бассейнов, в которых есть нефть и в больших объемах. Согласно профессиональному арго геологов – эти бассейны включают в себя «кухни», в которых в течение десятков и сотен миллионов лет зарождалась и формировалась нефть, чтобы затем, молекула за молекулой, быть перенесенной подземными водами к некой геологически оптимальной структуре, где есть возможность для накопления нефти и образования месторождения. Замечу, что самым большим и перспективным среди осадочных бассейнов является Прикаспийская впадина, в которой ранее уже открыты нефтегазоносные месторождения-супергиганты: Тенгиз, Карачаганак, Кашаган.
Наши ученые, выполнившие научное обоснование углеводородного потенциала Казахстана, по каждому из 15 бассейнов дали рекомендации, определяющие дальнейшие геологоразведочные работы. Приоритетом названы новые объекты и горизонты в подсолевом комплексе Прикаспийской впадины.
Собственно, здесь сосредоточено 75–80 процентов ресурсов углеводородов страны. Смотрите (разворачивает великолепно изданный Атлас нефтегазоносных и перспективных осадочных бассейнов, – Авт.), в этом бассейне мы пока ходим по «обочинам», то есть максимальная глубина, на которую мы сейчас можем бурить – 5–7 километров. А если мы, поняв, что время легко обнаруживаемой и извлекаемой нефти уходит, обратим внимание на современные тренды в поисках нефти и перейдем к глубоко залегающим геологическим ресурсам? Нас могут ожидать очень большие открытия и новые супергиганты.
– Глубоко залегающие ресурсы, это, чтобы представлять, в каких цифрах глубины выражается?
– В целом в Прикаспийской впадине – самый мощный осадочный чехол, предположительно достигающий глубины 20–25 километров. По проекту «Евразия» планируется амбициозная задача – бурение опорно-параметрической скважины, с которой должно начаться новое будущее этого осадочного бассейна. Она запланирована бурением на глубину 14–15 километров. На такую глубину еще никто в мире не бурил. Эта скважина должна будет подтвердить наличие теоретически обоснованного учеными геологического строения недр, фактически указав на то, что породы сложены именно так, как предполагают исследователи, а не иначе. Такие исследования в совокупности дадут возможность определить наиболее перспективные направления поисковых нефтегазовых месторождений и снизят риски бурения дорогостоящих глубоких скважин для обнаружения месторождений. Основной «добычей» такой скважины является керн, который ученые подвергают всестороннему исследованию. Скажу больше, образцы керна, которые, например, сейчас будут оценены исходя из имеющейся методики, лет через 20–50, с развитием науки, способны открыть еще больше данных о строении глубинных пород. Правда, для этого нам в Казахстане необходима система современных кернохранилищ. Как и единый научно-исследовательский центр для более полного развития геологии, геофизики и еще ряда научных дисциплин, поддерживающих и направляющих эту отрасль.
Но поскольку на такие глубины – 15 километров – мы выходить еще не можем, не имея соответствующих технологий, то предложили реализовать международный пятилетний проект, названный «Евразия», стоимостью около 500 миллионов долларов. Предполагается создать консорциум компаний, обладающих большим технологическим потенциалом, опытом исследований недр на больших глубинах и хорошо зарекомендовавших себя на международном рынке. У проекта большие перспективы, которые могут обеспечить не только приток масштабных международных инвестиций в нефтегазовую отрасль Казахстана, но также долгосрочную поддержку высокого уровня добычи нефти в мировом рейтинге. Кроме того, Казахстан фактически аккумулирует передовой мировой опыт углеводородной геологии и геофизики: мы выйдем на новый этап нефтеразведки и нефтедобычи, а также получим импульс к росту казахстанских наукоемких технологий.
– Каковы задачи консорциума в проекте «Евразия» до начала бурения?
– Сам проект рассчитан на реализацию в течение 2016–2021 годов. Параметрическую скважину, о которой я уже сказал, предполагается начать бурением в 2017 году. Для чего предстоит переработать геолого-геофизические материалы прошлых лет с использованием современных программных продуктов и технологий. Затем провести масштабные геофизические исследования, построив новые региональные профили. Это масштабные задачи, требующие немалых инвестиций, которые возьмут на себя участники консорциума.
– А что получат взамен? То есть чем может привлечь инвесторов Казахстан, кроме открытий в перспективе?
– Нельзя упускать из виду, что, создавая проект «Евразия», мы говорим компаниям: привозите свои технологии, направляйте к нам ваших лучших специалистов, мы будем работать с вами вместе. При этом мы согласны, что при последующем обнаружении вами месторождений должны окупиться ваши инвестиции, которые помогут создать полную картину Прикаспийской впадины. Как только такую картину мы увидим, сама впадина покажет свой потенциал. И мы готовы дать участникам консорциума на выбор для разведки и последующей разработки согласованные Правительством блоки. Это будет справедливая цена за их вложения в проект «Евразия». Кроме того, Казахстан готовит предложения по предоставлению налоговых и неналоговых преференций.
– Пока я понимаю так, что Казахстан от действий консорциума ждет, например, передачи технологий, подготовки казахстанских кадров… А еще что?
– Вы правы лишь отчасти. Трансферт технологий и профессиональные кадры – это важно, но это уже не самоцель. Реализуя проект «Евразия», Казахстан рассчитывает создать в его рамках научный центр, который аккумулировал бы в себе все получаемые знания. Все первичные материалы исследований должны быть в этом центре, их обработку и интерпретацию следует проводить здесь. Для этого компании – участники консорциума должны предоставить своих доверенных специалистов и соответствующие программные продукты. Такую постановку задачи мы проводим впервые, но с далеко идущими планами. С тем чтобы в последующем все соответствующие исследования проводились либо в этом интеллектуальном центре либо, исходя из него, предлагались для других научных институтов Казахстана.
– Однако, судя по самой работе, с которой мы начали беседу, слова некоторых экспертов о том, что науки в Казахстане нет, а геологоразведка в упадке, мягко говоря, не соответствуют действительности. Авторы исследования и есть теоретически тот самый интеллектуальный центр, не так ли?
– Как носители уникальных знаний, – да. Проанализируйте биографии участников авторского коллектива: все они обладают и учеными степенями, и выполняют свою работу как практики. Судите сами: на базе проделанной авторами и их коллективами научной работы совместно с компетентными органами составлен и утвержден прогноз добычи нефти в Казахстане до 2040 года. Кроме того, составлена обновляемая база геолого-геофизических данных. То есть все исследования, которые будут проводиться в будущем, имеют под собой прочный научный фундамент в виде научного обоснования углеводородного потенциала Казахстана. Поэтому мы хотим сделать ставку на реальное формирование интеллектуального центра источника вектора действий для геологоразведки в нефтегазовой отрасли и становление его международного авторитета.

Популярное

Все
Как отдохнут казахстанцы на майские праздники
В хаосе городской застройки Уральска разбирался Антикор
В Уральске трое неизвестных украли деньги из терминала
Ерлан Суттибаев назначен заместителем Управляющего делами Президента РК
Отношения Казахстана и Узбекистана носят характер постоянного тактико-стратегического взаимодействия – политолог
Педагоги из СКО достойно представили регион на республиканской олимпиаде
Токаев: «Праздник Ораза айт глубоко созвучен исконным ценностям нашего народа»
Рабочий визит Шавката Мирзиёева в Казахстан завершен
Бывшие полицейские задержаны за похищение человека и вымогательство в Павлодаре
Вольник Ризабек Айтмухан завоевал «серебро» чемпионата Азии
Сейсмологи продолжают мониторинг в Жамбылской области
Фигурист Михаил Шайдоров стал вторым на чемпионате мира
Вспоминать войну фронтовики не любят – история единственного ветерана ВОВ из Актюбинской области
В Актобе при поддержке спонсоров будет благоустроено 11 общественных пространств
Семья из Кордая успешно занимается поставкой на внутренний рынок кормов и куриного мяса
Астана и Анкара подтвердили твердый настрой на дальнейшее укрепление стратегического партнерства
Формула успеха для Казахстана
Рахат Калжан занял третье место на чемпионате Азии по вольной борьбе
Пентагон готовится уволить до 76 тыс. сотрудников
Еще два палуана из Казахстана вышли в финал чемпионата Азии по вольной борьбе
Көрісу – день радости, встреч и прощения
На участке «Болашак» в Мангистауской области будут добывать нефть
Көрісу: Праздник весны, прощения и уважения в Казахстане
На ремонт Дворца культуры в Атырау потратят почти миллиард тенге
Падёж скота произошёл в Актюбинской области
Путь творчества – путь новаторства
Жительница Карагандинской области отсудила 10 млн тенге за проданный ей автомобиль с дефектом
Точкой роста должен стать туризм
Современному Казахстану – поколение «лидеров служения»
Трамп может вывести американские войска из Германии
Казахстан – драйвер укрепления сотрудничества ЕС и ЦА
Спасибо вам за подвиг!
Столица империи Шынгыз-хана находилась на нынешней казахской земле
Возможности и силы Казахстана как средней державы
BI Group и BAZIS произвели доплату налогов после предупреждения Бектенова
Для наших мам!
Ветерана войны поздравили со 100-летним юбилеем
В «Астана Опера» прошел концерт всемирно известного композитора и пианиста
В Атырау растет интерес к национальным видам спорта
Когда наступит светлый праздник Ораза айт

Читайте также

Отключение будет поэтапным
Разъяснены правовые нормы
Нашли применение отходам из пластика
Воде – дорогу!

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]