В программной статье Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» акцент сделан на модернизации образования и сохранении культурно-нравственных ценностей. В документе говорится о том, что в системе ценностей образованность станет главной, отмечена роль культа знаний, который должен быть всеобщим. Ни один из факторов в отдельности или даже их совокупность не сможет обеспечить успешное прохождение третьей модернизации Казахстана без опережающего коренного изменения общественного сознания, что объективно требует нового типа образования, где главной целью и идеалом будет формирование личности. Время не стоит на месте. В нашу жизнь внедряются новые технологии, постепенно становясь неотъемлемой частью всех сторон жизнедеятельности. Они проникли в педагогику, методику и совершили переворот.
В Алматы прошел международный научно-практический семинар «Медиатехнологии в современной школе». Предметом обсуждения стали новые научные тенденции в сфере образования, актуальные вопросы модернизации процесса обучения и воспитания, злободневные проблемы психологической адаптации субъектов воспитания (педагог – ученик – родитель) к новым требованиям в системе образования. С приветственным словом к участникам семинара обратились руководитель Управления образования Алматы Гульнар Ходжабергенова и консул РФ в Алматы, заместитель руководителя Представительства Россотрудничества в РК Ирина Переверзева.
Актуальность темы семинара не вызывает сомнения. Понятия «глобализм», «информационная эпоха», «информационное общество» стали самыми распространенными на рубеже XX–XXI веков. Речь, по сути, идет о новой цивилизации, связанной с колоссальным, не виданным ранее влиянием современной индустрии информации буквально на все стороны общественной жизни и сознания.
Нет сомнений в том, что компьютерные технологии углубляют связи разных культур, информация создает осмысленные ценности. Но компьютер, как и другие новые медиа (сотовая связь, электронная почта, цифровое кино и фото, Интернет) оказывает воздействие на социум в том случае, если это продуманная система, соотнесенная с характером общественных связей.
На первое место в информационную эпоху вышла «аудиовизуальная культура». Под влиянием кино, затем телевидения, компьютера и Интернета начинает формироваться так называемое «экранное поколение». Не случайно многие исследователи стали называть экран «главным учителем жизни». Вместо «самой читающей страны в мире» мы получили «общество телезрителей», людей с клиповым сознанием.
Самая частая фраза в речи школьников сегодня: «Да, я читал, но не понял!» Как ни парадоксально это звучит, чтение классической литературы для современного подростка аналогично чтению текстов на иностранном языке. Из-за отсутствия накопленного багажа знаний даже самые, казалось бы, очевидные вещи проходят мимо них. Родители не говорят с детьми о важном, прочитанном, содержательном, а дети не понимают тексты. Информация снимается с поверхности, как в рекламе, а то, что требует усилий по преодолению, раздражает и остается в тумане.
Таким образом, чтение как процесс и, следовательно, как способ познания действительности, как механизм формирования левополушарного мышления, то есть развития логических, аналитических способностей, выпало из жизни детей. Оно все больше замещается правополушарным восприятием мира через зрительные образы: телевизионные штампы, рекламу, популярные фильмы. Новый век усиленно формирует правополушарную нацию, людей, которые не размышляют и анализируют, а бездумно ориентируются на созданные кем-то незатейливые образы. Снижение ценности чтения в современном обществе воспринимается, к огромному сожалению, как факт. Пусть и негативный. Поэтому и задачи в области образования стали иными. Изменилась визуальная культура, изменился предметный мир, появились новые реалии, которые необходимо учитывать, чтобы книга была интересна ребенку.
Что может помочь в этой ситуации? Для решения этой проблемы необходима деятельность учителя и учеников в трех направлениях. Во-первых, «рассматривать» слова, учиться их «видеть». Во-вторых, учиться «выращивать» слова в собственном творчестве. В-третьих, учиться читать медленно. И современный медиапроект как педагогический ресурс поддержки формирования читательских компетенций привлекает внимание педагога.
Медиаобразование – процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации с целью формирования культуры общения с медиа, творческих коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекстов. Когда педагог говорит о работе с медиатехнологиями в своей практике, то инструментами в работе становятся создание буктрейлеров, видеороликов, анимационных фильмов, визуализация частей текста художественного и научного текста. Без медиатехнологий добиться должного эффекта невозможно.
А достигается этот эффект за счет воздействия на все органы чувств: ученик смотрит, слушает, осязает. Кроме того, медиатехнологии более полно погружают ребенка в изучение объекта. Это требование времени, веление современной жизни. И задача педагогов – не ограждать детей от техники, а учить их ориентироваться в информационных потоках. Взаимодействие науки и практики должно быть направлено на активную модернизацию национальной системы образования…
Активное участие в работе семинара приняла доктор психологических наук, академик, почетный профессор Международного института дифференциальной психологии Германии, директор НИИ психологии КазНПУ им. Абая Жамиля Намазбаева. Тренинги и мастер-классы для учителей и родителей общеобразовательной школы № 20, гимназии № 27 и гимназии № 132 Алматы провели директор МБОУ «Гимназия № 11» городского округа Балашиха Московской области Марина Панченко, заместитель директора по научно-методической работе Светлана Никитина, заместитель директора по воспитательной работе Дарья Телешева.
Итогом работы международного семинара стало заключение меморандума о сотрудничестве между КГУ «Гимназия № 27», КГУ «Гимназия № 132», КГУ «Общеобразовательная школа № 17» Алматы и МБОУ «Гимназия № 11» городского округа Балашиха Московской области.