Экономическая интеграция является своеобразным средством разрешения противоречий глобализации. Ее значение определяется создаваемой возможностью усиливать конкурентные позиции объединяющихся стран в бескомпромиссной борьбе за мировые рынки, источники сырьевых и энергетических ресурсов, новые технологии, инвестиции и многое другое. Все это известно издревле, но особенно наглядно это проявляется в современных условиях, когда глобальная экономика становится фрагментарной.
Богатый опыт государств Западной Европы наглядно показал, что интеграция обеспечивает повышение конкурентоспособности национальных экономик. Поэтому логично утверждать: интеграция региональных объединений может способствовать повышению конкурентоспособности этих объединений. Прежде всего создание интеграционных объединений способствует их противостоянию крупнейшим транснациональным и национальным экономическим структурам, из которых могут исходить реальные угрозы суверенитету развивающихся стран и формирующихся рынков, к которым относят страны евразийской интеграции.
В современных условиях процветание государства, его роль и место в глобальной экономике – все в определенной мере зависит от способности эффективно функционировать в интеграционных объединениях, отстаивая национальные интересы, что является весьма актуальной и чрезвычайно сложной проблемой. Сегодня уверенно можно констатировать значительный прогресс в переливах капитала и расширении свободной торговли. Однако размер фактической глобализации, а именно реальной интеграции разных национальных и региональных рынков в единый мировой организм до сих пор остается ничтожным. То, что происходит в мире, – это главным образом все более интенсивные процессы региональной интеграции.
Общеизвестно, интегрируются прежде всего соседние рынки. Это вызвано близостью источников ресурсов и сбыта, более низкими издержками хранения и транспортировки. Наряду с этим существенное значение имеет близость традиций культуры, иными словами менталитет.
Известно и другое. Так, продвинутая интеграция происходит между странами, расположенными сравнительно далеко друг от друга (например, Новая Зеландия и Сингапур, имеющие соглашение о совершенно свободной торговле). Количество таких соглашений во всем мире возрастает. Наиболее яркий пример – Евразийский экономический союз, к которым хотят присоединиться десятки стран из других регионов мира.
В то же время имеются примеры интеграции с совершенно разным уровнем развития и/;или таких далеко расположенных друг от друга, как Австралия и Самоа. Или интеграция экономик с еще большей разницей в уровнях развития – Сингапур, Малайзия и Камбоджа, сотрудничающих в рамках единого регионального блока (АСЕАН).
В развитие идеи Н. Назарбаева о «Большой Евразии» первым шагом может стать разработка и последующее подписание Всеобъемлющего соглашения об интеграционном ЕАЭС и ЕС (напомним, что идея такого соглашения снята с повестки дня в связи с западными санкциями в отношении России), в рамках которого полагали бы целесообразным акцентировать внимание на следующем.
Во-первых, предложить создать зону свободной торговли между ЕАЭС и ЕС, в которую пока еще входят 28 европейских государств. Страны – члены ЕС формируют единое экономическое пространство с общим рынком 510 млн человек, что составляет почти 7% всего населения планеты. Здесь производится 23,8% мирового валового продукта, 35,2% глобального экспорта товаров и услуг. Пять стран евразийской интеграции представляют единый рынок в 180 млн человек. Они формируют чуть выше 2,5% мирового валового продукта, им принадлежит около 3% мирового экспорта товаров и услуг.
Примечательно, что ЕС является основным экспортным рынком для Казахстана, России, Беларуси и Армении. Так, доля ЕС в общем объеме казахстанского экспорта составляла в 2015 году 53,5%, в России – 39,8%, в Беларуси – 31,6%, в Армении – 29,7%. Только Кыргызстан имеет незначительный объем поставок на рынок Евросоюза – 3%.
Экономики государств, входящих в Евросоюз, во многом дополняют ЕАЭС. Это создает реальные перспективы регионального партнерства, не снижая конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей стран – членов евразийской интеграции. Наличие особого режима торгово-экономических отношений между ЕАЭС позволит сделать шаг к созданию зоны свободной торговли (ЗСТ) между двумя интеграционными объединения и повысит их конкурентоспособность в глобальной экономике. Дальнейшее развитие регионального партнерства может идти по пути включения в ЗСТ «ЕАЭС – ЕС» Китая, Японии и Республики Кореи с общим рынком 2,2 млрд человек.
Во-вторых, в рамках расширения глобального партнерства между интеграционными объединениями необходимо интенсифицировать работу в реализации проекта «Экономический пояс Великого шелкового пути». В этом направлении приоритетной задачей является разработка непреференциального соглашения по торгово-экономическим вопросам. Как известно, страны – члены ЕАЭС признали преждевременной инициативу Китая о полноценной зоне свободной торговли. Не вводя преференций в торговом режиме между ЕАЭС и КНР, но охватывая достаточный спектр торгово-экономической проблематики сотрудничества, такое соглашение должно содействовать развитию кооперации в инновационных областях, реализации транзитного потенциала союза, привлечению инвестиций.
В-третьих, создание зон свободной торговли с Европейским союзом, АСЕАН, а в перспективе и с другими крупными объединениями (например, МЕРКОСУР – общий рынок стран Южной Америки, куда входят Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Парагвай и Уругвай) позволит создать реальный противовес планируемому Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству (ТТИП) США – ЕС, а также уже созданному Транстихоокеанскому партнерству (ТТП). Оба этих соглашения, инициированных США, направлены на коренное изменение конфигурации глобального экономического пространства. США не скрывают, что одна из задач этих соглашений – нейтрализовать нарастающее влияние Китая в глобальной экономике.
Наблюдая течение реальных процессов, динамику и изменения географической структуры торговых потоков, а также анализируя заключаемые региональные торговые соглашения и принимаемые политические решения (например, между Северной и Южной Америкой и/;или между Западной Европой и Восточной Азией), можно утверждать следующее. Всеобщая интеграция может стать своеобразным двигателем глобализации, чем преградой на пути ее развития.
В перспективе активное сближение региональных объединений в единый мировой рынок будет способствовать интенсификации региональных интеграционных процессов. Это рельефно проявляется через прогрессирующую интеграцию рынков крупнейших экономических центров и их ближайших торговых, финансовых и инвестиционных партнеров. К таким центрам относятся ЕС, НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли, куда входят США, Канада и Мексика), АТЭС (Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество 21-й экономики мира) и Япония. Реально к ним уже можно отнести ЕАЭС и набирающие силу быстроразвивающиеся экономики Китая, Индии.
Развитие интеграционных процессов между региональными образованиями помогает взойти на новые, более высокие ступени интеграции. Иными словами, восхождения на все более высокие ступени институциональной зрелости. Вместо интеграции более 200 сильно разнящихся в культурном, экономическом и институциональном отношении национальных экономик произойдет перемещение центра тяжести глобализации на интеграцию гораздо меньшего числа региональных образований. В этом случае можно говорить не о «транснациональном» масштабе, а о «трансрегиональном» секторе мировой экономики. В перспективе транснациональный сектор, может быть, будет играть все меньшую роль при одновременном возрастании «трансрегиональной» составляющей глобальной экономики. При таких глобальных интеграционных процессах станет меньше субъектов, которые должны координировать свои решения и действия. Как следствие, должна повыситься эффективность их функционирования и развития.
Успех глобализации, развитие и углубление сотрудничества между интеграционными объединениями зависят от политической воли и соответствующего институционального строительства. Это будет способствовать иному, чем раньше и сейчас, распределению мирового продукта. Глобализация не будет иметь шансов на абсолютный успех, если каналы распределения будут функционировать так, как это было до сих пор. Глобализация – это шаг вперед для всего мира. Конечно, у каждой страны и региона есть выбор – участвовать в этом процессе или нет. Игнорирование глобализации в наше время приведет лишь к тому, что страна окажется в резервации в технологическом, культурном, социальном и экономическом смысле. А мир вокруг уйдет далеко вперед. В случае если сейчас страна не слишком конкурентоспособна, лишь это увеличит ее отставание от развитых стран. Фактически каждому интеграционному объединению необходимо выбрать свои приоритетные отрасли, учитывая конкурентные преимущества, которыми они обладают. Понятно, что развивать эти отрасли следует так, чтобы продукт, получаемый в них, был конкурентоспособен за пределами страны. В этом случае интеграционное объединение, равно как и экономики, входящие в него, безболезненно пройдут потерявшись и не оказавшись зависимым от своих более сильных партнеров по этому процессу. Но что бы ни было выбрано, выбор должен быть осознанным и иметь смысл как на момент принятия решения, так и в долгосрочной перспективе.
В заключение отметим. В глобальной экономике происходит (причем не первый год и даже не одно десятилетие) нарастание кризисных явлений, которые носят системный характер. На этом фоне чрезвычайно важной представляется практическая реализация инициативы Президента Нурсултана Назарбаева о «большом евразийском» миропроекте, основанном на учете национальных интересов стран – участниц Евразийского экономического союза.