Открывая собрание, Гульмира Исимбаева отметила своевременность рассмотрения и важность данной темы и обозначила проблемные вопросы, затрагивающие различные стороны процесса внедрения всеобщего налогового декларирования. В частности, проблемы в работе с базой налогоплательщиков – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Информационная система Комитета государственных доходов уже сегодня не справляется с большим количеством одновременно работающих пользователей.
Вызывает вопросы готовность как АО «Казпочта», его филиалов и отделений к приему огромного количества деклараций от жителей населенных пунктов Казахстана, особенно там, где отсутствует интернет-связь, так и органов Комитета государственных доходов Министерства финансов к приему и обработке деклараций, которые будут сдаваться в бумажном варианте. Внедрение всеобщего декларирования потребует увеличения количества центров приема деклараций, проведения эффективной разъяснительной работы. Существуют большие риски для обеспечения качественной обработки налоговой отчетности, связанные с увеличением потока декларантов как на первом, так и на втором этапе.
Качество процесса внедрения всеобщего налогового декларирования доходов населения будет напрямую зависеть от скоординированной и слаженной работы задействованных государственных органов. Нельзя допустить каких-либо недоделок и пробелов ни технического, ни содержательного и организационного характера.
На собрании с основным докладом по рассматриваемому вопросу выступил исполняющий обязанности министра финансов Ардак Тенгебаев.
Было отмечено, что принятые поправки по вопросам декларирования доходов и имущества физических лиц создали законодательную базу для реализации комплекса мер, предусмотренных в Антикоррупционной стратегии РК на 2015–2025 годы. На первом этапе, в 2017 году, предполагается представление декларации об активах и обязательствах работниками государственных учреждений, а также национальных компаний и государственных предприятий. На втором этапе, с 2020 года, планируется представление деклараций всеми физическими лицами.
Декларация о доходах и имуществе предназначена для ежегодного декларирования полученных доходов как на территории Казахстана, так и за ее пределами. При этом расходы будут декларироваться только при «крупных» приобретениях: недвижимости, транспорта, ценных бумаг, долей участия и так далее. Разработана упрощенная форма ежегодной декларации для лиц, получающих исключительно доходы в виде заработной платы или пенсии, на одном листе. Согласно расчетам от общей численности лиц, обязанных представлять декларацию, более 70% будут сдавать в упрощенном формате.
Как сказано на собрании, на сегодняшний день предусмотрены три способа сдачи декларации: на бумаге по почте, на бумаге в явочном порядке, в электронном виде. Между тем депутаты считают, что страна пока не готова к всеобщему декларированию, и считают нужным перенести сроки введения этого процесса. Так, Нуртай Сабильянов предложил перенести сроки внедрения всеобщего налогового декларирования доходов и расходов в РК до 2025 года, аргументируя это недостаточным покрытием Интернета и очередями в налоговых службах.
По словам А. Тенгебаева, в действующем законе предусмотрен поэтапный переход на всеобщее декларирование доходов и расходов в РК. Однако он пообещал мажилисменам, что все предложения и замечания будут приняты к сведению, тщательно изучены и по ним будут разработаны соответствующие решения.
– К представлению декларации мы подготовим и инфраструктуру, и организационные мероприятия, – заверил Ардак Тенгебаев.
Кроме того, продолжил Н. Сабильянов, не каждый гражданин может без консультации самостоятельно и правильно заполнить декларации, а ведь в случае неправильного заполнения в первый раз его ждет предупреждение, при повторных ошибках он будет оштрафован на сумму около 64 000 тенге.
– Если у простого гражданина зарплата 40–50 тысяч тенге, то каким образом он оплатит такой штраф? В связи с этим предлагаю значительно уменьшить размер штрафа, – сказал депутат.
Также, по его словам, необходимо оптимально сократить объем содержания деклараций для простоты ее заполнения.
Депутаты также считают, что декларация наличных денег в пределах установленного законом 160-кратного минимального размера заработной платы не совсем корректна.
– Например, в 2016 году эта предельная величина составляет около 3,6 миллиона тенге. Если гражданин 27 декабря продал квартиру или дом за 7 миллионов тенге и только после Нового года намеревается купить новый дом, то как он должен отразить наличные деньги в декларации? Половину этой суммы указать в декларации, а половину положить в банк? Здесь прослеживаются интересы банка. В связи с этим предлагаю увеличить предельную величину наличных денег, отражаемых в декларации, до 60 миллионов тенге, – сказал депутат.
К слову, законом предусмотрено, что биологические активы, культурные ценности, драгоценные камни и драгоценные металлы, ювелирные изделия, стоимость которых превышает 160 минимальных заработных плат, могут быть указаны по желанию физического лица. Народные избранники считают: необходимо либо обязать указывать, либо вообще исключить возможность декларирования чего-то «по желанию».
Механизм всеобщего декларирования требует тщательной отработки, не сомневаются депутаты, посему, считает депутат Ерсултан Бектурганов, процедуру нужно опробовать в пилотном режиме.
– Необходимо провести эти мероприятия в пилотном режиме, не привлекая граждан к ответственности, сначала опробовать и только потом внедрить. Сегодня от ста до пятисот стран осуществляют процедуру декларации, и даже в этих странах есть погрешности, процедура проводится не совсем правильно, – аргументировал свою позицию депутат.
Также Е. Бектурганов усомнился в технической готовности госорганов проводить процедуру, считая, что сервер Комитета государственных доходов Министерства финансов может не выдержать такой нагрузки.
– Кроме того, 30 процентов населения Казахстана – это пенсионеры и люди с ограниченными возможностями, как они будут предоставлять декларацию? – задался вопросом депутат.
В том, что декларирование необходимо, депутаты не сомневаются. Общество должно знать, каким образом чиновник с фиксированной зарплатой умудряется иметь в собственности загородные особняки, элитные авто и привилегированные аксессуары. Поэтому вполне логичным им кажется декларирование и расходов чиновников на обучение детей за рубежом. Но, как выяснилось, не все так просто. По словам А. Тенгебаева, любой гражданин, который будет предоставлять декларацию, имеет право на вычеты по обучению в стране себя и своих детей в размере 12 МЗП в год.
– Поэтому, наверное, обучение детей за границей как таковое в этой декларации показываться не будет, – смущенно сказал он.
– То есть расходы на обучение детей за границей можно не декларировать, – уточнила вице-спикер Г. Исимбаева.
– Совершенно верно, они не декларируются, – ответил А. Тенгебаев.
– Извините, это же десятки тысяч долларов, – заметил вице-спикер В. Божко.
В ответ на это и. о. министра финансов еще раз сослался на нормы закона, согласно которым в декларациях будут отражаться те расходы, которые касаются приобретения имущества, к коим обучение за границей детей почему-то не относится.
– Если вопрос так стоит, давайте мы еще рассмотрим по отражению в декларации расходов на обучение за границей, – предложил он.
Как известно, внедрение всеобщего декларирования должно простимулировать снижение теневой экономики. Однако, считает депутат Н. Сабильянов, без решения проблемы с лжепредпринимательством, способствующим обналичиванию и уводу денег от налогообложения, с теневой экономикой покончено не будет.
– Комитет госдоходов до сих пор не может привести в порядок базу по учету юридческих лиц. Например, Комитет госдоходов не мог предоставить точную инфорамцию по налогоплательщикам, из-за которых потери бюджета в 2015 году составили 1 триллион тенге, в ходе рассмотрения отчета Правительства и Счетного комитета. С учетом вышесказанного считаю, что всеобщее декларирование физических лиц не принесет ожидаемого увеличения доходной части за счет налогов на доходы физических лиц, – отметил депутат Н. Сабильянов.
В своем заключительном слове руководитель фракции партии «Нур Отан» Г. Исимбаева подвела итоги расширенного собрания, определила задачи членов фракции по проведению разъяснительной работы во время летнего выезда депутатов в регионы.
По итогам расширенного собрания выработаны рекомендации Правительству Республики Казахстан.
В работе расширенного собрания приняли участие депутаты Мажилиса, руководители ряда министерств, представители национальных холдингов и компаний, центрального аппарата партии «Нур Отан», ассоциации налогоплательщиков Казахстана.