…Все фильмы Рустема Абдрашова, несмотря на разность сюжетов, взаимосвязаны. Например, если «Подарок Сталину» – это период репрессий, где Казахстан предстает большим лагерем, куда с царских времен ссылали всех инакомыслящих, то в «Пути Лидера» эта же линия, невидимо присутствуя, оттеняет уже другое, самое главное – путь к независимости.
– Ему не случайно доверяют самые ответственные и важные для страны проекты, – считает Арман Асенов, бессменный продюсер фактически всех фильмов Абдрашова. – Он дотошно подходит к любому материалу, поэтому и результат налицо: Рустем – один из немногих режиссеров, чье кино народ знает и любит. А на международных фестивалях, где участвуют его ленты, неизменно поднимают флаг страны. Таких режиссеров в Казахстане можно пересчитать по пальцам одной руки. Если говорить о «Пути Лидера», то зрители, и не только иностранные, открывали Президента Казахстана благодаря этой картине как многогранную, харизматичную личность. Как политика, сыгравшего огромную роль в период индустриализации страны, да и просто как человека – такого же, как все, из крови и плоти – Глава государства тоже раскрылся в этой картине. Для многих, например, стало открытием, что Нурсултан Назарбаев – мастер спорта по вольной борьбе. Квалификационную книжку он получал в Украине. И сейчас она хранится в Днепродзержинске – в музее при училище, которое оканчивал Президент, ему посвящена целая комната.
О том, как появилась эпопея, где через судьбу одного человека – Лидера нации – показана история становления независимого Казахстана, написано уже много. И все же один маленький экскурс в 2010 год. Режиссер вспоминает, что после разговора с тогдашним министром культуры и информации Мухтаром Кул-Мухаммедом, от которого поступило предложение снять фильм о детстве и юности Главы государства, он попросил недели две на раздумья.
– Я не раз бывал в тех местах, где прошли детство и юность будущего Президента Казахстана, – рассказывает Рустем. – На этом высокогорном плато никогда не бывает плохой погоды. Природа здесь неизменно величественна: и в ясный день, и когда небо заложено тучами. Тут человек невольно настраивается на философский лад. Каждый раз, стоя на кромке Ушконыра и видя раскинувшуюся внизу великолепную панораму (такое чувство, что перед тобой лежит карта всего Казахстана), я думал, что небо, накрывающее плато огромной чашей, было, возможно, одной из первых влюбленностей Президента. От истины, как выяснилось, я далеко не ушел: Нурсултан Назарбаев написал в своих воспоминаниях, что и в самом деле мечтал в детстве стать летчиком.
Что такое вообще лидер? Японский писатель Китами Масао в книге «Самурай без меча», рассказывая о секретах лидерства легендарной личности, общественного деятеля Японии XVI века Тоетоми Хидэеси, так расшифровывает это понятие: «Лидер – это человек с ясным видением лучших времен, способный нарисовать картину будущего и вселить уверенность в других». То есть это то, что сейчас происходит в нашей стране. В программных обращениях к народу Казахстана Глава государства показывает картину будущего – свободную страну с большими перспективами для каждого, у кого есть желание реализовать себя. Детство, юность, молодость и отчасти зрелые годы моего героя пришлись на советскую эпоху. По сути, они прошли в режимном государстве с очень жесткой идеологической системой.
– В первой картине мы видим отголоски того, как в Казахстан в сталинские времена депортировались целые народы, – продолжает Р. Абдрашов. – Во второй, третьей и четвертой сериях присутствует «диссидентская линия» в лице сосланных ученых, тех самых, которые потом будут помогать ставить «на рельсы» металлургический завод в Темиртау. Герой, секретарь комсомольской организации завода, видя все противоречия системы, пытается, как бы это сложно ни было, воздействовать на ситуацию. Но полностью реализовать заложенные в нем природой качества он смог, став Лидером независимого государства. Строя общество свободных людей, Президент предпринял реальные попытки поменять взгляды мирового сообщества на нашу страну. И он добился этого. Казахстан никто уже не воспринимает как место для ссылок. Для всех это страна, которая семимильными шагами догоняет сообщество цивилизованных стран.
Снимая картину о Президенте, мы старались как можно выразительнее показать эпоху, в которой он жил, в которой ковался характер будущего Лидера. Была масса сложностей и организационных, и финансовых, но, преодолевая их из картины в картину, мы освоили технологию скоростных съемок. Думаю, это пошло на пользу не только мне и моей команде, но и киностудии.
Как любой режиссер, я внимательно слежу за реакцией зрителя и с отрадой отмечаю, что отечественную и зарубежную публику «Путь Лидера» не оставил равнодушной. Заграничные зрители старшего поколения, среди которых были и послы, отмечая достоверность показанной в картине эпохи, говорили, что и в Восточной, и в Западной Европе люди одинаково тяжело переживали период послевоенного становления своих стран. В успехе картины, думаю, большую роль сыграла харизма главного героя. Да и сам период индустриализации Казахстана тоже стал благодатной почвой для создания кино.
– Пятую серию эпопеи «Путь Лидера» будет снимать петербуржец Сергей Снежкин...
– Может быть, это даже и хорошо – взгляд режиссера, который живет в другой стране, будет более объективным и беспристрастным. Следующая серия, скорее всего, будет менее поэтической, но более актерской. В ней будет задействовано огромное количество исторических лиц: Горбачев, Кунаев, Хиллари Клинтон, Ельцин... Что касается режиссера, то Сергей Снежкин – человек с большим опытом в плане создания политических портретов. Он, в частности, автор мини-сериала «Брежнев».
Я же теперь занят в другом проекте – «Казахское ханство». Моя команда уже работает над этой исторической сложно-постановочной киноэпопеей в сериальном формате. Авторами сценария выступают известный казахский писатель Смагул Елюбаев и молодой, чувствующий современный ритм драматург Тимур Жаксылыков. Сейчас мы находимся на этапе подготовки. Натура уже выбрана, художники проделали большую работу – по костюмам, реквизиту, разработке эскизов декорации. Недавно завершились видеопробы. С продюсером Арманом Асеновым мы занимаемся уплотнением и сокращением сценария. Иначе на четыре с половиной миллиона долларов снять такую картину с обилием исторических костюмов, вооружения, декораций будет трудно. Если в ближайший месяц-другой полностью выстроим декорации и сошьем костюмы, в августе выйдем на съемочную площадку. Съемки пройдут в Алматинской области и в павильонах киностудии «Казахфильм».
– После «Пути Лидера» вас настойчиво приглашают снимать за рубежом. Это так?
– Есть переговоры. В прошлом году я встречался с продюсерами из России, Монголии и Китая. Но пока эти вопросы я отложил на потом. История Казахского ханства, нашей государственности – это первостепенный для меня проект. То, про что обычно говорят «важнее денег».
– И это, кажется, то, о чем вы мечтали последние годы?
– Об этом, то есть о своей мечте, я пока не хочу говорить. В «Казахском ханстве» тоже поднимается очень интересная тема. В основе будущей картины лежит богатый исторический материал. Подсказал его сам Глава государства. Нурсултан Абишевич предложил нам базироваться на трилогии Ильяса Есенберлина. Этот бестселлер вырастил не одно поколение патриотов, и сейчас пришло время попытаться экранизировать первую книгу эпопеи – «Заговоренный меч». Правда, с целью коммерческого продвижения мы поменяли название на «Алмазный меч». На английском оно звучит еще красивее – Diamond Sword. Жаль, что экранизация романа совпала со временем мирового финансового кризиса. С деньгами сложно. Мы это тоже понимаем. Но если с миру собрать по нитке, то можно свить хороший аркан. Все-таки речь идет о становлении нашего государства. Министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы, понимая это, тоже прилагает все усилия, чтобы проект состоялся. И не в том дело, что режиссер, то есть я, прочитал, увлекся и теперь умничаю, доказывая важность проекта. Ничего подобного: жители любой страны стремятся знать свое прошлое.
В Болгарии, куда я ездил на Софийский кинофестиваль с картиной «Путь Лидера», еще в советское время сняли десятисерийный фильм «Хан Аспарух». Шикарное кинополотно рассказывает всему миру, что основоположником болгарской государственности был пришедший с берегов Волги тюрк. Меня, как прямого потомка номадов Дешт-и-Кыпчака, очень трогает, что живущие в центре Европы болгары, имея очень отдаленное отношение к кочевому образу жизни, чтут и помнят создателей своего государства – кочевников, веривших в вечное синее небо – Тенгри. Об этом они красиво рассказали всему миру. Я думаю, что мы тоже должны чуточку глубже проанализировать свое прошлое, чтобы понять, откуда корни нашего государства и народа.
Пока, к большому сожалению, мы очень мало знаем об этом. В советский период это упорно и целенаправленно замалчивалось. Ильяс Есенберлин совершил, по сути, гражданский подвиг. Писателю наверняка приходилось нелегко в условиях царившей тогда цензуры. Но все же он смог рассказать в своей трилогии историю Казахского ханства – от ханов Жанибека и Керея до Кенесары Касымова. Да, ему пришлось, показывая жестокость эпохи, где-то говорить об этом с позиции господствующей идеологии: нехорошо, мол, богатым обижать бедных. Но недавно я смотрел душераздирающую по правдивости картину своего учителя, живого классика современного казахского кино Сатыбалды Нарымбетова «Аманат». Вот наглядный пример: талантливый ученый, историк Ермухан Бекмаханов в советскую эпоху за исследование белого пятна истории – восстания казахов под предводительством последнего казахского хана Кенесары, выступавшего за независимость Казахстана, – был сослан на 25 лет в Сибирь. А разрабатываемая им тема была закрыта. Еще более трагична судьба его предшественников Мухамеджана Тынышбаева, Магжана Жумабаева, Ахмета Байтурсынова, Алихана Букейханова и других алашордынцев.
Из поколения в поколение, когда мы пытались заглянуть вглубь своей истории, нам приходилось за это тяжело расплачиваться. И хочется верить, что теперь пришло время свободно говорить о своей истории. Иначе подрастающее поколение, не зная своих корней, растворится в других народах. В эпоху глобализации этот вопрос становится только острее. Проект «Казахское ханство» значим еще и этим. Мне хочется верить, что мы справимся с поставленной задачей, как бы трудно нам ни было. По крайней мере, сам я стараюсь вложить в этот проект все, чему я научился в своей профессии.