рисунок Владимира КУРЯТОВА
Однако, как стало известно в ходе прошедшего в Мажилисе заседания Совета по региональной политике и работе с маслихатами при фракции партии «Нур Отан», отечественная легкая промышленность обеспечивает внутренний спрос не более чем на 10%.
По информации председателя совета, депутата Мажилиса Гулнар Сейтмаганбетовой, сегодня доля отечественного производства в общем объеме ресурсов снизилась с 32,7% в 2008 году до 16,6% в 2013 году, что значительно ниже утвержденного целевого показателя. Таким образом, приходится констатировать – задача по удовлетворению потребности внутреннего рынка в продукции легкой промышленности отечественного производства не выполнена. И это при имеющихся собственных значительных ресурсах сырья.
Как показывает статистика, численность занятых в данной отрасли ежегодно снижается. Если в девяностых годах она составляла 220 тыс. человек, то в 2012 году количество человек сократилось до 13 тыс. Всем известно, что сфера легкой промышленности в основном обеспечивает занятость женщин. Сегодня из числа самозанятых 50% составляют женщины. Полтора миллиона женщин, можно сказать, сидят без работы.
– Если исходить из международного опыта, очевидно, что легкая промышленность – это отрасль, имеющая социальную значимость, поскольку обеспечивает высокую занятость. Например, в Индии, Китае, Турции в ней занято почти 20% населения. В Турции объем отрасли в ВВП составляет 10%, отрасль обеспечивает 40% поступлений в бюджет страны. А у нас, к сожалению, основную часть поступлений в бюджет составляют предприятия нефтегазового сектора. В то же время меры, применяемые в целях обеспечения занятости в регионах с наиболее плотным населением, в моногородах, в сельской местности, не приводят к эффективным результатам, – сказала Г. Сейтмаганбетова.
В обсуждении приняли участие представители отрасли, изнутри знающие ее болевые точки. Президент Ассоциации предприятий легкой промышленности Любовь Худова также констатировала, что, несмотря на наличие огромных сырьевых ресурсов, таких как хлопок, шерсть и шкуры, Казахстан импортозависим. По ее словам, легкая промышленность сегодня развивается не благодаря, а вопреки.
– В отрасли работают одни энтузиасты, которые любят это дело, которые хотят что-то делать. Потому что во всех странах мира легкая промышленность социально значима. Она поддерживается государством. В каждом государстве есть специальные фонды по поддержке этой отрасли. Это единственная сфера, которая дает самую высокую занятость. И, учитывая только вот этот фактор, делаются налоговые послабления. Например, в Кыргызстане 30% населения заняты в легкой промышленности, и они вообще от всех видов налогов освобождены, все работают по патенту, – заявила Л. Худова.
По ее словам, основная проблема состоит в импорте несертифицированной продукции. В Казахстан тоннами поступает товар из Китая и Турции. Соседний Кыргызстан пошел дальше – здесь вся продукция из Китая перемаркировывается в Бишкеке и попадает в Казахстан. Товары завозятся стихийно, без уплаты налогов.
– Практически вся продукция, которая сегодня продается в известных бутиках, не имеет сертификатов соответствия и безопасности. Она небезопасна для жизни и здоровья наших людей. Этого никто не проверяет. Есть технический регламент ТС на продукты легкой промышленности, но у нас нет органа, который бы проверял продукцию. Никто не контролирует, не проверяет. И конечно, ввозимый товар дешевле, чем та продукция, которая производится отечественным производителем, – констатировала Л. Худова.
К этому мнению присоединился директор ТОО «Медиатекс» Олег Носов. Он назвал три основные проблемы, которые мешают полноценному развитию легкой промышленности: незащищенность внутреннего рынка, несовершенство законодательства и высокая себестоимость производимой продукции. По его словам, Налоговый кодекс не представляет никаких льгот для инвесторов и не стимулирует вложений в развитие предприятий.
Выходом из сложившейся ситуации О. Носов считает введение в качестве временных мер квот и ограничений на ввоз отдельных видов товаров легкой промышленности, снижение НДС, отмена КПН при дальнейших инвестициях в производство, а также внесение поправок в Таможенный кодекс для упрощения таможенных процедур, так как слишком высокие таможенные пошлины приводят к тому, что дешевле нелегально завозить готовую продукцию из Китая, Турции и Кыргызстана и продавать ее.
Между тем, как выяснилось, некоторые представители государственных институтов на отечественную легкую промышленность ставку не делают. Председатель правления АО «Национальное агентство по технологическому развитию» Айдын Кульсеитов сказал, что не считает легкую промышленность перспективной для экономики Казахстана в краткосрочный период. По его словам, даже уполномоченные министерства в своих стратегических планах не ставили задачу помочь легкой промышленности.
Ранее на одном из пленарных заседаний депутат Мажилиса Турсунбек Омурзаков в своем депутатском запросе на имя Премьер-Министра страны поднимал этот вопрос. О том, что отрасль обладает немалой социально-экономической значимостью, так как обеспечивает высокую занятость трудоспособного населения, говорить излишне. Кроме того, сфера в основном представлена субъектами МСБ, развитие которого является одним из приоритетов нашей государственной политики. В-третьих, развитие легкой промышленности обладает мультипликативным эффектом, так как отрасль технологически связана с другими секторами экономики.
Для развития легкой промышленности Казахстан, как уже было сказано, обладает достаточным потенциалом. В советское время легкая промышленность давала пятую часть всей продукции республики. Были хорошо развиты текстильная, швейная, трикотажная, кожевенно-меховая и обувная отрасли. Несмотря на то что данной системы уже нет, ресурсы для возрождения отрасли у нас все же остались – хлопок, шерсть, кожа.
В своем депутатском запросе Т. Омурзаков констатировал – одной из главных проблем развития легкой промышленности является нелегально ввезенная продукция. Кроме того, в текстильной промышленности имеют место такие проблемы, как нехватка оборотных средств и нехватка сырья. По данным Министерства по инвестициям и развитию, в настоящее время в стране производится около 100 тыс. тонн хлопкового волокна, 95% которого экспортируется. Таким образом, отечественным текстильным предприятиям, для которых хлопковое волокно является сырьем, остается всего 5%. В кожевенной промышленности также наблюдается нехватка сырья из-за того, мы до 90% сырой кожи экспортируем в Кыргызстан, где что-что, но легкая промышленность быстро развивается. Кроме того, в отрасли имеет место спекуляция: по данным мониторинга Ассоциации предприятий легкой промышленности РК, посредники закупают овечьи мериносовые шкуры у фермеров по 300 тенге за штуку, а продают переработчикам уже по 3 тыс. тенге…
Как известно, южный Казахстан имеет огромный потенциал по развитию текстильной промышленности. Это единственный регион, где выращивается хлопок-сырец и производится хлопок-волокно. В целях развития в регионе хлопково-текстильного кластера была создана свободная экономическая зона «Оңтүстік», где имеется вся необходимая инженерная инфраструктура. При этом в прошлом году в регионе простаивали три из четырех текстильных фабрик, в то время как львиная доля производимого в Казахстане хлопка-волокна экспортируется. При этом все предприятия оснащены современным оборудованием и передовыми технологиями – в условиях полной загрузки они могли бы перерабатывать 30% от общего объема производимого хлопка-волокна. После того как на эту проблему обратило внимание руководство страны, между одной из фабрик и хлопкоперерабатывающим заводом ТОО «Sarmattrading» было заключено соглашение о поставке 6 тыс. тонн хлопковолокна. Но, как стало известно, предприятие работало вхолостую для прогрева оборудования…