В Центральном государственном музее выставлены ранее не экспонировавшиеся произведения преподавателей и студентов Института искусств, культуры и спорта КазНПУ им. Абая. Это портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые композиции, скульптуры и произведения прикладного искусства. Среди них привлекает внимание картина художника Нурлана Килибаева «Хан көтеру», представляющая собой тонкий синтез академической стилистики и декоративистского подхода. Она стала частью цикла полотен автора, посвященных славной истории Казахского ханства, и повествует о бытовавших в Великой степи обычаях провозглашения правителя на ханство. Признание всем народом своего лидера, вознесение его на белой «ханской» кошме являются неотъемлемой частью национального культурного кода. Картина «Хан көтеру» метафорична и исполнена смысла, когда за внешней, отчасти пафосной эстетикой скрываются глубокие размышления о вечных ценностях и сиюминутных символах.
Следующая работа – «Раимбек-батыр» – Аманжола Султана является еще одним авторским переосмыслением исторических символов и личностей. Здесь художник стремится реконструировать некий собирательный эпический образ воина. Думается, важным является попытка создания образа казахского рыцаря – хранителя степной мудрости, защитника Отечества.
Институт казахских батыров, как самобытный феномен степного рыцарства, только попал в фокус серьезных научных исследований. Но имеющиеся наработки уже позволяют рассматривать их не только как могучих благородных воинов, но и как воплощение мудрости и благоразумия, носителей народного духа и стойкости. В этом контексте фигура Раимбека и других батыров все чаще привлекает внимание молодых художников, говорят преподаватели КазНПУ.
– Сегодня профессиональное художественное образование является существенным фактором модернизации сознания нового поколения Казахстана, воспитания нового казахстанского патриотизма, регенерации этнической памяти и культурного кода, – уверен член Союза художников РК профессор Токкожа Кожагулов.