Гарант безопасного строительства

923
Беседовал Досжан НУРГАЛИЕВ
– Жмагул Смагулович, в рамках текущих реформ свой формат трансформаций предусматривается и в строительной отрасли. Сегодня у нас есть немало компаний, освоивших высокие технологии строительства. Тем не менее высокие цены и издержки производства при низком качестве работ остаются актуальными вопросами отрасли. И если говорить о последовательности мер, то с каких болевых точек, на ваш взгляд, нужно начинать преобразования?
– Полагаю, что реформирование отрасли нужно начинать с обозначения ключевого приоритета, связанного с обеспечением высокого качества, безопасности и эксплуатационной надежности объектов строительства. В полной мере это возможно только при научно-техничес­ком сопровождении строительства (НТСС). Это комплекс работ научно-аналитического, методического, информационного, экспертно-конт­рольного и организационного характера, осуществляемых специализированными организациями в процессе изысканий, проектирования, возведения и эксплуатации уникальных и технически сложных объектов строительства. НТСС – общепринятая практика в США, Европе и странах Тихоокеанского региона. Как правило, его осуществляют научно-исследовательские организации, обладающие всеми необходимыми инструментами и ресурсами – знаниями, опытом, кадрами и технологиями. Активная деятельность таких центров на рынке научно-технических услуг – верный признак наличия в стране определенной культуры строительства, основанной на инновациях. Сегодня мы можем говорить о себе что угодно, выдавая желанное за действительное, но технической культуры от этого явно не прибавится.
– Не скажутся ли услуги научно-технического сопровождения на повышении себестоимос­ти строительства, которая на сегодня и без того высока?
– Если мы хотим двигаться вперед в русле глобального прогресса, формируя высокотехнологичный производственный сектор, то нельзя не понимать, что некоторое увеличение стоимости строительства, обусловленное процедурами НТСС – это ничто по сравнению с бесконечными и затратными переделками как на стадии строительства, так и на этапе эксплуатации. Затраты на НТСС с лихвой компенсируются за счет внедрения инновационных технологий, повышения качества строительства, обеспечения безопасности и эксплуатационной надежности объектов. Применение на практике НТСС – это перспективный инструмент коммерциализации отраслевой науки в условиях жесткого ограничения бюджетного финансирования. Ведь коммерциализация науки предполагает создание инновационного продукта, имеющего соответствующую стоимость и потребительский спрос.
– В случае продвижения данной практики на основе законодательных механизмов не возникнут ли проблемы в области прерогатив бизнеса и власти?
– Следует отметить, что в задачу НТСС не входит дублирование существующих форм госконтроля, авторского и технического надзора. Научно-техническое сопровождение строительства здесь может выступать только в качестве дополнительного и эффективного инструмента обеспечения безопасности и качества строительства на всех его этапах, за счет научно обоснованных оперативных и рациональных решений по предотвращению рис­ков. НТСС и существующие формы контроля строительных объектов – это два направления, объединенные общностью конечных целей, связанных с качеством готового здания, сооружения или комплекса, отвечающих современным стандартам безопасности в течение всего периода эксплуатации.
– Уместно ли говорить сегодня об активизации рынка научного сопровождения проектов, в том числе строительного инжиниринга, если текущая ситуация в сегменте жилищного строительства, с одной стороны, дает обильную пищу для пересудов в связи с коррупционными скандалами и беглыми застройщиками, с другой – указывает на анархию в кад­ровой политике и оплате труда рабочих.
– Отечественная строительная отрасль действительно временами является сферой конфликта интересов государства, бизнеса и общества. Особенно ярко это проявляется в сфере жилищного строительства. Спрашивается, в чем же причины? Думаю, тут дело не только в «слишком натянутых струнах отраслевой специфики». Даже затевая ремонт в собственном доме, вы рискуете попасть в форс-мажорную ситуацию, когда что-нибудь да не сойдется: финансовые возможности, качество материалов, квалификация работников. И главное – все это может безнадежно затянуться в силу различных нестыковок. Поэтому во все времена считалось, что организация строительного производства – это занятие для специалистов. А что мы имеем сегодня? В строительный бизнес за последние годы пришли менеджеры, часто не имеющие базового технического образования. И хотя опыт – дело наживное, тем не менее пирамиду Хеопса строили не только рабы, но главным образом – мастера своего дела под руководством гениального архитектора.
У нас, к сожалению, так сложилось, что тендеры нередко выигрывают компании, в составе которых отсутствуют специалисты производственно-технических отделов, способные разрабатывать проекты эффективной организации строительных процессов, формировать оптимальные пакеты сметных расчетов, а также квалифицированно взаимодействовать с проектными и изыскательскими фирмами по согласованию принимаемых технических решений. То есть речь идет об отсутствии у большинства строительных компаний специализированных структур, способных на соответствующем профессиональном уровне взаимодействовать с поставщиками материалов и услуг, осуществлять технадзор за качеством выполняемых работ.
В сущности, истоки всех технических, коммерческих, финансовых, юридических и прочих проблем современной строительной практики кроются в том, что здесь зачастую мы имеем дело с непрофессионализмом. Что касается бессистемнос­ти в сфере оплаты труда, то должен сказать, что в этом плане нам еще многому придется научиться, преж­де чем вывести дело в нормальное правовое русло. Но главная проб­лема в том, что из-за постоянных рыночных конъюнктурных перепадов компании не идут на увеличение штатных сотрудников. И это происходит в тех условиях, когда рынок научно-техничес­кого сопровождения и даже простого строительного инжиниринга у нас недостаточно развит, а услуги игроков этого рынка – не слишком востребованы со стороны потенциальных потребителей.
– И все же, как обеспечить в этой сфере оптимальный баланс интересов государства, бизнеса и общества?
– Выход здесь простой – строительный процесс должен быть безрисковым, контролируемым на всех этапах и эффективным за счет грамотной реализации инновационных технологий, рациональной организации и научно обоснованных технических решений. Это и обеспечивает научное сопровождение строительства: от изысканий, проектирования и строительства объектов до последующей их эксплуатации. Следует также отметить, что у нас понятие «научно-техническое сопровождение строительства» до сих пор путают со строительным инжинирингом.
Инжиниринг происходит от английского слова «engineering» – сооружать, проектировать, устраивать, затевать, придумывать, изобретать. Услуги типа «инжиниринг» возникли в развитых странах в 60-е годы прошлого века и к настоящему времени получили там широкое распространение, так как именно применение высококвалифицированного человеческого ресурса способствует максимальному сокращению сроков ввода объектов в эксплуатацию, ускорению отдачи капитала. Разница в том, что строительный инжиниринг представляет собой инженерное обеспечение строительства на этапах проектирования, возведения и эксплуатации объекта, а НТСС, как было отмечено выше, это комплекс работ прежде всего научно-аналитического характера.
На сегодня в Казахстане действуют 38 тысяч субъектов строительного рынка, объединившихся недавно в Национальную ассоциацию строительной отрасли. Подавляющая часть застройщиков – довольно мелкие фирмы, строящие несложные объекты. В то же время крупные компании, сосредоточенные в мегаполисах, возводят главным образом большие жилые комплексы и уникальные сооружения. И те, и другие, как правило, нуждаются в услугах научно-технического сопровождения. Первые – по той причине, что простые сооружения часто возводятся на сложной в инженерно-гео­логическом отношении площадке или имеют непростую историю, например, вырыт только котлован, а деньги уже кончились, либо построили первый этаж – и пошли трещины в несущих стенах и прочее. Вторые – потому, что объемные, уникальные и технически сложные сооружения в процессе строительства часто сопряжены с целым комплексом проблем. Это и взаимное влияние близко расположенных объектов, и работы на значительной высоте, нестандартные нагрузки и воздействия, а также повышенные требования к безопасности.
– Почему же до сих пор в Казахстане НТСС не нашло такого широкого применения, как за рубежом?
– Дело в том, что на сегодня у нас имеется не так много научно-исследовательских организаций с соответствующей производственной базой, кадрами и опытом в данной области. А главное – нет общего понимания в необходимости этой практики, ибо небо можно мерить и аршином…
Между тем, как показывает опыт НТСС, полученный специалистами КазМИРР, на более чем 1 500 строительных объектах Казахстана 50% всех дефектов и повреждений в конструкциях зданий возникают на стадии возведения объектов, в основном из-за низкого качества строительных работ. Примерно столько же дефектов и повреждений обусловлено ошибками, допускаемыми еще на стадии инженерных изысканий и проектирования объекта. Повреждения, возникающие при неправильной эксплуатации зданий и сооружений, занимают не более 20% от выявляемых дефектов и повреждений. Таким образом, для исключения или по крайней мере значительного уменьшения рис­ков появления дефектов, снижающих безо­пасность и надежность зданий и сооружений, нужно задействовать инструменты НТСС.
– Какова текущая ситуация с развитием рынка строительного инжиниринга и научно-технического сопровождения проектов отрасли?
– В настоящее время объем мирового рынка инжиниринга и научно-технического сопровождения проектов по оценкам экспертов составляет 750 миллиардов долларов в год, по прогнозам к 2020 году он удвоится. Из них 160 миллиардов долларов приходится на компании строительного инжиниринга. При этом порядка 95% экспорта инжиниринговых услуг приходится на фирмы высокоразвитых стран. Лидеры экспорта инжиниринговых услуг – компании США, Великобритании, Германии, Франции и Японии. В США, например, зарегистрировано свыше 25 тысяч инжиниринговых фирм различного профиля и объема деятельности. При этом для США характерны фирмы-гиганты, выполняющие работы типа строительного инжиниринга и все функции, которые они берут на себя, в том числе по созданию соответствующих объектов.
Рынок инжиниринга и научно-технического сопровождения проектов в России пока достигает 43 миллиардов долларов в год. В качестве примера можно привести инжинирингово-строительный дивизион «РУСАЛа», который осуществ­ляет управление проектом строительства на всех стадиях выполнения проекта – от разработки ТЭО до пуска объекта в эксплуатацию. Общая численность персонала дивизиона на данный момент превышает 16 500 человек. На территории России и СНГ он имеет 17 филиалов.
По Казахстану ни таких данных, ни самих компаний, к сожалению, пока нет. Между тем стремление нашей страны интегрироваться в мировую экономику, ее активное участие в ЕАЭС и ВТО вызывают необходимость скорейшего пере­устройства и переориентации всех отраслей производства, в том числе такой крупной и стратегически важной отрасли, как строительство.


Популярное

Все
Спасти уникальную породу лошадей вызвались специалисты конезавода «Кобыланды»
Региональное представительство Euronews откроется в Астане
Современный завод за 360 млн долларов будет построен в Алатау
В парках Жезказгана наводят порядок
Улучшить качество связи запланировали в Жамбылской области
Я б в кондитеры пошел, пусть меня научат!
Наступила эпоха «средних держав»
Портреты отечественных паралимпийцев украсили пешеходный мост в Астане
Порядок там, где не сорят
В ходе учения «Бірлестік-2024» будут отработаны 47 тактических эпизодов
Такова наша жизнь
Поединки на татами определили сильнейших
Сборы командного состава проходят в Астане
В Семее открылась выставка Толеугазы Жубанышева
История, рассказанная цифрами
Репрографическое воспроизведение в Казахстане должно работать
Дорога Актобе - Хромтау - Улгайсын станет четырехполосной
После проверки госаудита в Минздраве сделали заявление
В Семее чуть не утонули двое детей
Торговый дом горел в Астане
Информацию о похищении судьи в Астане подтвердила полиция
На востоке республики вдвое увеличен объем ремонта дорог
В Таразе продолжают обновлять общественный транспорт
Сколько выпускников набрало пороговый балл на ЕНТ
Казахстан инициирует закон о семейно-бытовом насилии в рамках МПА СНГ
Казахстан занимает шестое место по количеству туристов, приезжающих в Грузию
Гости из Поднебесной ознакомились с туристическим потенциалом края
13 июля стартует прием заявлений для участия в конкурсе образовательных грантов
Неделя добра продолжается в регионах
У доброго хозяина и озеро икру мечет
Эпос Султана Раева
Не сыпьте соль на сердце
Все, что вы еще не знали об ОСМС
Жалобы астанчан на работу «скорой» обсудили в акимате
Минюст запустил пилотный проект по борьбе с мошенничеством
«Шустрые иголочки» вышивают крестиком и снимают стресс
Микс традиций и инноваций
Сенат Казахстана инициировал закон о противодействии семейно-бытовому насилию в рамках МПА СНГ
Привокзальную часть города благоустроят в Астане
Досудебное расследование в отношении экс-министра юстиции Бекетаева завершено
Значительного повышения тарифов опасаются жители Северного Казахстана
Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
Личность и наследие Шынгыз-хана остаются в центре внимания ученых
Токаев переговорил по телефону с Путиным
Из почти 40 фонтанов в Атырау работает только один
Судебное реформирование: реалии и перспективы
Строительные рынки переезжают за город
Девушка задушила ребенка и выпрыгнула из колеса обозрения в Алматы
Большую зачистку «мертвых душ» провели  в Костанайской области
WhatsApp-бот против мошенников действует в Астане
Двадцать членов ОПГ доставили в полицию
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
Дело Бишимбаева: астанчанку подозревают в присвоении 100 млн тенге
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
Аlma mater казахстанской спецслужбы отмечает 50-летие
Три человека погибли в воинской части в Арысе
XVII заседание Молодежного совета ШОС прошло в Астане
Члены самой богатой семьи Великобритании осуждены за эксплуатацию прислуги
12 млн тенге присвоила из бюджета директор детсада в Таразе
Заплатить за «уборку» после паводка отказался отдел ЖКХ Петропавловска

Читайте также

Парламентская дипломатия в архитектуре многовекторного диал…
Осуждены убийцы семилетней Миланы Давыдовой
Завоевали награды на чемпионате в Австралии
Палаточный лагерь «Жалынды болашақ»

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]