…В январе 1914 года усилиями Кульджановых в Приказчичьем клубе прошел первый официальный вечер памяти Абая. Значение этого события трудно переоценить, ведь именно с этого яркого мероприятия началось переосмысление творчества великого поэта-философа. Не секрет, что среди современников нередко звучала мысль о том, что Абай представлял собой чуть ли не феодального поэта, выразителя байского мировоззрения. Второй вечер прошел год спустя, он носил благотворительный характер, здесь звучали казахские песни и музыка, а собранные средства были направлены на обучение талантливой казахской молодежи в лучших вузах империи. Благодаря Кульджановым десятки юношей и девушек смогли поехать в Петербург, Томск, Казань, Омск.
За этим вошедшим в историю абаеведения вечером стояли Нургали и Назипа Кульджановы – представители плеяды первых казахов-интеллигентов, не просто супруги, а идеальный союз единомышленников-друзей. Когда Нургали и Назипа поженились, ей было 15, ему – 32. Назипа, будучи родом из бедной многодетной семьи, всеми силами стремилась вырваться из нищеты, получить хорошее образование. Она самостоятельно поступила в Кустанайскую женскую высшую гимназию, окончила ее с отличием и в 14 (!) лет получила в гимназии преподавательскую должность. Достижение для девушки-казашки в начале ХХ века фантастическое! И вдруг Назипа узнает, что еще в детстве была сосватана, за нее получен и уже растрачен калым. Для образованной девушки удел быть фактически проданной казался немыслимым. Знакомство с обаятельным коллегой Нургали стало для Назипы спасением. Существует версия, что их переезд в Семипалатинск в 1902 году и связан с «калымной» историей.
Когда в Семипалатинске был открыт подотдел Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества, эта серьезная ученая организация приняла в свои ряды двух женщин, и одна из них – Назипа, увлекавшаяся сбором фольклора. Именно в этом кругу и происходит знакомство четы Кульджановых с Ибрагимом Кунанбаевым и его семьей. Встреча стала судьбоносной. Назипа на протяжении всей жизни занималась переводами Абая на русский язык, именно она познакомила автора сборника «Тысяча песен казахского народа» А. Затаевича с творчеством великого поэта, позже композитор переложит их на музыку, так появятся любимые всеми нами песни.
В 1919 году Нургали Кульджанов был расстрелян белогвардейцами, а спустя десятилетие объявлен уже большевиками врагом народа. Его вдова стала единственной женщиной, чье досье попало в зловещую папку с явно сфабрикованным делом «Организация мятежа в Чингизской волости Семипалатинской области». Среди подследственных также лидер Алашорды Алихан Букейханов, будущий корифей отечественной литературы Мухтар Ауэзов, сын Абая Турагул Ибрагимов.
Назипа Кульджанова, занимавшаяся переводами русских классиков на казахский язык, написавшая ряд трудов по дошкольному воспитанию, первая казахская женщина, профессионально занимавшаяся журналистикой, лишилась возможности заработка, так как стала персоной нон грата во всех издательствах. Лишенная моральной и материальной поддержки, она умерла от туберкулеза в Алма-Ате в 1934 году, и, скорее всего, только это спасло ее от ареста и расстрела…
Символичен тот факт, что вечер памяти Абая был «реставрирован» именно в историко-краеведческом музее, ведь поэт принимал участие в его создании. Век спустя здесь собрались деятели литературы и искусства региона, ветераны, студенты, перед которыми выступили сотрудники музея, исполнив песни и стихи, написанные Абаем, были зачитаны отрывки из статей и некролога. Мероприятие полностью повторило программу этнографического вечера, проведенного Назипой Кульджановой. Лишь с разницей в 101 год. И это сделало его незабываемым, вызвав восторг и аплодисменты гостей.