В этом плане можно отметить преобладание экономических аспектов дальнейшей модернизации Казахстана, предложенных в нынешнем Послании. В принципе Нурсултан Абишевич всегда оставался сторонником решения практических вопросов без их излишней политизации. «Сначала – экономика, потом – политика» – это его выражение давно стало своеобразным кредо управления, нацеленного на результат.
Сквозной темой нынешнего Обращения Главы государства к нации стали аспекты, связанные с необходимостью активного продвижения в повседневную жизнь инноваций и цифровых технологий, формирование их «опорных узлов» в разных секторах.
Уже само заявление о том, что флагманом внедрения новых технологий должна стать индустриальная сфера, то есть прежде всего промышленное производство, говорит о прикладном характере Послания. Иными словами, «креативить» нужно не только в сфере услуг, информатике или развлекательной индустрии. Без появления ноу-хау в реальном секторе экономики страна не сможет повысить свою конкурентоспособность.
Говоря о разработке новых инструментов, направленных на модернизацию предприятий, ориентированных на экспорт продукции, Президент обозначил достаточно болезненную для бизнеса тему. Любое совершенствование производственного процесса, а тем более его технико-технологическое перевооружение, сегодня производится за счет самого бизнеса. Это означает не только затраты на приобретение новых технологических решений, но и порой остановку производства, его переоборудование и реконструкцию.
Во многих европейских странах, в частности в Германии, компании в таком случае вправе рассчитывать на прямую помощь государства, а если речь идет о дополнительных инвестициях, то и на возврат до 50% вложенных средств.
Между тем казахстанские госслужащие в рамках инвестиционных преференций вплоть до последнего времени отказывались поддерживать предприятия, прошедшие реконструкцию и обновление производства.
В парламентской фракции ДПК «Ак жол» надеются, что нынешнее прямое поручение Президента наконец заставит отраслевые министерства более реально взглянуть на вещи и поддержать как новые проекты, так и модернизацию существующих предприятий. Тем более что Нурсултан Абишевич в Послании также предложил осуществить пилотный проект по оцифровке нескольких действующих предприятий и затем широко распространить этот опыт.
Инициатива Главы государства о стимулировании спроса на новые технологии со стороны бизнеса важна еще и потому, что разрыв между научными разработками и их практическим внедрением в нашей стране до сих пор только нарастал. Между тем в Казахстане даже сегодня имеется немало действительно актуальных научных, технических, информационных решений и проектов (как отечественных, так и зарубежных), не находящих должного применения. И создание для бизнеса условий, стимулирующих внедрение инноваций, может действительно помочь сократить разрыв между прикладной наукой и ее применением.
Что касается венчурного финансирования, то ровно год назад, 25 января 2017 года, фракция «Ак жол» в специальном депутатском запросе поднимала проблему неэффективного использования этого инструмента государственными фондами и предлагала поддерживать частные венчурные структуры.
Следует обратить внимание и на тот факт, что в нынешнем Послании Президент призвал стимулировать бизнес, инвестирующий «зеленые» технологии. Это очень интересный посыл. Во-первых, потому что речь идет об ответственности общества и бизнеса не только за использование продукции, но и за утилизацию отходов.
Сегодня вокруг каждого города ветер разносит по степи море полиэтиленовых пакетов. Дно рек и озер усеяно оборвавшимися капроновыми сетями, которые не разлагаются и продолжают убивать рыбу. Обочины местных дорог усеяны брошенными шинами. Законодательное урегулирование этих вопросов, вхождение бизнеса в систему ограничений и утилизации отходов крайне актуальная тема. В частности, министр энергетики Канат Бозумбаев недавно озвучил планы по поэтапному введению запрета на продажу полиэтиленовых пакетов. Думаю, что такие идеи, как минимум, заслуживают внимания, а при наличии альтернативы полиэтиленовой таре для розничной торговли – и прямой поддержки.
Во-вторых, у «зеленой» экономики есть и другая сторона, которую также отметил Елбасы, – это производство экологически чистой продукции. Бывая в соседних странах – России, Китае, Узбекистане, неоднократно слышал мнение людей о казахстанских товарах, прежде всего муке, мясных изделиях, растительных маслах, как об очень качественных именно в контексте экологической чистоты.
Однако недавние дискуссии по земельному вопросу выявили, что в действительности в нынешних условиях никто не может гарантировать ни должного контроля качества земли, ни чистых агротехнологий. Напротив, поступали сигналы о применении «грязных» химических удобрений, ГМО и так далее.
По сведениям Комитета охраны общественного здоровья Минздрава РК, значительная доля (12%) отечественной пищевой продукции не соответствует требованиям безопасности и качества, что лишний раз подтверждает необходимость большой постоянной работы по сохранению казахстанского бренда чистых продуктов.
В связи с этим могу добавить, что депутатами партии «Ак жол» вопросы соответствия как отечественных, так и импортных товаров требованиям безопасности и качества регулярно ставятся перед госорганами. Сейчас в Мажилисе находится законопроект «О стандартизации», который призван навести наконец порядок в этой сфере.
Следующая деталь, на наш взгляд, тоже очень важна для оценки нынешнего Послания. Говоря о перезагрузке и оздоровлении финансового сектора, Глава государства отметил, цитирую: «Нужно ускорить принятие закона о банкротстве физических лиц».
Мы считаем эту норму актуальной. Сегодня в деятельности банков наблюдается постепенный перенос акцентов с кредитования бизнеса (юрлиц) на розничное потребительское кредитование. Но если предприятия имеют возможность путем банкротства «развязать руки» банкам для санации безнадежных кредитов, то для физлиц такие процедуры до сих пор отсутствовали.
Еще в 2013 году фракция «Ак жол» предлагала госорганам ввести банкротство физических лиц и даже подготовила свой проект соответствующего закона. Но на все эти инициативы от Правительства и Нацбанка было 2 варианта ответа: либо «считаем нецелесообразным», либо «может быть, когда-нибудь потом».
Напомню, что в тот период тысячи наших граждан, бравших ипотечные кредиты, в результате кризиса оказывались неплатежеспособными и попросту лишались своего единственного жилья. Признание таковых лиц банкротами могло бы реально защитить их от полного обнищания, гарантировать сохранение минимальных социальных прав и крыши над головой.
Поэтому партия «Ак жол» поддерживает это поручение Президента и готова приложить все усилия для его срочного исполнения.
Большое значение с точки зрения макроэкономики имеет инициатива Президента о создании Международного финансового центра «Астана», опирающегося в своей деятельности на британское право. Фактически у национальной экономики появляется возможность уйти от тотальной привязки к банкам и кредитной зависимости через доступ к фондовым инструментам финансирования. Для массы казахстанских предприятий это означает не только более дешевые деньги, но и меньшую бюрократию.
Да, взамен им придется раскрывать информацию о своих бенефициарах и финансовом положении, но это неизбежные составляющие финансовой культуры.
Не могу обойти стороной и такое вроде бы не самое броское поручение Нурсултана Абишевича, как передача корпоративного подоходного налога с МСБ в бюджеты регионов. Это, как говорится, небольшой шаг для одного человека, который способен стать прыжком для огромного сектора экономики всей страны.
Дело в том, что малый и средний бизнес ориентирован прежде всего на местный рынок и зависим от ситуации на местах. При казахстанских расстояниях логистические затраты естественным образом снижают конкурентоспособность МСБ на любом другом рынке, кроме местного.
Вместе с тем средние предприятия – основа обрабатывающей промышленности. Крупный бизнес сосредоточен в основном в добывающей отрасли и машиностроении, тогда как все остальные обрабатывающие секторы на 99% представлены средними компаниями.
Поэтому напрямую заинтересовав региональные власти в успехе и доходности МСБ, Президент делает их естественными союзниками бизнеса. Такое решение заставит акимов и чиновников на местах изыскивать новые, нестандартные формы поддержки предпринимателей, стимулировать создание новых средних предприятий, диверсифицировать их по отраслям, активнее помогать с выходом на новые рынки сбыта, совместно работать над снижением себестоимости и увеличением прибыли. С другой стороны, показатели МСБ становятся реальным критерием эффективности местных руководителей и их служб.
Конечно, эти и многие другие положения Послания прежде всего выражают политическую волю Елбасы. А то, насколько успешно они будут претворены в жизнь, какой дадут практический результат для экономики и людей, зависит от эффективности всей системы государственного управления, ее взаимодействия с частным бизнесом и обществом. И Демократическая партия «Ак жол» готова внести свой вклад в эту большую работу.