Локализация по «доброй воле» операторов

1308
Беседу вел Досжан Нургалиев
– Рашид Хасенович, каковы общие параметры развития оте­чественного рынка нефтесервисных услуг, из каких «локомотивов» он состоит?
– Если опираться на данные наших компаний, то ситуация здесь складывается далеко не в пользу отечественных игроков рынка. На сегодня доля участия местных компаний в проектах очень низкая. Реальность такова, что львиная доля контрактов здесь приходится на иностранные компании. Причем ситуация в каждом регионе отличается друг от друга. Если взять Кызылординскую и Актюбинскую области, то там наблюдается засилье китайских компаний. Без всякой статистики видно, что доля казахстанских компаний в контрактах от СНПС–АМГ и других недропользователей зачастую отдается аффилиированным компаниям. На эту тему можно говорить много, но в целом положение таково, что рынок для местных компаний не только не растет, но и с каждым годом сужается.
– Из каких тенденций складывается сегодня общая картина рынка?
– На данный момент в отечественной нефтесервисной отрасли наблюдается ряд острых проблем, требующих, на наш взгляд, особого и незамедлительного внимания со стороны Правительства РК. Их наличие ведет к ухудшению состояния подавляющего числа оте­чественных предприятий и, соответственно, к возможному обострению социальных проб­лем в коллективах. Если в предыдущие годы в период высоких цен на нефть данные проблемы, имевшие место и на тот момент, были не столь остры, то сегодня в период падения цен на нефть и сокращения объемов капитальных затрат на развитие они стали значительно острее и ощутимее.
Текущие проблемы можно выделить в несколько групп. Во-первых, это высокий уровень задолженности недропользователей перед предприятиями отрасли. Cегодня этот показатель значительно вырос в сравнении с предыдущим периодом. На данный момент имеются факты, когда некоторые недропользователи по два-три года кряду не оплачивают выполненные нефтесервисными компаниями работы и услуги. Подчеркну, что наши компании выполняют работы своевременно в рамках производственных планов недропользователей, задействовав свои технические и человеческие ресурсы. Как известно, любые отклонения от графика чреваты штрафами или попаданием в списки недобросовестных подрядчиков. Поэтому казахстанские компании стараются свое­временно и качественно выполнять свои обязательства. Безусловно, все это требует денег. Но их нет, так как компаниям приходится развиваться в условиях тотального дефицита средств из-за укоренившейся практики недополучения денег по выполненным работам. При этом нельзя забывать, что предприятия выполняют свои обязательства по сохранению рабочего персонала в рамках меморандумов, подписанных с областными акиматами. Они также выполняют свои обязательства и перед налоговыми органами. Сегодня возможности многих предприятий отрасли исчерпаны, они находятся на грани дефолта по платежам и просят нас оказать содействие в решении возникшей проблемы по получению причитающихся средств за выполненные работы.
– А чем мотивируют эту ситуа­цию недропользователи?
– Недропользователи в свою очередь объясняют данную ситуацию падением цен на нефть и вынужденным сокращением объемов капитальных затрат, что на самом деле не относится к их задолженности, датируемой более ранним периодом, когда положение было стабильным. Так или иначе, но падение цен на нефть не должно служить индульгенцией от своевременных выплат по услугам местных нефтесервисных компаний.
– Есть ли выход из «пятого угла» неплатежей, в котором оказались отечественные неф­тесервисные компании?
– Руководители одной из буровых компаний предлагают создать некий аналог факторинговой компании, чтобы, используя средства из Национального фонда на основе срочности, платности и возвратности, погасить задолженность недропользователей перед нефтесервисными компаниями. Ведь необходимо оживить рынок и наполнить его ликвидностью. Также в качестве варианта предлагается мера по использованию системы взаимозачетов, которую надо обсудить и согласовать с налоговыми органами страны.
– Если полагать, что трудности настоящего периода – это лишь предтеча «большого шторма» в условиях ВТО, то какие меры, на ваш взгляд, нужно принимать сегодня для укреп­ления отечественного контента рынка?
– Деятельность нашей отрасли в условиях ВТО, с одной стороны, – возможность для отечественных предприятий стать более конкурентоспособными, а с другой, – это риск утратить рынок. Дело в том, что по сравнению с иностранными нефтесервисными компаниями, у которых есть первоклассное оборудование, профессиональные специалисты и многолетний опыт, оте­чественные предприятия не имеют и десятой доли того оснащения, которое им нужно для конкуренции на равных. Заказчики в своих условиях, как правило, прописывают наличие техники и оборудования, которое стоит немалых денег и к тому же требует квалифицированного персонала. Взять их неоткуда. Остается одно – взращивать эти кад­ры на местах. Но как решать все эти вопросы, когда отечественные компании зачастую не получают контрактов от недропользователей и вынуждены годами ожидать оплату за свои услуги?
Вот и выходит, что на сегодня их конкурентоспособность не подкреплена ни технически, ни технологически, ни финансово.
– Сегодня в стране немало программ стимулирования производственного бизнеса, в том числе инициируемые крупнейшими финансовыми институтами. А как насчет развития высокотехнологического сервиса в нефтяной отрасли?
– Ранее мы неоднократно поднимали вопрос о необходимости развивать местные нефтесервисные компании, в том числе сильных игроков, которые смогли бы встать на ноги и вооружиться технологиями до вступления Казахстана в ВТО, чтобы потом у них была возможность успешно конкурировать с иностранными фирмами. Но нас никто так и не услышал. К сожалению, кардинальных мер господдержки сервисных компаний не было, как не было и специальных программ для развития отрасли нефтесервиса. Например, недропользователи укрупняют лоты, которые исчисляются миллиардами тенге. При этом финансовая гарантия, которая бы покрыла этот контракт, не может быть обеспечена средствами каких-либо программ. Техническая и технологическая модернизация стоят больших усилий и средств, а госпрограммы это не осилят, поскольку те же гранты НАТР, например, ограничены потолком в 5 млн тенге, которые практически не делают никакой погоды. На мой взгляд, стимулирование отрасли должно происходить в жестком контроле реализации инициатив по точечному взращиванию крупных и состоявшихся компаний, которые, получив контракты, смогли бы концентрировать вокруг себя мелкие компании и взращивать их. Стимулирование должно воспитывать и помогать местным компаниям соответствовать требованиям операторов и получать контракты. Например, в Актюбинской области на протяжении нескольких лет данных мер по стимулированию не проводилось. Поэтому там не редкость, когда местные субъекты рынка закрывают свой бизнес в своем же регионе.
При отсутствии контрактов, распределяемых между иностранными компаниями, не может быть никакой речи о наличии конкурентоспособных отечественных предприятий, которые могли бы работать в новых условиях. Уже сейчас на нашем рынке наблюдается наплыв иностранных компаний, в основном пока российских и китайских, которые захватывают рынок, оставляя местные предприятия не у дел.
– Какова ситуация в сфере партнерства местных компаний с потенциальными иностранными заказчиками?
– Вышеизложенные проблемы являются дополнением к тем проблемам, которые испытывают местные компании, взаимодействующие с китайскими нед­ропользователями. Особенно острой является проблема взаимодействия с АО «CNPC–Актобемунайгаз». Вкратце все проблемы можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, здесь отсутствует прозрачность тендерных процедур. Во-вторых, имеет место лоббирование китайским недропользователем тендерных интересов аффилиированных компаний.
Данные проблемы привели к тому, что сегодня в Актюбинской области наблюдается стагнация буровой отрасли, а местные предприятия, ранее работавшие в этом регионе, вынуждены были искать работу в других облас­тях, что значительно усложняет их дея­тельность за счет расходов на мобилизацию техники и перемещение трудовых ресурсов. Аналогичная ситуация наблюдается и в Кызылординской области.
– Глава государства неоднократно призывал иностранных инвесторов и их партнеров активнее заниматься локализацией производственных мощностей и взаимодействием с местными компаниями. Как реализуется данная инициатива?
– Иностранные недропользователи предпочитают работать со своими генеральными подрядчиками из числа крупных иностранных нефтесервисных компаний. Данные компании имеют свои представительства в Казахстане, но не локализовывают свое производство в стране. Между тем локализация позволила бы повысить конкурентоспособность местных компаний за счет партнерства с иностранной компанией в формате совместных предприятий или консорциума. Тем не менее, несмотря на то что данный вопрос поднимается в течение последних 2–3 лет, решение по нему не перешло в практическую плоскость.
– А почему? В чем причина?
– Представители иностранных компаний до сих пор руководствуются предвзятым мнением, что местные сервисные предприятия не смогут качественно выполнять работу по оказанию услуг. Думаю, что в подобном подходе кроется чисто экономический интерес. Ведь куда выгоднее для них открыть тут филиал и, завозя продукцию и рабочих из-за рубежа, получать прибыли и вывозить ее из страны, чем строить и налаживать локальное производство в Казахстане. Этот лейтмотив они нередко аргументируют тем, что в стране отсутствует экономическая целесообразность для локализации производства, то есть низкая емкость рынка и отсутствие существенных перспектив для сбыта. При этом мы наблюдаем, что на сегодня поставляемые из-за рубежа товары вполне покрывают имеющуюся емкость рынка и удовлетворяют имеющийся спрос. А ведь все это могло производиться в Казахстане в партнерстве с местными компаниями, которые получили бы опыт и могли бы сами производить продукцию, оставляя деньги в стране.
– Что нужно делать сейчас, чтобы выправить не только финансовую, но и технологичес­кую проблематику сектора? И вообще, как сделать отрасль нау­коемкой сферой высокотехнологичного сервиса?
– Вкратце это выглядит так: локализация, добрая воля операторов, совместные предприятия и консорциумы, вовлечение предприятий в проекты, чтобы в стране осталось наследие. В целом, как видно из вышесказанного, сегодня отечественная неф­тесервисная отрасль испытывает целый комплекс проблем. Тем не менее местные компании все еще надеются на улучшение ситуации.

Популярное

Все
Список погибших в авиакатастрофе казахстанцев опубликовало МЧС
Одного из пассажиров потерпевшего крушение самолета AZAL сняли с рейса
Найден черный ящик потерпевшего крушение самолета вблизи Актау
Для пострадавших в авиакатастрофе организуют спецрейс в Азербайджан
Трамп обещал Канаде вдвое уменьшить налоги при присоединении к США
Актауского блогера арестовали на 10 суток после съемки с места крушения самолета
В преддверии Нового года индустрия красоты снова подняла цены
Место крушения самолёта в Актау взяли под усиленную охрану
Более 2 млрд тенге заработала астанчанка на сводничестве
В Казахстан вылетели представители производителя Embraer и CENIPA из Бразилии
«Никаких неврологических дефицитов нет»: врач рассказал о самочувствии учителя из Семея
В Греции электромобили встали на дороге из-за холода
Акимат незаконно лишил выпускника детдома участка земли
Опубликован список обладателей стипендии «Болашак»
«Детектору лжи» и психологической экспертизе подвергнут кандидатов на руководство в органах
В ожидании чуда: новогоднюю сказку показали в старейшем театре Астаны
Министр обороны обсудил приоритетные направления с руководителями отечественных предприятий
Спикер Сената выразил соболезнование близким погибших в авиакатастрофе над Актау
Конференция на тему аутоиммунных заболеваний нервной системы прошла в Алматы
Пострадавшие при крушении самолета близ Актау россияне отправились на родину
Секс за золото: как живут женщины на нелегальных приисках Амазонки
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
В Алматы завершился XII МКФ Bastau
Прокурор Аймаганова высказалась по делу Шерзата
Целый месяц рассчитывался за покупки найденной картой житель Аксая
Интерактивные уроки ведут в... театре кукол
«Языковой караван» сплачивает
В Атырау выявили частную школу без лицензии
В Казахстане установили требования к автовокзалам и автостанциям и по пассажирским перевозкам
В Казахмысе сделали заявление по ситуации на предприятиях корпорации
В Казахстане хотят ужесточить требования к кандидатам на усыновление детей
Самолет рейса Баку - Грозный упал в Актау
Президент принял главу совета директоров Euronews Педро Варгаса Давида
Новые скрепы духовной столицы
«Казахмыс» объявил о завершении переговоров с бастовавшими работниками
Казахстан начал строить школу в пострадавшем от землетрясения Газиантепе
Минздрав призывает обсудить нововведения в системе ОСМС
Учредители детсада осуждены за содержание «мертвых душ»
Объединить усилия власти, бизнеса и общества
Условия под стать названию
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Трудов высокая оценка
Прорыв в дорожной сфере
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок
Владимир Путин прилетел в Астану
Казахстан – Россия: стратегическое партнерство, обращенное в будущее
«Мост дружбы»: казахстанская художница рассказала о подаренной Владимиру Путину картине
В Тбилиси спецназ разогнал протестующих водометами
Пять представительниц Казахстана по боксу пробились в финал чемпионата Азии

Читайте также

Подписан План мероприятий к 80-летию Победы
Открыли новую поликлинику
Здоровью граждан – особое внимание
Солодку начали перерабатывать на юге

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]