Напомним, в рамках реализации Послания Главы государства от 10 января 2018 года Министерством энергетики ведется работа по разработке концепции нового Экологического кодекса. Наряду с новыми подходами к вопросам охраны окружающей среды в нем должны быть отражены и конструктивные предложения экологической общественности страны по «озеленению» национальной экономики и формированию в обществе экологической культуры.
Мероприятие на тему «Новый Экологический кодекс – инструмент качественной реализации принципов «зеленой» экономики в Казахстане» было организовано Ассоциацией экологических организаций Казахстана (АЭО) при поддержке Офиса программ ОБСЕ. В работе заседания приняли участие депутаты Парламента РК, представители госорганов, отраслевых ассоциаций промышленности, НПП «Атамекен» и экспертного сообщества.
Как отметила в своем обращении к участникам председатель президиума АЭО Алия Назарбаева, сегодня все больше людей ощущают последствия ухудшения экологии.
– При этом отчасти наблюдаемые процессы можно увязать с несовершенством экологического законодательства, которое, кстати, уже не раз подвергалось коррекции – с момента принятия Экологического кодекса в 2007 году изменения в него вносились 63 раза, – подчеркнула Алия Назарбаева.
По ее мнению, новый Экологический кодекс должен стать инструментом для внедрения принципов «зеленой» экономики. В нем необходимо законодательно закрепить соответствующий термин, а также принципы и механизмы реализации. Важно также перезапустить систему квотирования и торговли углеродными единицами.
Проведение грамотной экологической политики напрямую оказывает положительное воздействие на экономический рост. Доказательством может служить исследование нобелевского лауреата Саймона Кузнеца, который доказал, что валовой внутренний продукт может расти без учета влияния экономики на экологию лишь непродолжительное время. В дальнейшем, как правило, следует неизбежное падение.
А происходит это в силу того, что ухудшение экологической ситуации приводит к росту заболеваемости нации и, как следствие, снижению производительности труда, увеличению государственных затрат на здравоохранение. Реализация же системных мер по улучшению экологической ситуации в стране обеспечивает прирост ВВП.
Исследования испанских ученых, проведенные в 119 европейских городах, показали, что те населенные пункты, в которых эффективно проводились природоохранные мероприятия, получили до 20% роста ВВП на душу населения.
– В рамках разрабатываемой концепции нового Экологического кодекса необходимо пересмотреть подходы к экологическому регулированию. Хочу быть правильно понятой: я не предлагаю обложить бизнес высокими экологическими требованиями. Речь идет о том, что государство должно создать действенные стимулы для бизнеса при переходе на «зеленые» рельсы, – резюмировала Алия Назарбаева.
Как отметили другие спикеры, вопросы перехода к «зеленой» экономике не являются сугубо экологическими, а носят общегосударственный характер. Соответственно, формирование государственной политики в этой области должно осуществляться в контексте общего экономического развития страны и реализовываться всеми госорганами в пределах их компетенции.
Например, создаваемый в соответствии с поручением Главы государства Международный центр «зеленых» технологий и инвестиционных проектов должен стать «единым окном» для «зеленого» бизнеса. При этом нельзя забывать, что Казахстан является участником глобальных международных процессов и позиционирует себя как последовательного приверженца «зеленых» инициатив.
Реализация обязательств, взятых Казахстаном в рамках Парижского климатического соглашения по снижению к 2030 году выбросов парниковых газов на 15%, имеет не только положительные стороны, но и несет определенные риски.
По словам генерального директора АНО «Центр экологических инвестиций» Михаила Юлкина, перед отечественным бизнесом уже с 2020 года возникает новая реальность со своими ограничениями, рисками и потенциальными выгодами. Невыполнение национальных обязательств по низкоуглеродному развитию может привести к ограничению доступа казахстанских товаров на мировые рынки, а также к применению иных экономических санкций.
В рамках заседания состоялось подписание меморандума о сотрудничестве между Ассоциацией экологических организаций Казахстана и Министерством энергетики. Были также презентованы предложения по концепции нового Экологического кодекса, разработанные с учетом рекомендаций экологической общественности и отечественных экспертов.
В частности, ассоциацией предлагается сместить акценты экологического регулирования от «тотального» к конкретной группе объектов по степени их опасности и воздействия на окружающую среду. Также предлагается упростить и сократить процедуры разрешительной системы для средних и мелкомасштабных проектов, создать нормативно-техническую базу для перехода на комплексные экологические разрешения. По мнению экологов, необходимо переориентировать расходование средств, поступающих от экологических платежей и штрафов, на улучшение окружающей среды. При этом нужно разработать стимулирующие механизмы для низкоуглеродного развития промышленности в рамках перехода к «зеленой» экономике.
В числе предложений, прозвучавших со стороны промышленного сектора, – включение в новый Экологический кодекс отдельной главы по регулированию техногенных минеральных образований (ТМО), что позволит устранить разночтения по классификации и несостыковки с другими кодексами – Налоговым и Кодексом о недрах.
Бизнесом предлагается также не взимать платежи за повторное размещение переработанных ТМО, потому что они выполняют исключительно фискальную функцию и не стимулируют предприятия к переработке промышленных отходов. Еще два предложения касаются утверждения разработанной Методики определения уровня опасности и кодировки отходов и возможности предусмотреть понижающий коэффициент к ставкам налога на добычу полезных ископаемых, взимаемых при их извлечении из вторсырья.