В работе заседания приняли участие вице-министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, ректоры педагогических институтов страны, представители других вузов, входящих в состав УМО РУМС по группе специальностей «Образование», Назарбаев Интеллектуальных школ, руководители областных и городских управлений образования, общеобразовательных школ Алматы. Главным в повестке дня встречи стало определение актуальных задач развития педагогического образования.
В связи с поставленной целью участники заседания обсудили вопросы подготовки педагогических кадров в соответствии с обновленным содержанием среднего образования, совершенствования образовательных программ педагогических специальностей для инклюзивного образования, а также рекомендации относительно учебников и учебных пособий к присвоению грифа МОН РК и УМО РУМС.
Вице-министр Асхат Аймагамбетов, приветствуя собравшихся, сказал, что в связи с переходом на обновленное общее и среднее образование меняются требования к подготовке педагогических кадров.
– В ходе реализации программы вводятся изменения в образовательные программы и учебные планы высших учебных заведений, а также в систему критериального оценивания знаний студентов, – добавил вице-министр.
Ректор КазНПУ им. Абая Такир Балыкбаев в связи с этим озвучил ряд предложений и рекомендаций. По его мнению, необходимо пересмотреть содержание образовательных программ в контексте обновленного содержания среднего образования под эгидой УМО РУМС, включить в образовательные программы курс «Инновационные технологии и методики организации процесса обучения в школе по программе НИШ». А на базе Назарбаев Интеллектуальных школ начать подготовку преподавателей-тренеров по инновационным методам преподавания и обучения, в КазНПУ совместно с «Өрлеу» и НИШ организовать курсы повышения квалификации, выбрать лучшие научные журналы в качестве базовых изданий для специальностей группы «Образование», повысить их статус и рейтинг.
Такир Балыкбаев считает нужным обязать вузы поэтапно внедрять принципы инклюзивного образования в содержание всех учебных дисциплин программы подготовки учителей. Ученые и специалисты КазНПУ им. Абая намерены начать разработку перечня обязательных тем. Помочь в организации педагогической практики по всем педагогическим специальностям в инклюзивных дошкольных и школьных организациях и обеспечить консультирование педагогов инклюзивного образования со стороны ППС вузов. На заседании рассмотрели такие важные вопросы, как «Подготовка педагогических кадров в рамках обновленного содержания среднего образования», «Актуальные проблемы подготовки педагогических кадров в современном образовательном пространстве».
Департамент дошкольного и среднего образования МОН РК затронул проблемы подготовки педагогических кадров для инклюзивного образования, Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики поднял вопросы обновления образовательных программ по специальности «дефектология» на современном этапе. С докладами выступили ректор Таразского государственного педагогического университета Дария Кожамжарова, председатель правления некоммерческого акционерного общества «Холдинг «Кәсіпқор» Нургали Аршабеков, управляющий директор Автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» Ольга Можаева, президент Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина Жанбол Жилбаев, учитель «Назарбаев Интеллектуальной школы» физико-математического направления Алматы Саягул Смагулова, директор Казахстанско-российской школы-гимназии № 54 им. И. Панфилова Гульнара Карамендинова, директор департамента дошкольного и среднего образования МОН РК Шолпан Каринова, директор Ресурсного консультативного центра по инклюзивному образованию для вузов РК и превентивной суицидологии КазНПУ им. Абая Зульфия Мовкебаева и директор Национального научно-практического центра коррекционной педагогики Галия Абаева.
По итогам заседания его участники приняли резолюцию. В нее вошли предложения разработать Концепцию непрерывного педагогического образования РК (преемственность образовательных программ, типовые программы, базовые учебники, научно-методические пособия, практические рекомендации), для выпускных курсов включить элективный курс, содержание которого предусматривает работу с ГОСО, учебными программами для школ, типовыми учебными планами, с рекомендациями по составлению рабочих учебных планов и других нормативных документов педагога.
Холдинг «Кәсіпқор» для УМО РУМС высшего и послевузовского образования МОН РК предложил обеспечить скоординированную работу с «Кәсіпқор» и учебно-методическим объединением организаций ТиПО по профилю «Образование» по разработке интегрированных образовательных программ прикладного бакалавриата по педагогическим специальностям. Рекомендации от НАО им. Ы. Алтынсарина касались организации семинаров по вопросам обновленного содержания образования и критериального оценивания для разработчиков образовательных программ с привлечением специалистов АОО «НИШ», НАО им. Ы. Алтынсарина, НЦПК «Өрлеу».
Прозвучали рекомендации и от работодателей, которые считают необходимым в программу подготовки учителей в вузах включить модуль «Оценивание в рамках обновления программы образования» и на всех педагогических специальностях внедрить предмет «Педагогическая психология». А практику студентов проводить в школах с обновленным содержанием образования, используя их в качестве экспериментальной площадки по подготовке педагогических кадров.