Прошла успешно, под бурное ликование многочисленных зрителей. Если бы не одно «но». За кулисами сцены остались ее главные организаторы, зато все лавры получили, так сказать, официальные учреждения и их представители. Когда им сообщили, что идея парусного туризма в Боровом принадлежит Главе государства, они не поверили, и прежде всего потому, что лицом к лицу столкнулись с бюрократическим равнодушием тех, кто по долгу своей службы обязан был сопровождать этот инвестиционный проект в период его становления, развитие он может выдержать и сам.
Напомню, первый на севере страны яхт-клуб открылся на частные деньги. Все трудности и проблемы взвалили на свои плечи его владельцы. Среди них фигурой номер один оказался инициатор проекта – предприниматель из Кокшетау Фоат Ишмухаметов. Парусная регата, да еще получившая международный статус – кроме хозяев, участвовали в ней гости из трех российских регионов (Омск, Екатеринбург, Челябинск) – естественно, вызвала общественный резонанс. Моторные лодки были, как известно, на территории нацпарка запрещены, на смену им ничего не появилось, курортные водоемы осиротели, рассуждали местные жители.
Откликнулось на событие областное управление туризма. Между прочим, по профилю службы оно первым обязано было поддержать начинающих яхтсменов, тем более, когда предлагаются круглогодичные услуги, что конкретно для Щучинско-Боровской курортной зоны явилось долгожданным светлым пятном. Зимой спортивные яхты планируется «переобуть» в полозья для прогулочных туров по льду озера.
…Впервые на курорте Бурабай управлением туризма при поддержке акимата области и акимата Бурабайского района, ГНПП «Бурабай» проведена церемония официального открытия первого парусного сезона, в котором приняли участие гости из разных объектов отдыха (как фраза закручена), а также опытные и начинающие яхтсмены Казахстана и России, говорилось в сообщении ведомственной пресс-службы. Далее перечислялись заслуги местной власти, присутствующих представителей Военно-морских сил страны, кадетского корпуса, Акмолинского областного центра детско-юношеского туризма, элитного отеля Rixos Borovoe и, как само собой разумеющееся, управления туризма области.
Но это, так сказать, надводная часть истории, есть и подводная. По словам Ф. Ишмухаметова, единственный, кто им помог без проволочек, – это директор нацпарка «Бурабай» Алиби Газиз, передав в аренду 1 га прибрежной полосы на озере Щучьем. Потом появились действующие лица, пытавшиеся включить на пути проекта тормоза или приписать себе в заслугу его реализацию на первом этапе. Но пока расскажем, как все начиналось.
Супруга Ишмухаметова Галина, также предприниматель, в феврале 2015 года заключает договор с российской судостроительной компанией Екатеринбурга и становится ее представителем в Казахстане. Муж решил ее поддержать первым, купив спортивную яхту малого класса «Рикошет». Приобрел судно зимой, успев обкатать на озере Копа в Кoкшетау, в чем ему помогли опытные яхтсмены. Сам Фоат получил удостоверение на право вождения яхты в середине лета.
Главным тренером в яхт-клуб взял мастера спорта СССР по парусному спорту – жителя Кокшетау Андрея Милкина. На яхтах он ходит с 1984 года. В свое время известный в республике яхт-клуб был на озере Копа. Насчитывал он малую флотилию из 80 судов. Когда они одновременно выходили на тренировки или прогулки, весь город сбегался на берег полюбоваться завораживающим зрелищем. Казалось, огромные белоснежные лебеди бороздили водные просторы в черте областного центра.
Запрета на моторные лодки в то время и сейчас на Копе не было и нет. Экология прежде не стояла во главе угла. Красота, мастерство, романтика, ветер надувает паруса, и ты, словно птица, летишь над водной гладью. Все предвещало местному яхт-клубу долгие лета.
Ан нет. Обанкротился завод КДА, который патронировал и финансировал яхтсменов, клуб передали профсоюзам. Они постарались от него быстрее избавиться. Малая флотилия ушла на металлолом. Между тем при яхт-клубе работала подростковая секция, занимались в ней 120 ребят.
Где находился яхт-клуб, там вскоре построили резиденцию для чиновника. Это, по словам яхтсменов, не было простым совпадением. Чиновнику высокого ранга понравилась тихая обжитая бухточка. Снос яхт-клуба и строительство резиденции тогда назвали «экологией против экологии».
Спустя 23 года спортивные яхты вновь вернулись в регион. Фраза «экология против экологии» ушла в историю, теперь доминирует другая, хочется надеяться, временно: «мы все за экологию, но решайте свои проблемы сами». Напоминаем сторонним наблюдателям: Боровое – главное туристическое достояние страны, частные инвестиции без поддержки государства «буксуют» на пути к цели или ее не достигают. Передовые турдержавы мира добиваются впечатляющих результатов именно благодаря тесной связке государства и частного капитала.
Участие в регате руководителя областного управления туризма, представителей райакимата заключалось в их присутствии, и только.
Ранее яхтсмены обращались в управление туризма с элементарными просьбами – оказать помощь в формировании призового фонда и приобретении поощрительных призов, а также сувениров о Боровской курортной зоне, что должно способствовать развитию парусного туризма в ней. Тщетно. Их голос не был услышан. Пришлось все организаторские проблемы решать самостоятельно и за личный счет.
Теперь вернемся назад. Получив гектар прибрежной полосы во временное пользование, владельцы яхт-клуба взялись за его благоустройство и обустройство. Все силы были брошены на очистку пляжа. Одновременно началось строительство бани, грибков, шашлычной площадки, по всем противопожарным правилам, пирса для швартовки яхт, завозились стройматериалы для будущих бунгало, приобретались лежаки.
Радоваться бы такому, но в яхт-клуб, не успевший встать на ноги, нагрянули проверяющие в лице природоохранной прокуратуры.
– Мы им доказывали: идет стройка, без мусора не обойтись, старый мусор вывозили грузовиками, столько его накопилось, – рассказывает Ф. Ишмухаметов. – Правоохранители стояли на своем: наведите порядок, иначе последуют штрафы…
Вроде, от проверяющих в погонах отбились. Но другая проблема возникла. В управлении туризма сложилось мнение, что бухта должна быть расположена в районе отеля Rixos Borovoe, где отдыхают именитые гости.
Однако Ишмухаметов и его сотоварищи стояли на своем: яхты будут парковаться на противоположном берегу озера, где больше отдыхающих и гостей Боровской курортной зоны. Они на основной базе собрались проводить парусную регату. Тут же явился главный менеджер туризма столичной области Ш. Батырханов и приказал поднять паруса и перебазироваться к роскошному отелю. Пришлось регату проводить в два этапа. Первая состоялась для публики, вторая – для всех тех, кто пришел в этот день на берег.
Во всем мире туризм делится на бизнес-класс и эконом-класс, яхт-клуб создан для всех желающих, таково желание его владельцев. На мой взгляд, правильное решение. Туризм должен привлекать в первую очередь массовостью. Избирательность, хотя и денежная составляющая, остается на втором плане. Так вот, чтобы достичь поставленной цели, Ф. Ишмухаметов взялся объезжать местные здравницы, отели, дома отдыха, посетил кадетский корпус, республиканский детский оздоровительный центр «Балдаурен», предлагая на бесплатной основе обучать парусному спорту подрастающее поколение.
Разве не полезно тем же кадетам оттачивать свое мастерство в том числе и на воде, рассказывал он, две-три недели – и начинающий яхтсмен готов. В «Балдаурене» отдыхают дети со всей республики. Для них посещение яхт-клуба станет настоящим праздником.
Увы, никто на приглашение владельца яхт-клуба пока не откликнулся.
...В парусной регате участвовали пока 6 судов. Мало, однако начало положено. Яхтсмены – народ дружный, им только свистни – соберутся в любой точке мира. Горит костер, играет гитара, все как у бардов. Первую регату поддержали россияне. Яхтсменами сегодня пытаются стать друзья и знакомые Ишмухаметова. Спорт, в принципе, недорогой, доступный многим. Но зато красота, впечатления неописуемые. А как выигрывает экология! Важно только, чтобы паруса чаще надувались попутным ветром. Неуклюжие действия отдельных чиновников и контролирующих органов мешают этому процессу.