Без страха и упрека
Народный артист Казахстана, лауреат Государственной премии, независимой премии «Тарлан», кавалер орденов Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, «Знака Почета», «Отан», обладатель множества медалей... О Юрии Борисовиче Померанцеве, который перешагнул уже 95-летний рубеж и по-прежнему активно работает в театре, все говорят только в превосходной степени. Это совершенно заслуженно: на сцене, где им сыграно свыше 300 ролей, он более 70 лет. А еще есть запоминающиеся образы в фильмах, вошедших в золотой фонд советского кинематографа, яркие режиссерские работы.
Интеллигент высшей пробы, для которого не устарело понятие «святое искусство», Юрий Померанцев всегда был рыцарем без страха и упрека, Дон Кихотом от театра. Как и человека из Ламанчи, жизнь подвергала его испытаниям на верность, порядочность, талантливость…
Его задели, но не испугали сталинские репрессии, опалила, но не сломила война. Он был рожден актером и с завидным упорством, «наперекор стихиям» шел к своему призванию. Не имея специального образования, стал знаковой фигурой в театральном мире Казахстана. О таких, как Юрий Померанцев, говорят: поцелованный Богом. Не случайно его имя занесено в Золотую книгу казахстанской культуры.
Начало
Родной город Юрия Борисовича – Киев, там он появился на свет, но вскоре родители переехали в Москву. Шли годы, и столица с ее знаменитым МХАТом, Малым, Большим и другими театрами закружила его в волшебном водовороте спектаклей, многие из которых юный театрал вскоре выучил наизусть.
Надо сказать, что в доме Померанцевых театр любили. В семье были и музыканты, и артисты, поэтому походы на спектакли превращались в праздник. Но вскоре это закончилось: отца, инженера-строителя по профессии, направили работать в Караганду, где он получил назначение на довольно важный пост в тресте «Карагандашахтстрой».
– В Караганде я окончил восьмой класс, а в 1938 году, когда отец возвращался из московской командировки, его арестовали. Тогда у энкавэдэшников была мода снимать с поезда. И вот прямо на перроне, когда он выходил из вагона, на глазах у мамы, которая его встречала, к нему подошли несколько человек и забрали.
Отца Юрия Борисовича расстреляли как врага народа. После этого для семьи началась малоприятная жизнь: все боялись с ними общаться, знакомства прекратились, и, оказавшись в изоляции, Юрий с матерью вынуждены были вернуться в Москву, где жили их родственники. Десятый класс он окончил в июне 1941 года, а через несколько дней началась война. Померанцева мобилизовали и направили в Казань, где формировался лыжный батальон специального назначения.
– От Москвы до Казани, где были казармы, мы шли пешком – 900 километров – целый месяц. До сих пор помню весь этот поход. Вчерашние школьники, мы буквально падали с ног, ведь шли с полной амуницией, несли вещмешки, шинели…
В знаменитых Журавлевских казармах не обстрелянные еще солдаты научились разбирать и собирать миномет, получили звания ефрейторов. Зимой 1941–1942 года Померанцева направили на Северо-Западный фронт. Их специальный лыжный батальон совершал кинжальные рейды по вражеским тылам. Сражалась 22-я ударная армия отчаянно, но и потери несла большие.
– Во время первых атак ничего не боялся, и только когда получил ранение, дико испугался. У меня перебило кость на руке, был задет лучевой нерв – как будто молотком от наковальни ударили, и рука «отпала».
Так он попал сначала в один госпиталь, потом в другой, пока наконец не оказался в Ярославле – тыловом эвакогоспитале, где молодого бойца и комиссовали. В 1943 году военная жизнь для Юрия Померанцева закончилась, правда, позже ему довелось «довоевать» на экране, где у него было три военные роли. Причем командующего Русской освободительной армии генерала Власова Юрию Борисовичу пришлось сыграть дважды: сначала в эпопее Юрия Озерова «Освобождение», потом в картине Юрия Чулюкина «Родины солдат». Третьим стал фильм «Орлята Чапая» Георгия Победоносцева.
Возвращение к себе
В том же 1943 году Юрий Борисович приехал в далекую тыловую Алма-Ату, куда были эвакуированы его родные. А надо сказать, что Алма-Ата военных лет была своего рода культурным центром страны – сюда эвакуировали киностудии Москвы и Ленинграда, жили и работали выдающиеся режиссеры и актеры – Сергей Эйзенштейн, Николай Черкасов, Любовь Орлова, Галина Уланова и многие другие. Влюбленный в искусство молодой Юрий Померанцев решил во что бы то ни стало попасть на театральную сцену. И… два с половиной года пел в хоре оперного театра.
Одновременно он прикоснулся и к «великому искусству» – стоял в монашеской одежде у гроба царицы Анастасии в «Иване Грозном» Эйзенштейна, снимался в массовке в сказочном фильме «Черевички» Кошеверовой и Шапиро, принимал участие в крошечном эпизоде балета «Жизель», где танцевала великая Уланова. Потом он скажет: «Я попробовал себя во всех театральных видах и жанрах, был даже цирк. Наталья Сац, у которой я работал в алма-атинском ТЮЗе, один раз поставила клоунаду. Играя там клоуна, я прыгал с высоты, совершал кульбиты и всяческие трюки. Но основное в моей жизни, конечно, драма».
– Мы гордимся, что драматический театр для Юрия Борисовича Померанцева начался на сцене нашего ТЮЗа, открывшегося в Алма-Ате в ноябре 1945 года. Его создателем стала легендарная Наталья Сац, которая тогда только что освободилась из лагеря, – говорит директор Государственного академического русского театра для детей и юношества им. Н. Сац Надежда Горобец. – В нашем музее сохранились фотографии и афиши тех лет, даже костюм Красной Шапочки из того самого спектакля, где Юрий Борисович играл Волка. И каждый раз, рассказывая нашим юным зрителям об истории ТЮЗа, мы начинаем с имени Юрия Померанцева. Он для нас не только живая история, но и эталон актерского мастерства.
Театральный роман
«Эпоха ТЮЗа» продолжалась для Юрия Борисовича почти 10 лет, когда в 1954-м Яков Соломонович Штейн, будучи художественным руководителем Русского театра драмы, как тогда назывался Государственный академический русский театр драмы им. М. Лермонтова, пригласил его к себе работать.
– Благодаря ему я сыграл в инсценировке романа Достоевского «Униженные и оскорбленные», в «Краже» Джека Лондона, был занят в спектакле «По велению сердца» по пьесе казахстанского литератора Николая Анова, написанной в соавторстве со Штейном, – вспоминает он. – Это была первая в Союзе пьеса о целине. Затем руководителем театра был Абрам Львович Мадиевский, с которым у меня тоже были наипрекраснейшие творческие спектакли. За спектакль «Шестое июля», где я сыграл Дзержинского, театр получил Госпремию республики, и я в том числе. А постановки «Дон Кихот ведет бой» и «Абай» мы возили в Москву.
А потом в театре началась «эпоха Андриасяна», с которым Юрий Борисович работает до сих пор.
– Первую роль с Юрием Борисовичем мы сделали более 40 лет назад в спектакле «Прежде чем пропоет петух», – рассказывает народный артист Казахстана Рубен Андриасян. – Потом 10 лет были порознь, а после моего возвращения к лермонтовцам в 1984 году был «Расточитель» по Лескову, другие спектакли. Я очень ценю Юрия Борисовича в «Талантах и поклонниках» – сам постановщик этого спектакля, он прекрасно играл в нем. Хорош он в «Василисе Мелентьевой», «Дядюшкином сне», «Свадьбе Кречинского», «Танго».
Надо сказать, что спектакль «Танго» по пьесе польского драматурга Мрожека поставил молодой тогда режиссер театра и кино Игорь Пискунов.
– Померанцев – великий актер, – утверждает он. – Это величие во всем – в отношении к делу, в его эрудиции. Он работает буквально над каждой фразой, ничего не пропуская. Если делает роль, то делает ее до мелочей, до нюансов, до маленькой запятой. И я вам скажу: таких актеров, как он, больше нет. Он – последний из могикан.
Юрий Борисович – актер широчайшего диапазона. Ему одинаково подвластны и комедийные, и психологические, и острохарактерные роли. «Мастером сценического перевоплощения» назвал его президент Ассоциации театров Казахстана народный артист СССР, «Қазақстанның Еңбек Ері» Асанали Ашимов.
– Юрий Борисович – истинно великий артист, и вручение ему высшей награды страны – звания «Қазақстанның Еңбек Ері» – это дань его яркому таланту, – подчеркивает он.
А по словам Рубена Андриасяна, Померанцев – из тех редких людей, которые постоянно поверяют алгеброй гармонию:
– Работать с ним большое напряжение не только для партнера, но и для режиссера. Тут просто так, на общих фразах, ничего не придумав, репетицию не проведешь. Уже факт его присутствия не позволяет это сделать. Это школа.
Так же считает и актер театра Сергей Попов, который в качестве режиссера поставил «на Померанцева» два спектакля – «Визиты к мистеру Грину» и «Однажды в Глостере», которые с постоянным аншлагом идут на сцене лермонтовского театра.
– Юрия Борисовича при всей его интеллигентности и видимой мягкости нельзя назвать добреньким, скорее, наоборот – это очень жесткий, мощно работающий актер, причем работающий на износ. Он не из тех, кому требуется скидка на возраст, – говорит режиссер. – Бывало, что выходил на сцену больным. Помню, однажды перед спектаклем «Визиты к мистеру Грину» он мне сказал: «У меня страшная головная боль». Я предложил ему отменить представление, но он категорически отказался. А когда спектакль отыграли, сказал: «Знаешь, у меня все прошло. Вылечился». Хотя после каждого выступления дня два отходит – сильное душевное напряжение не позволяет сразу выйти из образа, он продолжает мысленно доигрывать роль. Мне кажется, это высший пик мастерства, – считает Сергей Попов.
Каждый новый спектакль для мэтра казахстанской сцены – это еще одна ступень к совершенству. И хотя в таком возрасте, по словам Рубена Андриасяна, трудно преодолевать ступеньки роста, Юрий Померанцев поднимается все выше и выше. Идет, потому что полностью настроен на преодоление. Не случайно спектакли, в которых занят Юрий Борисович, задерживаются в репертуаре дольше других. И не случайно каждый раз зрители стоя устраивают ему овации.