За несколько лет такого увлечения гараж изобретателя пополнился 8 моделями «зеленых» автомобилей. Ферхад Чайыр признается, что после того, как Казахстан получил право на проведение Всемирной выставки «ЭКСПО», темой которой определена «Энергия будущего», работать над усовершенствованием автомобиля стало еще интереснее.
Машины, работающие на солнечной энергии, уже давно ездят по туркестанским дорогам и вполне привычны для местных жителей. А вот у многочисленных туристов они вызывают неизменное любопытство и восторг. И не только ярким внешним видом и миниатюрной формой, но и способностью обходиться без топлива. Желание ознакомиться с чудом техники только усиливается, когда люди узнают, что собраны эти маленькие симпатичные машинки преподавателем Международного казахско-турецкого университета им. Х. Ясави Ферхадом Чайыр, а главными его помощниками являются студенты вуза.
Участие в проектировании и сборке автомобилей для них является отличной практикой, позволяющей закрепить полученные на лекциях знания. Ведь солнечные автомобили собирают частично из запчастей, которые покупают в Китае, что-то приобретают у отечественных машиностроителей, но многое приходится делать своими руками, на полную мощь включая фантазию и мастерство.
– Наша последняя модель превзошла все ожидания, – рассказывает Ферхад Чайыр. – Над ней мы работали четыре месяца. Но результат того стоит. Новая машина более совершенна по сравнению с предыдущими экземплярами. Нам удалось установить кондиционер «зима-лето», вмонтировать аудио-систему и оснастить автомобиль камерой заднего вида. У нас везде используются высокие технологии: на крыше, капоте и даже в багажнике.
Конечно, солнечные автомобили не в состоянии состязаться в скорости движения с привычными нашему взору машинами. Максимум, на что способны электрокары, так это разогнаться до 130 км в час. И после этого самого часа езды на максимальной скорости им тут же потребуется зарядка от солнечных лучей. Зато не надо менять масло и наливать воду в мотор. Его просто нет, ведь передвигается автомобиль за счет бесплатной энергии солнца. Ну а если на улице пасмурная погода, выход тоже есть. В автомобиле установлен аккумулятор, который заряжается от обычной электрической розетки.
Сейчас изобретатели заняты разработкой тюнинга для своего автомобиля, чтобы произвести фурор на ЭКСПО-2017, где они намерены представить свое детище. Ферхад Чайыр убежден, что это поможет продвижению проекта на потребительский рынок и станет первым шагом на пути к тому, чтобы такой автомобиль стал доступен каждому казахстанцу. Автомобиль получился не только экологичный, но и очень компактный, а значит, у его владельца не возникнет проблем с парковкой.
Параллельно с усовершенствованием солнечного автомобиля туркестанские изобретатели разнообразят свой технический ряд. И вот уже готова к применению бетономешалка, которая тоже работает от солнца и в состоянии за три минуты подготовить до 50 л раствора. Студент МКТУ им. Х. Ясави Айдос Байжанов рассказывает, что агрегат очень мобильный, поскольку оснащен колесами. И станет просто незаменим, если бетонный раствор понадобится там, где нет электричества. К примеру, в степи или в отдаленном ауле.