К книге обращались и обращаются за достоверной информацией многие писавшие о наших славных ветеранах – известные в Казахстане государственные и общественные деятели, представители науки, медицины, культуры. Легендарную 100-ю прославили своими подвигами бесстрашная пулеметчица Герой Советского Союза Маншук Маметова, легендарный снайпер Ибраим Сулейменов, первый военный комендант освобожденного Невеля полковник Абулхаир Баймульдин. В ней воевали будущие народные писатели Казахстана Тахави Ахтанов и Азильхан Нуршаихов, кинорежиссеры Султан Ходжиков и Мажит Бегалин, снявший фильмы «За нами Москва» и «Песнь о Маншук».
Формирование 100-й казахской бригады, явившейся одним из пяти национальных соединений, созданных в годы войны, началось в конце 1941-го в Алма-Ате в основном из добровольцев. Воинскую присягу бригада приняла 12 января 1942-го, а боевое знамя получила в г. Бабушкине в Подмосковье, куда прибыла 27 августа и где завершили свою учебу ее роты и батареи. Боевое крещение 100-я отдельная получила в составе 39-й армии 25 ноября в составе Калининского фронта на Ржевском направлении.
Но еще 24 декабря 1941 года в Панфиловскую дивизию под Москву отправились из нее 50 солдат и сержантов. И в их числе – Тулеген Тохтаров. В своих воспоминаниях Азильхан Нуршаихов пишет: «По всему фронту гремела слава о подвигах пулеметчика Героя Советского Союза Тулегена Тохтарова. Его отважное сердце, пламенная любовь к родной стране, жгучая ненависть и глубокое презрение к врагу стали примером для всех воинов дивизии. Тулеген говорил еще своим друзьям по 100-й бригаде: «Любишь жизнь – умей драться за нее». Рядом с Панфиловской дивизией и воевала бригада на псковской земле, где немцы выстроили неприступную оборону.
«В октябре еще продолжалось оборонительное сражение советских войск под Сталинградом. Прилагались неимоверные усилия, чтобы окончательно остановить врага и начать контрнаступление… Надо было сковать резервы противника, не допустить их переброски под Сталинград. Это являлось одной из главных задач ударной группировки, предназначенной для действий в операции «Марс», – пишет С. Джиенбаев. И далее: «В кровопролитных боях под Ржевом, который называли «долиной смерти», мы потеряли 2 572 человека. После боев под Великими Луками в нашей сотой бригаде от многих тысяч штыков осталось несколько сот человек!» А впереди были бои за Невель, где сложат свои головы и Маншук, и Ибраим, и полковник Абулхаир Баймульдин, и многие, многие отважные сыны и дочери Казахстана, остановившие врага у священных рубежей…
7 октября 1943 года Москва салютовала доблестным войскам Калининского фронта, освободившим древний Невель, 100-я отдельная казахская стрелковая бригада тронулась в путь в юго-западном направлении. В декабре на базе 100-й и 31-й Невельской отдельных стрелковых бригад была создана 1-я стрелковая дивизия.
…Родиною звали мы край, где рождены.
Там кизячные дымы, тополь у стены.
Как назвать страну берез, где мы встали в рост,
Не скрывая от огня ни крови, ни слез?
Так написал Олжас Сулейменов в стихотворении «Безымянная высота».
А теперь об авторе книги «Сотая казахская!». Султан Джиенбаев, видный государственный и партийный деятель, полковник в отставке, родился 22 июля 1921 года в Алма-Ате. Когда началась война, он, студент физико-математического факультета Казахского государственного университета, обращается в военкомат с просьбой направить его на фронт. После окончания курсов замполитруков зачислен в формировавшуюся в Алма-Ате 100-ю отдельную стрелковую казахскую бригаду старшиной роты. Стал командиром роты противотанковых ружей, с которой освобождал Великие Луки, Невель, ликвидировал Ржевский выступ. После ранений продолжил войну в 46-й механизированной бригаде Второго Украинского фронта, с которым доходит до Белгорода. Демобилизован по ранению в 1944 году.
Ждем ответов читателей на вопросы (Lubashashkova2010@mail.ru):
1. Какие книги вы перечитываете, их значение в вашей жизни?
2. Что из казахстанской литературы последнего времени вам запомнилось, остановило внимание?