Этот фильм сыграл и очень важную социальную роль в обществе, всколыхнув интерес к профессии учителя. Многие молодые преподаватели пытались походить на экранного героя, а мальчишки и девчонки, перешагнув школьный порог, выбирали для себя учительское поприще. И когда сегодня я вижу фильмы про современных учителей, например про географа, который пропил глобус, мне становится грустно и жаль учеников, которым не довелось встретить в жизни самого важного человека – Учителя. А ведь профессия эта особая – настоящий учитель не только помогает постигать мир, но и формирует душу вступающего в жизнь человека.
Через долгие годы пронесла память о своей первой учительнице первоцелинница Герой Социалистического Труда Вера Васильевна Сидорова.
– Я пошла в первый класс во время войны, в сентябре 1943 года, – вспоминает она, – и всю жизнь с огромной благодарностью вспоминаю свою первую учительницу Прасковью Назаровну Куликову. Она была добрая и одновременно строгая. Учила нас быть честными и добрыми, любить свою Родину, а когда вырастем, работать на ее благо. Эти нравственные уроки стали для меня ориентиром и во взрослой жизни, – говорит Вера Васильевна.
Мне тоже довелось встретить учителя, который запомнился на всю жизнь. Было это много лет назад, еще в советские времена, когда я училась в одной из школ Шымкента. Помню, шел первый урок литературы в новом учебном году. В класс вошла женщина средних лет – стройная, с копной коротко стриженных вьющихся волос, откинутых с высокого лба, не по-учительски одетая в платье, словно с обложки модного журнала, в узких туфлях-лодочках на высоченных каблуках. Девчонки замерли от восторга, мальчишки оценивающе зацокали языками, а я… Я просто с первого взгляда влюбилась в свою учительницу русского языка и литературы, которая на всю жизнь осталась для меня эталоном преподавателя и женщины. Звали ее Мария Федоровна Николаева.
Всю свою долгую учительскую жизнь простояла она у школьной доски, передавая своим воспитанникам не только знания, но, что не менее, а может, и более важно, преподнося им уроки жизни. Без назидательной дидактики она умела показать, что такое хорошо и что такое плохо. Мне иногда казалось, что она видела нас насквозь, очень чувствовала настроение, была открытой, с ней можно было посекретничать, получить дельный совет в трудную минуту.
И когда через 25 лет после окончания школы журналистские дороги привели меня в город моей юности, первым делом я отправилась в школу, где когда-то учила нас житейской мудрости моя любимая учительница. Даже через четверть века я ее сразу узнала – та же стать, тот же открытый взгляд, знакомая улыбка, только волосы стали совсем седыми, да морщинок у глаз прибавилось. Эта встреча, хоть ненадолго, возвратила меня в школьные годы. И я подумала: сколько таких девчонок и мальчишек выпустила во взрослую жизнь Мария Федоровна?! И всю эту вихрастую публику надо было «приручить», иначе не родится та незримая нить, что прочно и надолго связывает учителя и его учеников.
Этот дар – соединять сердца и души – дается далеко не каждому. Но тот, кто им обладает, и становится Учителем.