Древние секреты воспитания: ругать, благословляя

3060
Дина Боранбаева

О сакральности произносимого наши предки знали испокон веков, с большим уважением относясь к словам
и тщательно подбирая выражения

фото из архива "КП"

Все лучшее – детям

Взять слово «айналайын». О его глубоком смысле и непередаваемом одной фразой значении знают, пожалуй, даже те, кто совсем не владеет казахским языком. Такие примеры свидетельствуют и о невероятном красноречии народа, и о его безграничной любви к детям: казахский язык очень богат на ласковые обращения. Но еще интересней то, что даже наказывать детей за плохое поведение издревле было принято по-особенному.

– «Ей, тұқымың өскір!»; «Ба­қытты болғыр!»; «Өркенің өскір!»; «Намысың молайғыр!» – так ругала нас, провинившихся ребят, моя бабушка, – с улыбкой вспоминает 53-летняя Гульназия Мустапова. – Тогда, слыша ее суровый возглас, мы не придавали значения самим словам, искренне веря, что нас бранят. Только спустя годы, вспоминая детство, я начала понимать, что это были совсем не ругательства, а настоящие бата – благословения: «Пусть твое потомство будет многочис­ленным», «Будь счастливым», «Будь достойным», «Будь богатым». Сколько смысла и добра в этих словах!

Уроженке Алакольсксого райо­на повезло вырасти в многодетной семье, где она – десятый, младший ребенок. Самое активное участие в процессе воспитания принимали представители старшего поколения. Конечно, пережившие невероятно тяжелые времена родители, дедушки и бабушки могли применить в речи и «қарғыс» – проклятия, но не в отношении младших.

– У казахов издревле есть такое понятие, как «сөз құдіреті» – величие произнесенного слова. Наши предки давным-давно знали все о том, что сейчас модно называть детскими травмами, установками, мотивацией, – считает Гульназия Сыдыкбековна. – Ведь детям навсегда запоминаются слова, повторяемые мамой и бабушкой, которые больше всего были рядом.

«Құдай тілеуіңді бергір» – «Пусть Всевышний даст тебе то, чего желаешь»; «Жүзің аппақ болсын» – «Пусть твой лик будет светлым»; «Өсіп – өнгір» – «Пусть твое потомство процветает»; «Көбейгір» – «Пусть потомки будут многочисленны»; «Үй алғыр» – «Чтоб имел свой дом». Читая такие фразы, сложно поверить, что все это – традиционные ругательства, которыми младших наказывают за провинности.

Ведущий научный сотрудник Института языкознания им. А. Байтурсынулы Айгуль Амирбекова рассказывает, что в казахской традиции воспитание детей и молодежи очень важно и олицетворяет ценности семьи и общества. Благодаря высокому авторитету старших в семье, близкой связи между родителями и детьми, основанной на внимании и заботе, действует такой принцип воспитания, как «қас-қабақпен білдіру». Это выражение означает, что старший расстроен плохими действиями ребенка: то есть когда отец хмурится, дети смущаются из-за плохого поведения и пытаются не повторить проступка. Воспитание «қас-қабақпен білдіру», по словам Айгуль Амирбековой, также подразумевает пристальное внимание к детям, их поступкам и развитию.

Кроме того, воспитание час­то осуществляется через использование старшими мудрых пословиц и различных фраз-пожеланий - «алғыс сөздер».

– Алғыс «Құтты болсын!» используется для пожелания удачи или успеха в приобретении нового, – приводит пример языковед. – «Бақытты бол!» выражает желание, чтобы дети были счастливыми и удовлетворенными, а фраза «Көп жаса!» – это доброжелательное пожелание долгой и счастливой жизни. Алғыс «Өркенің өссін!» взрослые используют, чтобы пожелать детям удачи, успеха и благополучия в их усилиях и начинаниях, продемонстрировать поддержку и веру в потенциал ребенка. Эти фразы могут быть использованы в различных ситуациях при воспитании детей, чтобы показать им любовь, заботу и уважение, а также вдохновить их на достижение лучших результатов.

«Черная» и «белая» магия слов

Наряду с этим, продолжает Айгуль Амирбекова, в казахской культуре существуют определенные нормы и слова, которые считаются неприемлемыми или даже наказуемыми в контексте воспитания и общения. Эти нормы могут варьироваться в зависимости от конкретной ситуации.

– Казахский народ передает гнев и негодование проклятия­ми – «қарғыс». Но в народной культуре существуют определенные нормы поведения, которые помогают сдерживать гнев, – говорит она. – Это принципы уважения к старшим, традиции гостеприимства, а также ценнос­ти семьи и общины, которые способствуют укреплению социальных связей и предотвращению конфликтов. Такое воспитание помогает людям учиться управлять своими негативными эмоциями, включая гнев. На эту вполне естественную реакцию человека устойчивых выражений проклятия в казахском, как и в других языках, встречается немало. Согласно толкованиям различных словарей, это «вербальный ритуал», «словесная формула, содержащая пожелание зла в адрес кого- или чего-либо», которая относится к древнейшим устно-речевым жанрам и «основана на убеждении носителей архаического сознания в магической силе слова».

Однако, скорее всего, как раз таки глубокая вера, что такие фразы могут претвориться в жизнь и нанести вред проклинаемому, в большей степени и повлияла на то, что в адрес подрастающего поколения их не произносили. «Арам қатқыр», «Жетпегір», «Жайрағыр» и многие другие подобные выражения обычно несут в себе пожелания гибели.

– Фразы-проклятья – «қарғыс сөздер» – формируются при помощи суффиксов «-ғыр», «-гір», «-қыр», «-кір», – подробно разъяс­няет языковед. – И понимание негативности этих суффиксов используется только в словах проклятия. Но в традиционной культуре иногда при выражении чувства ласки или внутреннего разочарования народ использует через эти суффиксы и слова благодарности. Поэтому в казахском языке они могут звучать как ругательство, ненависть. Но важно понимать, что их значение имеет положительный смысл. Мы должны признать, что этот словообразовательный образец является успешным подходом казахской культуры к воспитанию детей. Так, фраза «Тұқымың жайылғыр» говорит о том, чтобы увеличилась семья, род, династия. «Мың болғыр» означает «делай много, живи долго», «Бай болғыр» – пожелание быть богатым или щедрым. Такие фразы несут хорошее пожелание, даже если они произносятся как проклятие. Причина такого использования заключается в том, чтобы ребенок не хвастался и не был высокомерен в будущем.

Из глубины веков – в небытие?

Такой прекрасный метод еще имеет место в воспитании современных казахстанцев, но все же теряет популярность, считает литературовед, член Союза писателей Казахстана, профессор Серикказы Корабай.

– Это испокон веков сложив­шая­ся традиция, – говорит ученый. – В первую очередь это традиция семейная, потом династийная, далее превратившая­ся в общенародную. И в целом сквернословие в жизни кочевого народа почти не встречалось – во всех жанрах казахского фольклора не было места грубым бранным словам.

Автор десятков литературных и научных сборников Серикказы Корабай – один из видных казахских литературоведов. Он являлся заместителем председателя секции по подготовке серии сборников «Бабалар сөзі» («Слово предков») в ста (!) томах. Они вышли в свет с 2004 по 2012 год, представив всему миру (презентация проходила в Германии) настоящую сокровищницу казахского фольклора всех жанров.

Труды были изданы благодаря академику Сеиту Каскабасову, в то время возглавлявшему Институт литературы и искусства им. М. Ауэзова. Сборники включают в себя уникальный и богатейший материал, собранный буквально по крупицам учеными-фольклористами и востоковедами в экс­педициях по всему Казахстану в XIX–XX веках. 9 томов «Бабалар сөзі» содержат исторические песни, более десятка из них отведены под героический эпос и включают в себя различные сохранившиеся варианты произведений. Так, в книгах представлено 14 вариаций поэмы «Кобланды-батыр».

– В фольклоре никогда не встречаются оскорбления и грубость в сторону детей, – подчеркивает Серикказы Корабай. – Это целый пласт культуры. В восточной литературе, как и в казахской, как таковых бранных слов тоже не встречается.

Если дети натворили что-то очень плохое, к ним могли применить такие слова, как «көргенсіз» – невоспитанный, неучтивый, «жексұрын» – противный, а если проступок был очень серьезным, могли назвать «оңбаған» – бестолковый. Грубыми в адрес детей считались даже выражения «иттің баласы» и «күшік» («щенок»). Однако чаще всего употреблялись те самые фразы-пожелания вроде «Байболғыр-ай», «Тұқымың өскір», «Өркенің өскір» и другие.

– У казахов детей не били, не оскорбляли бранными словами. Конечно, такое встречалось, но не было распространено, – рассказывает Серикказы Сыбанбайулы. – Издревле воспитанием детей у народа занимались дедушки, бабушки и в меньшей степени мамы: они в основном хлопотали по хозяйству, а отцы были задействованы во внешних делах. Благодаря старшему поколению, его терпению и мудрости дети получали прекрасное воспитание. При этом им тоже не разрешали говорить плохие слова.

Выросшие в подобной атмо­сфере дети и сами в будущем перенимают такое поведение. И это было лучшим воспитанием, которое мы, к сожалению, теряем. Не секрет, что сейчас родители ругают детей грубыми и даже матерными словами, которые прочно входят в повседневную жизнь – негативное влияние оказывает в том числе и Интернет.

Все это морально ущемляет подрастающее поколение, считает литературовед, плохо сказывается на характере. Современные бабушки тоже уже утрачивают свою традиционную роль, исконное воспитание уходит в небытие – поколениям не от кого его перенимать.

– В настоящее время традиции сохраняются в основном в аулах, особенно в южных регионах страны. Я считаю, что воспитание и прогресс должны идти параллельно. И основой, стержнем всей жизни должны быть народные традиции и национальные ценности, – заключил Серикказы Корабай.

Популярное

Все
Кавалер ордена «Құрмет» Геннадий Насонов уже готовит своих подопечных к выступлению на Олимпиаде-2028 в Лос-Анджелесе
«Шығыс салбурыны»: полет нормальный
Казахстанская федерация футбола предложила использовать опыт взаимодействия с ФИФА и УЕФА
Этой осенью исполнилось 105 лет со дня рождения выдающегося башкирского поэта Мустая Карима
«Оқжетпес» завоевал золотые медали Первой лиги
Без работы не останешься
Потомки Золотой Орды
На что это похоже?
Не зря зовут страной петроглифов
«Слова назидания» на современном казахском
Энергия воздуха, воды и солнца – залог хорошего самочувствия
Не выходя из дома. Изучать государственный язык помогают технологии и соцсети
Смотреть на все с оптимизмом
Съемки охватили все времена года
Разработана концепция для поддержки лиц с инвалидностью
С вниманием к гражданским инициативам
Единому национальному тестированию – 20 лет
Под знаком трех юбилеев
Большой помощник в работе
Нарисуем – будем жить!
Чеченка с казахской душой
Премий для госслужащих больше не будет
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
Решительный шаг к независимости
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
В октябре 1990-го страна ступила на новый путь развития
В Алматы будут выпускать лекарство от рака молочной железы
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
С заботой о старшем поколении
Не просто дата в календаре
Бектенов поздравил казахстанцев с Днем Республики
Президент России поздравил Токаева с Днем Республики
«Самостоятельности у шахт не было»
После публикации в «Казправде»
Американцев привела в восторг техника и мастерство дзюдоиста из Казахстана
Сертификаты на квартиры вручили работникам культуры в Астане
Маулен Ашимбаев поздравил соотечественников с Днем Республики
20 автомобилей вручили работникам водной отрасли в честь Дня Республики
Кто он, основатель Семипалатной крепости?
Аул Бозанбай, что в 65 километрах от Усть-Каменогорска, в октябре будет встречать гостей со всего мира
Ушел из жизни сын известного казахстанского композитора Армана Дуйсенова
Предприятие оштрафовали на 2,9 млрд тенге в Актюбинской области
Молодая семейная пара педагогов из Алматы планирует переехать в сельскую местность
Ломать - не строить: водоканал в Шымкенте хотят вернуть государству
Ждут туристов в Атырау
В Жамбылской области поэтапно включают отопление
Более 30 лет «пряничный домик» привлекает горожан и туристов в Семее
Запуск экспресс-маршрутов в Астане: названа цена проездных билетов
Отключения света и подачи воды стали обыденным явлением в Алматинской области
Аким Кызылординской области проверил готовность региона к отопительному сезону
«Барьеры мы создаем в своей голове» – параспортсмен
Шымкент меняет трубы: десятки километров теплотрасс заменены в южном мегаполисе
«В условиях дефицита электроэнергии невозможно наращивать экономическую мощь страны» – мажилисмен
Реконструкция близится к завершению
Обувная фабрика мощностью 200 тысяч пар в год появится в Шымкенте
Россельхознадзор нарушает условия Договора о ЕАЭС - депутат Ходжаназаров
Кадры для атомной отрасли
Нужны дополнительные мощности

Читайте также

Защитим наших детей
Налоговые службы незаконно привлекали к ответственности пре…
Погибшего пожарного из Сарани наградили посмертно
Подсудимый пожаловался на высокие цены магазина на территор…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]