Каир – город, где жива память о сыне Великой Степи

2257
Самал Тулеубаева, доктор филологических наук, и. о. профессора кафедры востоковедения ЕНУ им. Л. Н. Гумилева

Во время научной поездки, финансирование которой осуществлялось в рамках проекта «Этнополитическая история улусов Чагатая, Угедея, Хайду и Могулистана по данным арабских, монгольских, персидских, китайских и тюркских источников», нам довелось вновь посетить столицу Египта город Каир. Кстати, всего спустя месяц после открытия здесь мечети Султана аз-Захира Байбарса 4 июня текущего года, которое, полагаем, стало историческим событием в современной истории
не только Египта и Казахстана, но всего мусульманского мира.

фото с сайта bizmedia.kz.

К 800-летию Султана Байбарса

В Каире, столице с многовековой историей, пережившей две революции с начала XXI века – в 2011 и 2013 годах, наблюдается новый подъем. Как отмечают сами местные жители, полтора часа в пути уже вызывают недоумение, в то время как раньше требовалось до двух-трех часов, чтобы попасть в пункт назначения. Проблему решили за счет строительства мостов и дополнительных развязок. Для мегаполиса с более чем 20-миллионным населением это большое достижение. Радовало глаз разноцветье улиц, несмотря на преобладающий желто-пустынный цвет домов и зданий. Как нам показалось, более яркими красками заиграла и одежда женщин вокруг и в магазинах.

Каир в частности и Египет в целом в последние десятилетия принимает огромный поток беженцев и мигрантов как из соседних стран Африки, так и всего Ближнего Востока – Ливии, Судана, Палестины, Ирака, Сирии, Йемена… Все они находят приют на этой древней земле, более того, находят применение своим навыкам и знаниям, порой составляя достойную конкуренцию местным жителям. Мы их видели повсюду: на улицах, в различных заведениях. Особо заметно присутствие сирийцев, которые не только переместились сюда в поисках безопасности, но и перенесли сюда свой бизнес – открыли магазины, кафе, рестораны, фабрики и ремесленные лавки. Сегодня египтяне еще ближе знакомятся с сирийской культурой и кухней и принимают ее с большим удовольствием. При этом они признают, что многому учатся у сирийцев, перенимают их накопленный веками опыт, утонченный вкус. Было весьма приятно слышать такие отзывы от египтян, страна которых с конца XIX века находилась в авангарде современного арабского мира: здесь возникали первые музеи и театры, опера, кинематограф, развивалось музыкальное искусство, создавались первые в новой и новейшей истории арабского мира университеты, школы, музеи, газеты и журналы.

При этом в Египте для беженцев и мигрантов не создаются специальные зоны и лагеря для проживания, их не изолируют от общества. Наоборот, они становятся его неотъемлемой частью, имеют различные преференции. Как руководство страны, так и простой народ придерживаются философии, что это – их братья, которых неприлично попрекать сделанным добром, наоборот, их нужно поддержать в трудную минуту (такой миссии Египет неоднократно придерживался на протяжении своей современной истории). Со стороны местных жителей не чувствуется агрессии и неприятия, несмотря на существующие проблемы, с которыми они сталкиваются и сами, – дороговизна жизни, рост цен, безработица, аномальная жара.... Вовсе не идеализируя египтян, все же необходимо признать их теплоту в общении и отношении к людям. Наверное, это веками выработанный генетический код, традиция и философия жизни. Здесь еще много толерантности, снисходительности, широты души, эмоцио­нальности…

С другой стороны, это и неудивительно для Египта, центра вселенной – «Умм ад-дунйа», который на протяжении всей своей истории, находясь на стыке нескольких континентов, всегда притягивал к себе взоры чужеземцев – ливийцев, нубийцев, гиксосов, хеттов, персов, греков, римлян, византийцев, арабов, европейцев. Все они пытались завоевать страну пирамид – «Дар Нила», как ее называл Геродот. И Египет всех принимал, предоставлял возможность показать себя, свои умения и различное мастерство. Как и древний и средневековый Китай, Египет ассимилировал всех пришельцев своим величием, древней историей, цивилизационным развитием. Всем им нравилась местная культура. Так было с Камбизом, Птолемеями и другими. Каждый, очарованный Египтом, привносил в него что-то свое и новое, в итоге происходил синтез культур и народов, что служило на общее благо. Так произошло и с нашими предками-мамлюками, которые, придя к власти, служили этой стране и всему мусульманскому миру.

В настоящее время активно начался переезд различных государственных органов в новую административную столицу (символ новой республики!), которая находится на расстоянии 60 км к востоку от центра Каира, ее площадь превышает 700 кв. км. Многие объекты здесь находятся на стадии завершения либо уже переданы в эксплуатацию. Также построена самая большая на данный момент мечеть в Африке (Масжид Миср) и одна из крупнейших в мире.

В Египте, который являет собой пример музея под открытым небом, сегодня продолжают создаваться и новые хранилища, среди них – Национальный музей египетской цивилизации, в текущем году планируется открытие Большого Египетского музея, или Музея Гизы.

Имя, запечатленное в ВЕКАХ

Находясь в Египте, на вопрос о своем происхождении и азиатском облике называла нашу страну и, чтобы было понятнее, уточняла: мы – потомки Султана Байбарса. Тогда в ответ от всех, независимо от их уровня образования, социального статуса и возраста, сразу получала улыбки и восторженные возгласы: «Он был хорошим человеком!». Возможно, кто-то из них мало что знает о легендарном полководце и своем правителе, но его имя знакомо всем в Египте, потому что оно запечатлено не только в официальной истории, но и в народной памяти. Ведь лишь ему одному из числа чужеземцев народ посвятил целый роман – «сиру», в котором воспеваются его подвиги, заслуги и достижения. Традиция исполнять этот «роман» под сопровождение музыкального инструмента «рабаба» по сей день существует в Египте. А народной любви, как правило, удостаиваются немногие, потому что ее не купишь, ее можно лишь заслужить. Как казахстанку, меня переполняла гордость за незапятнанную репутацию нашего предка в стране, которой он правил 17 лет, за то, что его здесь до сих пор любят, помнят и чтут. Думаю, что он сполна снискал себе такую славу и расположение, потому что, помимо внешеполитического поприща, он многое сделал для повышения благосостояния египтян и всего мусульманского мира.

Что касается мечети Султана аз-Захира Байбарса, то она входит в тройку крупнейших по площади и значимости духовных сооружений Египта. Однако судьба этого бесценного шедевра мамлюкской архитектуры складывалась весьма непросто и трагично. С конца XVIII и до начала XX веков мечеть, возраст которой превышает 756 лет (построена примерно в 1269 г.), использовалась французами и англичанами как форпост, затем мыловарня, место для забоя скота и прочее, пока в 1918 году не была взята под контроль Комитетом по охране памятников. Специалисты отмечают, что мечеть по своему облику очень напоминает Мечеть Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) в Медине.

В ходе общения жители Каира упоминали, что те, кто жил поблизости от этой мечети (жители так называемого квартала «аз-Захирия»), ходили туда совершать молитву еще и в прошлом веке, но подчеркивали, что она находилась в весьма плачевном состоянии.

Когда проходила церемония открытия мечети, силы безопас­ности не могли сдержать поток людей, стремившихся попасть внутрь. Ввиду участия ряда VIP-персон, это, конечно, могло создать определенные проблемы. Вместе с тем, присутствуя там, я подумала: если для нас это – дань памяти нашему победоносному предку и соплеменнику, то для египтян – оказание посмертной почести их собственному правителю, который не запятнал себя коррупцией, произволом и деспотизмом, а преданно служил стране, в которой ему удалось подняться на самый высокий пьедестал.

Открытие мечети после ее реставрации имело большой резонанс. Несомненно, об этом были наслышаны почти все жители Каира. Также многие вспоминали о прямом вещании первой пятничной молитвы, которая состоялась 9 июня.

В Египте сохранилось большое количество памятников мамлюкской эпохи, которая охватывает довольно длительный период (свыше 2,5 веков, с 1250  о 1517 гг.). Эти памятники разбросаны в различных частях страны, но больше всего их, конечно, в столице – Каире, в том числе те, которые расположены на улице аль-Муизз.

Султан Байбарс, вернувшись после битвы 1260 года при Айн-Джалуте, принялся за строительство новых объектов в Египте, а также вознамерился дать новую жизнь социальной, образовательной и духовной сфере. Именно при нем были построены многочисленные больницы («бимаристаны»), мечети, учреждены медресе, в которых обучали не только фикху в соответствии с маликитским и ханифитским мазхабами, но и хадисам, и чтению Священного Корана.

Останки одной такой религиозной школы, которая носила имя самого Байбарса и была построена в 1262-1263 годах, сохранились до наших дней. Из всего комплекса уцелела лишь одна прямоугольная комната («сабиль» – общественный колодец и источник воды), над которой возвышается «логотип» («ранк» по-арабски) Султана Байбарса в виде двух перевернутых барсов, деревянная дверь, фрагменты минарета. Специалисты отмечают, что медресе в своем первозданном виде запечатлено на снимках, которые были сделаны различными европейскими путешественниками. Там отображены минарет, купол и «сабиль».

Важные артефакты касательно реалий мамлюкской эпохи хранятся и в Музее исламского искусства в Каире, который был создан в 1881 году и является одним из первых музеев в арабском мире. Здесь имеется отдельный зал, посвященный мамлюкам.

Таким образом, сведения о мамлюкской эпохе можно черпать в Египте в памятниках архитектуры, музеях, фольклоре, трудах средневековых авторов и исследованиях современных ученых. Изучая их, можно проследить и присутствие тюркского элемента в средневековой мусульманской цивилизации.

При этом важно не забывать, что правление мамлюков распространялось широко за пределами Египта. Следы правления и деятельности мамлюков ярко прослеживаются и в странах Шама (Сирия, Ливан, Иордания и Палестина) и Аравийского полуострова. Полагаем, что это благодатная почва для наших исследователей. Недавно узнала, что ливанский Триполи («Тарабулюс аш-шарк» – «Триполи Востока») является вторым после Каира городом по значимости с точки зрения присутствия памятников мамлюкского периода. Но это тема отдельного разговора.

«Люди пера» и «люди меча»

После обретения независимости Казахстан в рамках осмысления своей истории и своего места в цивилизационном развитии человечества, в рамках процесса возрождения исторической памяти продолжил работу по изучению культурно-исторических связей с мусульманским миром. Центрально-Азиатский регион в его современном понимании, частью которого является и наша страна, внес значимый вклад в средневековую исламскую цивилизацию.

Тюрки, или тюркоязычные народы (вернее – выходцы из тюркских земель, независимо от их происхождения, в силу размытости тогдашних границ и отсутствия национальных государств), ранее также известные как «люди железа» и «люди коня», заняли достойное место в различных сферах жизни халифата. После проникновения ислама на земли тюрков этот регион вовлекается в орбиту влияния арабо-мусульманской цивилизации и становится ее неотъемлемой частью. Тюрки сыграли важную роль в деле защиты и распространения ислама как в качестве отважных воинов, так и ярких представителей мусульманской науки, культуры и образования.

С VIII–IX веков тюркский мир, находясь на периферии мусульманского мира, продолжает свое духовное развитие в лоне ислама и его ценностей. До начала XX века все его наследие, традиции, обычаи, культура, наука и литература получали претворение либо на арабском языке, либо с использованием арабской графики. Более того, из региона современной Центральной Азии вышли многочисленные ученые, внесшие большой вклад в развитие арабо-мусульманской цивилизации. Одна лишь казахская земля подарила таких выдающихся личностей, как «Второй учитель» Абу Наср аль-Фараби, авторы фундаментальных трудов по арабской филологии – составитель словаря «ас-Сыхах» Исмаил аль-Джаухари и составитель словаря «Диуан аль-адаб» Исхак аль-Фараби. Имеется еще большое количество имен, канувших в Лету, и их предстоит вновь «открывать» будущим поколениям.

Тюркское присутствие в халифате усиливается с эпохи правления Аббасидов. Подобно другим народам и государствам (Китай, Киевская Русь, Византийская империя, Персия и др.), арабы также формировали свои воинские подразделения из числа представителей тюркского этноса, которых называли «гулямами», «мамлюками».

К. Э. Босворт в своем труде «Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии» отмечает, что к началу XI века тюрки проникли в военные и государственные институты почти всех мусульманских стран к востоку от Египта. О повсеместном господстве тюрков пишет и Ибн Халдун. Именно тюрки смогли противостоять крестоносцам и монгольскому нашествию и спасти мусульманский мир. В этой связи особо следует отметить достижения Султана Захира Байбарса (1223–1277), 800-летие которого отмечается в текущем году.

Со временем укрепив свои позиции, тюрки стали создавать целые династии, существовавшие за пределами традиционной территории своего расселения, и править в различных частях мусульманского мира, как в Северной Африке, так и на Ближнем Востоке, в Индостане.

Важную роль в укреплении тюркского элемента в истории мусульманской цивилизации сыграли мамлюки.

Однако задолго до этого присутствие тюрков в арабо-мусульманской цивилизации началось с духовной сферы – на поприще науки и знаний, с деятельности так называемых «людей калама (пера)». Ввиду сложившейся исторической ситуации, когда каждый мог созидать независимо от происхождения и вероисповедания, появилась целая плеяда ученых из числа завоеванных народов, которые в совершенстве освоили арабский язык, ставший к тому времени государственным, более того – превратившийся в язык науки.

После эпохи Абу Насра аль-Фараби тюркский элемент постепенно начнет укрепляться в военной сфере и политике. Таким образом, «люди пера» из числа выходцев из Центральной Азии хронологически предшествовали появлению «людей меча» в исламской цивилизации. Сначала тюрки войдут в состав наемной гвардии халифата, затем их позиции усилятся, и они станут регулировать политическую ситуа­цию, сами приводить к власти и свергать халифов, которые часто превращались в марионеток в их руках. Так, в результате дворцового переворота к власти в Египте в 1250 году придут мамлюки, которые распространят свою власть на большую часть Ближнего Востока и Северной Африки.

Через 310 лет после смерти «Второго учителя» на Ближнем Востоке вновь зазвучит тюркское имя, но уже на другом поприще – Султан аз-Захир Байбарс осенью 1260 года в решительной схватке нанесет сокрушительное поражение монголам, что позволит мамлюкам утвердиться в Шаме, где они подчинят себе многие города. Султан Байбарс Рукн ад-Дин завоевал себе славу не только многочисленными победами над армиями монголов и крестоносцев (1250, 1260 и 1277 гг.), но и как мудрый правитель и дипломат. Считается, что ему принадлежит большая роль в изменении военной и политической карты Средиземноморья. Также он провел ряд реформ на подвластных ему территориях, создал новые административные системы. Ему удалось подавить имевшие место бунты, смуты и междоусобицы, повысить благосостояние народа путем развития науки, образования, торговли и земледелия.

Так имя Султана Байбарса на века было увековечено в арабском мире, продолжая служить его жителям, которые когда-то приняли его в качестве завоевателя и правителя. Возможно, читателям будет интересен и тот факт, что труд Махмуда Кашгари «Диуан лугат ат-турк» (XI в.), первая энциклопедия тюркских народов, был сохранен после разрушения Багдада монголами в 1258 году благодаря именно мамлюкам, которые вывезли его в Каир.

Тюрки из числа «людей меча» в лоне исламской цивилизации, таким образом, продолжали приверженность традициям своих собратьев из числа «людей калама – пера», возводили знание в культ и способствовали его распространению и популяризации.

Популярное

Все
Олжасу Сулейменову – 88 лет!
Учащиеся лицея № 5 имени Панфилова стали членами Международного Панфиловского движения
С «Вахты памяти» вернулись поисковики Петропавловска
Представители комиссии «Игр будущего» посетили нашу страну
Центр кино Казахстана впервые представлен на кинорынке Marché Du Film
Состоялся II открытый юношеский турнир памяти Султанбека Кобландина
Сегодня в Ашхабаде начнет свою работу Международная научная конференция «Пространство мудрости Махтумкули Фраги», посвященная 300-летию выдающегося поэта, философа и мыслителя Востока
Британский портал Essentialliving оценил качество сервисов такси. В представленном списке наша страна заняла 73-е место
Журнал Global Finance назвал жителей нашей страны самыми богатыми в Центральной Азии
Паводки: от концепции «реагирования и выправления» к принципу «предвидеть и предупредить»
Комарам и мошкам объявлена война
Столичный бизнес терпит убытки из-за несоблюдения дизайн-кода
Деревья стоят «по колено» в воде
Школьников выселили из общежития и отдали его чиновникам
В Казахстане дан старт ЕНТ
Одно громкое «доколе»?
Миграционное законодательство решает комплекс проблем
Вопросы энергодефицита откладывать нельзя
Драка местных граждан с иностранцами в Бишкеке переросла в беспорядки
Отмена утильсбора подорвет долгосрочное развитие экономики Казахстана – Шарлапаев
Талдыкорганской авиабазе присвоено имя Сергея Луганского
Государственным языком в Атырауской области владеют представители разных национальностей
В Алматы прошли переговоры между главами МИД Азербайджана и Армении
Аграрии и энергетики летом должны работать усиленно
Айбек Дадебай: Конкретная цель Президента – превратить Казахстан в передовое государство
ЧМ по хоккею: Казахстан обыграл Францию в стартовом матче
Паводковые воды спасут пересыхающее озеро в Восточном Казахстане
В Уральске тестируют зарядные станции для электромобилей
В Шымкенте очистили русло Кошкар-аты
Сакен Сейфуллин: «Авиация – это крылья грядущих поколений!»
На «Евровидении-2024» победила Швейцария
Italian Open: Путинцева капитулировала перед первой ракеткой мира
Вводится экспертиза объектов интеллектуальной собственности
Резонансное убийство в Турции: Эрдоган принял решение
Генассамблея ООН призвала предоставить Палестине статус полноправного члена
Члены Президентского молодежного кадрового резерва приняли участие в экологической акции «Таза Қазақстан»
Не уповай на Google – иди к врачу
Сборник казахских народных сказок на татарском языке презентован в Казани
Массовая посевная кампания в Казахстане начнется во второй декаде мая
Военнослужащие теробороны возложили цветы к памятнику Алие Молдагуловой
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Тест на прочность: держаться вместе!
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
Против танка ходил он с карабином и саблей
Военнослужащие устроили «парад Победы» для фронтовика
Меньше месяца не дожил до Дня Победы Владимир Колесниченко

Читайте также

Менторское сопровождение демонстрирует эффективность
Давайте любить спорт!
Надо только начать с себя
В Туркестанской области стартовал проект «Моя профессия – м…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]