Казахская мифология глазами сельского учителя

2661
Галия Шимырбаева

Западный Казахстан, где государственный язык сохранился в первозданной чистоте, будь развитым тут туризм, мог бы стать идеальным местом для погружения в языковую среду, знакомства с традиционной культурой, мифами и национальной кухней казахского народа.

фото из архива Зиры Наурызбай

Серикболу Кондыбаю, основоположнику казахской мифо-лингвистической научной школы, цель которой – развернуть скрытую в казахском языке духовную информацию, исполнилось бы в этом году 55 лет. Опровергая обыденное мнение о мифе как пустой выдумке, он приводил слова знаменитого исследователя мифов Уильяма Салливана: «Миф – это ковчег, создатели которого преследовали лишь одну цель – обеспечить счастье будущих потомков. Этот ковчег специально спроектирован так, чтобы перенести в будущее только самую необходимую для жизни информацию».

Те, кто всерьез интересуются этим воп­росом, называют Серикбола Кондыбая выдающимся исследователем, и делают все, чтобы его имя не ушло в небытие. Одна из них – культуролог Зира Наурызбай.

– Талантливый ученый, который прожил всего 36 лет, с детства серьезно интересовался историей, после окончания школы в 1985 году хотел поступать на истфак КазГУ, – рассказывает она. – Сейчас это звучит странно, но в советское время конкурс туда был фантастическим, и, не имея связей, попасть на этот факультет было сложно, поэтому он выбрал родственный географический. Студентом первого курса участвовал в декабрьских событиях, даже отсидел какое-то время, но в целом все обошлось. После окончания учебы его оставляли в аспирантуре, но он, самый младший в семье, посчитал, что должен быть рядом с матерью и вернулся домой, в село Шетпе Мангистауской области. Работал в обществе охраны памятников, школьным учителем географии, продолжая при этом интересоваться историей. Кстати, темой своей дипломной работы Серикбол выбрал эстетику ландшафтов Мангистау, где рассматривал перспективы развития туризма в регионе. Для этого, считал он, нужно формировать имидж области.

Однажды в сельской библиотеке ему попалась книга «Мифологический словарь». Так исследователь впервые столк­нулся с такой наукой, как мифология, а поскольку сам он очень хорошо знал казахский фольклор, и у него уже имелся список специфических казахских слов, то решил взяться за написание казахского мифологического словаря. Но дворе стояли трудные 90-е, школа отнимала все время, и неизвестно, когда бы он основательно взялся за эту работу, если бы не несчастье.

Серикболу было всего 27 лет, когда он получил тяжелую травму позвоночника. Врачи, называя ее несовместимой с жизнью, давали от силы год-два. А дальше его жизнь напоминает знаменитую жизнеутверждающую французскую комедийную драму «1 + 1». За неполные 10 лет, что он прожил вопреки, Серикбол написал 15 книг на стыке лингвистики, фольклористики, истории и исторической географии, а самое главное – по мифологии. О том, чего это ему стоило, знали только мама и сестра Балсулу. Чтобы он мог сидеть, его надо было приматывать к инвалидному креслу, работать мог только так или же лежа вниз лицом.

Серикбол говорил, что собственным вкладом в его книгах является только 30%: «Остальное – мамы, которая обеспечивает мое физическое существование, и сестры Балсулу».

Балсулу при жизни Серикбола успела издать семь его книг. Она рассказывала, что брат после аварии находился в жуткой депрессии. Продлить ему жизнь мог­ла только работа. До того злосчастного случая Серикбол уже написал уникальное пособие «Манғыстау географиясы». Подал его на конкурс, но, как это у нас часто бывает, первое место получило пособие какого-то помощника акима области, а его книга – второе.

Она стала первой в череде тех, которые Балсулу смогла опубликовать. Вручив ему только что отпечатанный экземпляр, сказала: «Ты же всегда хотел писать книги, но у тебя не было времени. Теперь оно есть, вот и пиши, а я буду издавать их». И добавила, что постучится в сто дверей – и в одной из них обязательно найдутся те, кто будет готов помочь.

Благодаря этому, преданности матери и сестры, Серикбол жил, опровергая все прогнозы.

– Говорили, что за границей уже есть медицинские технологии, с помощью которых можно улучшить состояние, – говорит Зира Наурызбай. – Мы написали открытое письмо руководству страны, его подписали самые известные гуманитарии республики, включая Мурата Ауэзова. Наметилось какое-то движение. Серикболу выделили квартиру в Актау, издали книгу, собирались везти на лечение в Германию, но – увы! Было уже поздно...

Зира Наурызбай перевела его четырехтомник «Мифология предказахов» и книгу «Гиперборея: родословие эпохи сновидений» на русский язык. Ученый рассчитывал, что это будет 7-8-томное издание, но не успел – в 2004 году Серикбола не стало.

– Пока он был жив, мы переписывались по общим научным проблемам, – вспоминает культуролог. – И при жизни, и после смерти находилось немало людей, которые считали его представителем Folk History, то есть непрофессиональным историком, однако серьезные академические ученые относятся к нему с трепетом, к ним подтягивается талантливая молодежь, которая опирается на концепции Серикбола Кондыбая в рамках академической науки. Впрочем, даже те, кто относился к нему скептически, в частных разговорах признавали, что он, как трактор К-700, глубоко и основательно перепахал это поле – казахские гуманитарные науки. «А что тогда остается нам? – даже с какой-то обидой говорили они. – Как мы будем защищать свои докторские?» Это одна из причин, почему его имя порой замалчивается, но есть ученые, которые признавали и признают его первенство. Среди них был и мой муж – писатель и исследователь Таласбек Асемкулов. Мы с супругом дружили с Серикболом, теперь, когда я осталась одна, то стараюсь помочь Балсулу Кондыбай, старшей сестре Серикбола, продвинуть его научное наследие.

Современные «отцы и дети»

Этим летом Зира Наурызбай и режиссер-документалист Асия Байгожина участвовали по приглашению мемориального музея (по-другому его неофициально называют музеем мифологии) в поселке Шетпе в летней школе визуальной антропологии «Абақ», посвященной 55-летию Серикбола Кондыбая.

Кстати, об этой школе. На родине Серикбола Кондыбая она впервые начала свою работу. Предполагается, что она будет передвижной, работающей на базе археолого-краеведческих музеев областей и с участием студентов кинематографических вузов. Для них будут приглашаться лекторы – культурологи, историки и народные мастера. В идеале все это должно сниматься на видео, монтироваться и выкладываться в виде роликов в разных соцсетях.

– Таким образом будущие режиссеры-документалисты, с одной стороны, будут проходить практику, а с другой – глубже познавать казахскую культуру и обогащать наше интернет-пространство качественной видеоинформацией о ней, – считает Зира Наурызбай. – Деньги на проект требуются отнюдь не большие, но пока, к сожалению, он не нашел государственной поддержки.

В Шетпе школа визуальной антропологии «Абақ» состоялась благодаря Балсулу Кондыбай. В мемориальном провинциальном музее нет крупных специа­листов музейного дела, там работают люди с педагогическим образованием и главным образом она сама. Когда-то чиновник областного масштаба в сфере образования и культуры, выйдя на пенсию, сейчас Балсулу реализовывает проекты, развивающие идеи ее брата. По словам Зиры Наурызбай, свою книгу «Женские архетипы» она писала по заказу именно этого музея.

– И когда Асия Байгожина предложила участие в работе школы своих студентов, Балсулу смогла пробить и этот проект тоже, но везти студентов из Алматы в Западный Казахстан очень дорого, – продолжает культуролог. – Им нужно оплачивать проезд и проживание, поэтому для первого раза мы привлекли местных школьников-старшеклассников. Перед нами стояла задача – заинтересовывать их так, чтобы сформировать из них будущие кадры для музея.

К началу проекта в экспедиции приняли участие пятнадцать детей, к концу их осталось двенадцать. В основном это были дети местных учителей. Конечно же, не все из современных школьников хотят отрываться от телефонов и мотаться в степи целыми днями по жаре и пыли, да и не все родители приветствовали экспедицию. В ее составе вначале был один мальчик из состоятельной семьи, у которого чувствовались способности к фотографии, интерес к истории родного края, но дня через три-четыре отец, отчитав парнишку, заставил его сидеть в своем магазине. Директор музея пыталась убедить мужчину, что это редкая возможность приобщить сына к духовным ценностям народа, но достучаться до родителя не удалось. Это, на мой взгляд, драма отцов и детей на современный лад, когда бизнесмены, чьей верой стали деньги, боятся, что их дети увлекутся чем-то другим – таким, где не слышно звона монет.

Те дети, что оставались до конца, восемь дней путешествовали по родному Мангистау. Кроме культуролога Зиры Наурызбай и режиссера-документалиста Асии Байгожиной, их тренерами были студенты последнего курса Академии имени Жургенова, обучавшие школьников видеосъемкам и монтажу. Плюс часть маршрута экспедицию сопровож­дали местные краеведы – доктор наук Жанбиби Дюсенбаева и исследователь Мурат Акмырзаев.

В один из дней дети собирали настоящую юрту, которую директор музея мифологии в Шетпе Римма Бердиева тщательно хранит, на второй день брали интервью у местных мастериц-прикладниц.

– У этого проекта наверняка будет продолжение, мы с Балсулу Кондыбай обсуж­дали это, – говорит Зира Наурызбай. – Я предлагала привлекать детей не только из самого Шетпе, а со всей области. Но это, естественно, будет связано с трудностями. Так как речь идет о несовершеннолетних, то за них надо нести ответственность днем и ночью, более того, организовывать им ночлег, а в районном центре сфера услуг еще мало развита. Нас, например, пока мы не перебрались на частную квартиру, заселили сначала в единственную гостиницу – мотель на трассе, где останавливаются дальнобойщики и иностранцы, которые путешествуют на велосипедах или даже пешком с рюкзаком за плечами.

Кстати, когда начинаешь смотреть в Google Maps Шетпе, то первыми выходят не акимат, банки, гостиницы, заправки или же краеведческий музей, а музей мифологии. Поэтому желательно было бы, чтобы там заодно была информация о том, где можно снять жилье, кто может принять туристов на подселение так, чтобы было глубокое погружение в языковую среду. Центральный Мангистау для этого идеа­лен, здесь мало кто говорит на русском. Дети могут приезжать в экспедиции с родителями, которые, полностью взяв на себя ответственность за своих детей, могли бы участвовать в проекте через турфирмы. А еще в музее могла бы быть информация о туристических дестинациях, надежных водителях и местах, где можно перекусить и купить экологически чистые продукты верблюдоводства – балкаймак (балқаймақ) и шубат (шұбат).

В центральной части Мангистау есть много интересных объектов, но он мало охвачен туризмом, потому что переночевать здесь можно только в түнеухана (дом для ночлега) при святилищах. Мы по плану тоже должны были провести там несколько ночей, но дети есть дети – подростки-школьники, как ни старайся, не могут вести себя тихо. Поэтому от этой идеи пришлось отказаться. Но первый опыт уже есть, а самое главное – Летнюю школу антропологии мир заметил. Так как весь процесс освещался организаторами в соцсетях, то было много отзывов. Они шли не только из Казахстана, но и из Европы, США.

– Люди, даже неказахи, хотели бы прие­хать в Мангистау, – говорит Зира Наурызбай. – Но у них у всех вопрос: «Как это можно сделать?» Выход здесь, понятное дело, один – развивать туризм.

Популярное

Все
На «Евровидении-2024» победила Швейцария
В Казахстане впервые отмечают День матерей
Предприятия отечественной фармацевтики бьют в набат
Паводки: в Атырау приостановлено речное судоходство
Скрывавшийся от погони грузовик сбил насмерть двух человек на остановке
Бишимбаева приговорили к 24 годам лишения свободы
Первая в истории казашка покорила Эверест
ЧМ по хоккею: Казахстан разгромно проиграл Словакии
Задержан начальник автоколонны, не обеспечивший отдых водителю упавшего в реку автобуса
Создан зрительный имплант размером с нейрон
Qazaqstan Barysy Grand Slam: Абдурахманов взял «бронзу»
Сегодня отмечается Международный день медицинской сестры
В столице прошло праздничное мероприятие ко Дню матерей
Уровень воды в реке Жайык продолжает расти
Большая вода: в свои дома вернулись свыше 54,7 тыс. человек
Свыше 6,5 тыс. мероприятий проведено в рамках акции «Таза Қазақстан»
Петербургский суд арестовал водителя упавшего в реку автобуса
Венесуэла начала строить мост в гайанский регион Эссекибо
Новый авиамаршрут открывают между Казахстаном и Узбекистаном
На Шымбулаке временно закрывают канатные дороги
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Тест на прочность: держаться вместе!
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Против танка ходил он с карабином и саблей
Меньше месяца не дожил до Дня Победы Владимир Колесниченко
Военнослужащие устроили «парад Победы» для фронтовика
Подвигу казахстанцев посвящается...

Читайте также

Менторское сопровождение демонстрирует эффективность
Давайте любить спорт!
Надо только начать с себя
В Туркестанской области стартовал проект «Моя профессия – м…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]