Летчики армейской авиации Сил воздушной обороны Вооруженных сил РК освоили навыки сложного пилотажа

17147
Дина Устиненко, Алматинская область

В авиацию не идут по принуж­дению или необходимости, не идут за престижем, длинным рублем. Сюда ведут сердце и отчаянная внутренняя отвага. А еще все летчики немного романтики, «витающие» в облаках.

фото Юрия Беккера

Испокон веков человека манило небо. Люди мечтали летать, словно птицы. А осуществив заветную мечту, пошли дальше, модернизируя железные крылья, наделяя их все новыми функциями и предназначением. Сегодня Силы воздушной обороны – элита национальной армии любой страны. Это зоркие соколы, охраняющие наш покой с небесной высоты. Как говорят сами пилоты, они немного ближе к Богу, где и «договориться» с создателем проще, но и промахи виднее.

…Сегодняшние герои – летчики армейской авиации, выбравшие небо однажды и навсегда. На взлетном поле близ Алматы горделиво выстроились в ряд ярчайшие представители военной авиации. Рядом завершают последние приготовления члены экипажа, ответственность доведена до предела – помимо боевой задачи, на борту – корреспондент главной газеты страны, тайно надеявшаяся отсидеться на земле.

Нам предстоит на собственной «шкуре» оценить маневренность боевого вертолета и профессионализм летного состава. Загружаемся на борт Ми-35М. Вообще-то военное судно предназначено преимущественно для уничтожения живой силы противника, а не для перевозки людей. Но для убедительности репортажного жанра для нас делают исключение – само собой, соблюдая все протоколы безопасности.

Размещаемся на полу возле иллюминаторов. В кабинах, а их в вертолетах этой модификации две, командир экипажа и штурман. Бортовой техник находится в крошечном проходе между кабиной командира и салоном. Спойлер: попытавшись примерить на себя роль техника, очень переживала, что женские особенности фигуры не позволят достойно выйти из узкого коридора, был реальный страх позорно застрять в проходе.

Учебно-тренировочные полеты, направленные на повышение мастерства летного и выучки инженерно-технического составов, длятся пятнадцать дней.

За это время экипажи армейской авиации выполнят упражнения на транспортно-боевых вертолетах Ми-17, Ми-171ш, Eurocopter EC145 и ударно-бое­вых Ми-35М по сложным полетным заданиям.

Летчики отрабатывают полеты на сложный пилотаж одиночно и парой, с грузом на внешней подвеске, на высокогорной площадке до 3 000 м, а также над водной поверхностью при видимости береговой черты. В том числе экипажи винтокрылых машин выполнят нанесение условного авиационного удара по позициям противника, сманеврируют на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности с целью ухода от средств ПВО противника.

– Сложность выполнения полетного задания также заключается в выдерживании боевого порядка на установленных интервалах и дистанциях 50 на 70 метров. Молодому пилоту, ранее не выполнявшему такое пилотирование, придется очень постараться, чтобы удержать режим полета и при этом контро­лировать плавность маневрирования борта, – отметил старший штурман авиационной базы подполковник Мансур Нуржанов.

Допуск к полетам подобного уровня получить совсем не просто. Для этого необходимо пройти долгий сложный путь, налетать необходимое количест­во часов. Дисциплина у летного состава железобетонная, физподготовка и подход к состоя­нию здоровья – как у космонавтов. И задачи, выполняемые ими, требуют максимальной концентрации всех навыков, опыта и сил.

– Летчики армейской авиации, помимо плановых мероприятий по боевой подготовке, регулярно принимают участие в различных тактических учениях, выполнении тактико-специальных задач, перевозке и высадке десанта на необорудованные площадки. Также экипажами вертолетной эскадрильи авиационной базы решаются задачи по обеспечению поисково-спасательных, охранных мероприятий, – комментирует Нурлан Байдуллаев, командир жетыгенской авиабазы.

Помимо всех вышеперечис­ленных характеристик, особое место занимают тотальная эмоциональная стабильность и психическое здоровье состава. «Спокоен, как удав» – это про них, армейских летчиков.

Если учитывать тот факт, что боевые вертолеты мы видели лишь по телевизору, удивиться и узнать, как душа прячется в пятки, нам только предстояло. А пока мы наслаждались роскошными видами, проносившимися под нами: весенней степью, разливающейся тысячами цветов, извилистыми майскими речками, каменными глыбами Чарынского каньона. Испугавшись шума вертолета, по травяным волнам разбегались зайцы, лисы, а фазаны, словно переполненный чартер, пытались набрать высоту, забавно перебирая лапами и тряся тяжеленькими тушками...

Один из маневров – резкий набор высоты – позволил на пару секунд почувствовать себя Юлией Пересильд в нашумевшем «Вызове». Ощущение невесомости, отсутствие контроля над телом и животный страх – прелести репортерских будней. Вертолет как быстро поднялся к облакам, так же мгновенно и опустился вниз. Вместе с другими не менее «приятными» маневрами, которые летчики совершали неоднократно, в облаках мы «витали» почти полтора часа.

Спустившись с небес на землю, поняла за что так любят авиацию: вероятно, за этот самый миг, когда чувствуешь под ногами твердую почву.

Будни армейских летчиков расписаны поминутно. Помимо неба, работа кипит и на земле. Ее здесь даже больше, ведь с нее и начинается каждый вылет.

– Сегодня вы выполняли дальние маршрутные полеты и ознакомились с отработанной программой курса боевой подготовки армейской авиации, – говорит подполковник Нуржанов. – Определяли курс на ветер, высоту, скорость, отрабатывали навигацию, визуальное ориентирование на местности, правильный набор высоты, маневры вправо-влево.

Летчики, как известно, народ суеверный, но об этих особеннос­тях говорят неохотно. Больше чтут традиции, чем следуют суевериям. Например, считается хорошим тоном после первого вылета в карьере, вернувшись на землю, раздать сослуживцам угощение.

Попытки поворчать на совре­менную молодежь Мансур Бахтиярович пресекает на ходу.

– Молодое поколение прибывает очень старательное. Все хотят летать, стремятся к этому. Мы выбираем лучших из лучших, тех, кто быстрее зачеты сдает, старается. Тех, кто хочет летать, видно сразу, по глазам. Вопрос задаешь – и когда отвечает, понятно – есть искра или нет. Но бывает и такое, что приходят парни вроде как «без искры», а все нормативы сдают, матчасть на отлично, а вот искры нет. Бывало, таким специально зачет не ставим. А для него это как вызов, он загорается, начинает еще больше стараться, и на каком-то этапе искра появляется. Вот тогда мы выдыхаем. Свой!

Для отбора в летный состав есть важный критерий – быст­рый счет в уме. Этот навык позволяет летчикам принимать в воздухе молниеносные решения. Из школьной программы пригодятся физика, химия, математика. Вообще интеллект и смелость – ведущие качества отбора.

Необходимо и отменное здоровье, за которым хочешь не хочешь, а следить придется. Особых профессиональных болезней у летчиков нет. Все как у всех. А вот довольствие куда как лучше остальных армейских служб. Обычного военнослужащего кормят три раза, а летчиков четыре, есть стартовый завтрак. Во время полетов – «курортное» пятиразовое меню.

– Не будет преувеличением, если скажу, что довольствие у нас действительно, как в санатории. За рационом летного состава тщательно следят. Вообще армия сейчас и, к примеру, десять-пятнадцать лет назад сильно отличается. Развитие и модернизация идут полным ходом, закупается новая отличная техника, чувствуется реальная забота о личном составе. Очень много уделяется сил подготовке летчиков – постоянные спецзадания, учебно-тренировочные вылеты. Для обмена опытом и повышения квалификации отправляют в другие страны. Жилищные программы комфортные сейчас, – хвалится подполковник Мансур Нуржанов.

Старший штурман Нуржанов служит в армии уже 19 календарных лет. Окончил Военный институт сил воздушной обороны города Актобе. Поступил не сразу, но вариантов других для себя не представлял, дальнейшую судьбу связывал только с авиацией.

Супруга подполковника, как и жены всех летчиков, – обладательница завидной нервной системы. Зная, что без неба их вторые половины уже никуда, они достойно заняли в мужском списке почетное второе место, уступив Его Величеству Небу. Но и бонусов мудрые женщины получают много. Одно здоровье, за которым тщательнейшим образом следят армейские медики, чего стоит. И такие здесь все подтянутые, серьезные, излучающие надежность и силу!

Но кажущаяся суровость – это только внешняя «опция». В глубине души у каждого из них живет счастливый мальчишка, осущест­вивший свою заветную мечту.

 

Популярное

Все
Человека нельзя победить
Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру
Талантливый казахстанский лучник готовится к своей первой Олимпиаде
Знаменитый австралийский игрок Ллейтон Хьюитт оценил развитие тенниса в нашей стране
Получит ли порода қазақы тазы международное признание?
Столичный дворник радует горожан, украшая городские дворы различными скульптурами
У воспитанников детской хоровой студии театра «Астана Опера» день расписан буквально по минутам
Уже почти 30 лет при музее имени семьи Невзоровых действует детская художественная студия
Каждой иголочкой радует нас
Центральная Азия и Италия нацелены на расширение взаимодействия
В Косшы вместо «маятниковой» занятости появились постоянные рабочие места
Снегопад парализовал движение транспорта в двух регионах
Максим Фадеев выпустит песню в память о Салтанат Нукеновой
Выпускник школы из Костанайской области – призер десятков математических олимпиад
Сегодня Герою Советского Союза Сагадату Нурмагамбетову исполняется 100 лет со дня рождения
Иностранные компании открывают заводы в Северном Казахстане
Астана и Париж «сверили часы»
Три сирийских силовика заочно приговорены во Франции к пожизненному заключению
Диас Аубакиров пробился в финал самого престижного в мире чемпионата по брейкингу
«Стартапы могут работать с гигантами»: ERG провела первый форум промышленного IT в Казахстане
«Умные» теплицы смогут получать инвестсубсидии в Казахстане
Казахстанцам не стоит опасаться последствий прорыва дамбы в Китае
Как минимум семь казахстанцев выступят в основной сетке Roland Garros
Для пострадавших от половодья жителей СКО власти приобрели 31 квартиру
За аферу с ЕНТ осуждены двое жителей Уральска
Возобновлено движение на автодороге «Екатеринбург – Алматы»
Президент Казахстана скорбит в связи с кончиной академика Шарманова
Qarmet купил завод по утилизации автохлама
Умер легендарный академик Торегельды Шарманов
Самую большую городскую мечеть открыли в Шымкенте
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Против танка ходил он с карабином и саблей
Меньше месяца не дожил до Дня Победы Владимир Колесниченко
Военнослужащие устроили «парад Победы» для фронтовика
Подвигу казахстанцев посвящается...
О солдате, который уничтожил четыре танка на Курской дуге
Штурмовики идут в бой с пехотой
Ветеранам – везде почет
Успех летчика куется на земле
Новобранцы Капшагайской десантно-штурмовой бригады приняли присягу
Текущую ситуацию на рынке ГСМ обсудили в правительстве
Ребенок получил пулевое ранение в Алматинской области
Детей растить и Родину защищать
Советника посла Казахстана в ОАЭ срочно отозвали
«Тот, кто песней степь восславил, нами не забыт...»
Талдыкорганской авиабазе присвоено имя Дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского
Международный день музеев отмечается в Казахстане

Читайте также

Уже почти 30 лет при музее имени семьи Невзоровых действует…
Столичный дворник радует горожан, украшая городские дворы р…
Получит ли порода қазақы тазы международное признание?
Человека нельзя победить

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]