Новую балетную сказку, которая могла бы потеснить в новогоднем театральном репертуаре незаменимого «Щелкунчика», увидели зрители в Алматы

6197
Людмила Макаренко

Классический балет всегда охотно откликался на сказочные истории: «Золушка», «Спящая красавица», «Шехерезада», «Снегурочка», «Руслан и Людмила»… Современный «драмбалет» пошел дальше, расширив танцевальный репертуар оригинальными и смелыми постановками: «Конек-Горбунок», «Каменный цветок», «Синяя птица», «Приключения Алисы в Стране чудес» и множеством других сказок для маленьких и больших детей.

Теперь в этом списке есть еще и «Снежная королева» – спектакль, поставленный в Государственном академическом театре танца, создателем и бессменным руководителем которого вплоть до недавнего времени оставался Булат Аюханов.

Справедливости ради скажем, что балетная премьера по мотивам сказки Ганса-Христиана Андерсена дается не впервые. Свои постановки в разное время представляли несколько российских и украинских театров, а в конце прошлого года собственную «Снежную королеву» презентовал «Астана балет». И тем не менее новая работа алма­тинцев определенно займет в этом списке заслуженное мес­то, потому что она авторская, а значит, совершенно эксклюзивная, исполнена по всем канонам классического жанра и, наконец, очень милая и трогательная.

Идея поставить сказку про «замороженного» зловредной волшебницей Кая и его мужественную спасительницу – сестру Герду давно родилась у самого Булата Аюханова, но время шло, а мастер никак не приступал к работе. Главный балетмейстер театра заслуженный деятель РК Гульфида Гафурова вспоминает, как он признавался ей в сложностях.

– Булат Газизович хотел, чтобы балет «Снежная королева» стал альтернативой «Щелкунчику». Это ведь две самые по-настоящему зимние сказки, – говорит балетмейстер. – Над постановкой он собирался работать сам, но никак не мог подобрать нужную музыку, а Булат Газизович всегда очень скрупулезно к этому подходил.

На выручку тогда пришла сама Гульфида Шайхиевна, предложившая пригласить для работы над спектаклем Майлена Тлеу­баева, молодого хореографа, который уже успел отметиться успешным сотрудничеством с театром – он поставил для труппы нашумевший в свое время балет-фантазию «Плаха» по роману Чингиза Айтматова. Булат Газизович наблюдал за работой Майлена – к слову, сына Минтая Тлеубаева, знаменитого балетмейстера и ученика самого Аюха­нова, но премьерный показ «Снежной королевы» прошел без него: в конце прошлого года легенды казахстанского балета не стало.

– Майлен попросил меня передать, что свой спектакль он посвятил памяти Булата Газизовича, – добавила собеседница.

А маэстро наверняка остался бы доволен работой молодого коллеги. Во-первых, потому что тот сумел представить балетную классику в ее чистом, едва ли не рафинированном виде. И во-вторых, вполне справился с требованиями жанра: спектакль получился легким, понятным и нескучным – одинаково интересным и детям, и искушенным театральным искусством и вообще жизнью взрослым зрителям.

– Балет поставлен в лексике и по канонам классического танца на музыку трех великих композиторов – Александ­ра Глазунова, Цезаря Кюи и Модеста Мусоргского, – рассказывает главный балетмейстер театра. – Их объединяет одна эпоха, один стиль. Задача перед постановщиком стояла сложная, пришлось перелопатить огромный музыкальный материал, чтобы выбрать те куски, которые легли лучшим образом на сюжет. Зато теперь спектакль смотрится цельным и завершенным произведением.

Сюжет и основной конфликт новой балетной драмы аккуратно списан со старой истории датского сказочника. Но совсем не под кальку, он, скорее, заново пережит через танец. Герда, как и в оригинале, проходит через лабиринты трудных и опасных испытаний, но за счет большой любви и бесстрашия достигает цели – чертогов Снежной королевы, где уже успел прижиться ее брат Кай – мальчик с оледеневшим сердцем.

Как и любая сказка про вечное, «Снежная королева» должна быть мудрой и поучительной, в том числе в своем балетном исполнении. Так что от танцоров, кроме технически качественного исполнения партий, требовался образ – узнаваемый и выразительный.

– Важно было, чтобы каждый актер сыграл характер персонажа, – объясняет Гульфида Гафурова. – Поэтому в спектак­ле много ярких мизансцен, где видна мимика и выразительны телодвижения. Танец – это ведь не только прыжки и пируэты, но еще и драматическая игра.

Гротескные образы в «Снежной королеве» достались действительно ярким исполнителям, которые справедливо собрали зрительские овации в апофеозе. Харизматичным и затейливым удался Ворон в исполнении ведущего солиста балета Дияра Акенева, а Разбойница Айым Садвакасовой очаровала игривой легкостью и азартом – этой начинающей балерине вообще прочат большое будущее.

Анну Бурлову в роли Снежной королевы трудно было отличить от ее прототипов из советских художественного фильма и мультфильма, так она была бе­зупречна – холодна и надменна. Ну и, конечно, весь спектакль держался на изящной и хрупкой Герде – солистке театра Айе Мелис. В паре с Артемием Сеяловым, исполнившим роль Кая, они смот­релись совершенно органично, в общем, как и положено близким родственникам.

Цельным и полностью готовым спектакль смотрелся еще и благодаря добротной работе кордебалета, хорошей сценографии и, конечно же, великолепной музыке. Этим-то зимняя сказка про горячие чувства, настоящую любовь и дружбу, а еще про разоб­лаченные и поверженные злодейство, жестокость и безразличие растопила публику. Кстати, самых маленьких зрителей, которых в зале оказалось немало, она заставила еще и подтанцовывать с мест актерам.

Популярное

Все
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Кызылординским студентам вручили направления на учебу в зарубежные заведения
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Потепление до 35 градусов ожидается в Казахстане
Тайна массового захоронения динозавров у «Реки Смерти»: учёные ближе к разгадке
В Павлодаре из-за пожара в такси пострадали четыре человека
Филиал Челябинского государственного университета откроют в Костанае
Новая услуга стала доступной казахстанцам в eGov Mobile
Казахстан – Саудовская Аравия: новые вехи сотрудничества
Астана примет высоких гостей – анонс мероприятий с Токаевым на этой неделе
Бои человекоподобных роботов провели в Китае
Аффинажный завод в Астане выдал 30-тысячный слиток дорогого металла
От слесаря до начальника в газовой отрасли
Срезан склон холма, жди оползня…
Ферма, где роботы доят коров
Токаев принял нового акима Алматы
Дожди с грозами и ветром ожидают казахстанцев в эти выходные
Музей космонавтики откроют в Байконыре
Бадрисафа Байтурсынова, разыскивая мужа, дважды обращалась к жене Максима Горького
Первый урожай дынь отправили из Туркестанской области в Россию
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
В Казахстане резко изменится погода
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Будущее – за цифровыми активами
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
Семья – духовный код нации
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Жару сменят дожди в Казахстане
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники

Читайте также

Награждён автор лучшего романа о Казахстане
О чем расскажет Белкарагай
Жемчужина оперного искусства
В Астане состоялась презентация казахского издания книги Си…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]