Отмена «Оскара»: что это значит?

2688
Галия Шимырбаева

В нынешнем году ни один фильм от Казахстана не выдвинут на главную кинопремию мира. Они все, как заявил Оскаровский комитет при Союзе кинематографистов РК, оказались «неформатом».

коллаж Натальи Ляликовой

Между тем в 2022 и 2023 годах казахстанские картины были на подъеме: побеждали на всех основных мировых кинофестивалях, выходят в прокат и пользуются популярностью у зрителей. То, что Оскаровский комитет Казахстана решил не выдвигать в этом году фильмы на премию, для многих кинематографистов стало не­ожиданностью.

– Я шокирована. Это какое-то вредительство культуре, – говорит ведущий киновед Казахстана, док­тор искусствоведения Гульнара Абикеева, которая в начале 2000-х входила в этот комитет. – Мы сейчас вообще мало что знаем об Оскаровском комитете Казахстана: кто туда входит, как организована подача заявок, где объявление об этом можно найти и так далее.

– А с чего вообще начиналась история с выдвижением на эту премию в Казахстане?

– Первой картиной, выдвинутой на «Оскар» от независимого Казахстана, была «Гибель Отрара» Ардака Амиркулова. Это был 1992 год. Потом была большая пауза почти в полтора десятка лет, и в 2006 году был выдвинут на эту кинопремию первый отечественный блокбастер «Кочевник», в 2007-м Казахстан не только подал заявку, но и попал в номинанты с лентой «Монгол» Сергея Бодрова. В 2008 году вы­двигался «Тюльпан» Сергея Дворцевого, в 2009-м в шорт-лист «Оскара» попал фильм «Келин» Ермека Турсунова, в 2010-м – «Заблудившийся» Акана Сатаева...

– Кажется, Акан Сатаев не раз выдвигался на «Оскара» от ­Казахстана?

– Да, трижды. Кроме «Заблудившегося» это были «Жаужурек. Мын бала» (2012) и «Дорога к матери» (2017). Также трижды выдвигался Ермек Турсунов – «Келин», «Шал» (2013) и «Жат» (2015).

– То, что в этом году не вы­двинута ни она картина, это, на Ваш взгляд, справедливое решение?

– Сейчас уже нет смысла об этом говорить, время прошло. Но в 2013 году совершенно очевидно, что от Казахстана должен был вы­двигаться фильм «Уроки гармонии» Эмира Байгазина. Пос­ле ошеломляю­щей победы на «Берлинале» («Серебряный медведь») эта картина имела реальный шанс выйти и в шорт-лист, а, может быть, и в победители «Оскара». Но Оскаровский комитет Казахстана почему-то предложил фильм «Шал», и тем самым наша страна фактичес­ки упустила эту очевидную возможность. Для сравнения: после победы «Айки» в Каннах в категории «Лучшая женская роль» (Самал Еслямова) картина вышла в шорт-лист «Оскара».

– Выходит, и картина «Ласковое безразличие мира» Адильхана Ержанова тоже имела шанс войти в шорт-лист «Оскара» пос­ле участия в Каннах?

– Да, конечно, но вместо этого был выдвинут фильм «Казахское ханство» Рустема Абдрашова.

– Означает ли это, что при вы­движении на «Оскар» присутствует предвзятость?

– По идее, этого быть не должно, потому что в комитет должны входить разного рода профессио­налы кино – режиссеры, продюсеры, операторы, киноведы, актеры, а вот чиновников не должно быть – это общее правило. Но если сама процедура выдвижения на «Оскар» проводится не открыто, то кто-то успел подать заявку, а кто-то мог не знать об этом. Я помню, как много лет назад Союз кинематографистов вручал национальную кинопремию «Кулагер» за итоги года. Скажем, в год было снято 15 фильмов, а рассматривали только 7. На вопрос – почему такая несправедливость, организаторы этой премии ответили, что те, другие, не подали заявку. Следовательно, и результаты были случайными. По этой самой причине – отсутствие объективности, мы, Ассоциация кинокритиков Казах­стана, подводя итоги года и вручая свою премию «Выбор критиков», стараемся учитывать все фильмы, которые выходили в Казахстане в течение прошедшего года, были в прокате или участвовали на кинофестивалях.

– Кажется, только ваша ассоциация ведет статистику по казахстанским картинам...

– Да, кроме нас, к сожалению, никто и не считает, сколько полнометражных игровых фильмов выходит в год в нашей стране. Так, в 2022 году было 58 фильмов, в годы пандемии, соответственно, значительно меньше: в 2021-м – 15, в 2020-м – 17. В допандемийном 2019 году – 39, в 2018-м – 31. В этом году ожидается больше 70.

– Если вернуться к теме «Оскара», то какие фильмы, на Ваш взгляд, были достойны выдвижения на эту премию в нынешнем году?

– С моей точки зрения, целый десяток казахстанских картин спокойно мог быть выдвинут на «Оскар». Выбирать было из чего. Я же говорю, что у нас был чрезвычайно успешный киногод. Нельзя забывать, что чаще всего на «Оскар» подается от страны самая успешная в прокате и, конечно, тематически значимая для народа картина. Если следовать этим принципам, то прежде всего это работа Айсултана Сеитова – картина «Каш», где поднималась тема голодомора. 4 октября объявили, что она номинирована как «Лучший фильм» на APSA – Азиатско-тихоокеанскую премию, которую еще называют Азиатским Оскаром.

Очень важна для нас лента «Дос-Мукасан» Айдына Сахамана в плане постколониального дискурса и популярности у народа. Когда фильм вышел в прокат, то на него пошли представители разных поколений, не только молодежь. То же самое можно сказать о коммерческой ленте «Паралимпиец» Алдияра Байракимова, рассказывающей о силе человеческого духа.

В прошлом году не была выдвинута «Схема» Фархада Шарипова, поэтому она могла быть выдвинута в нынешнем – фильм получил Гран-при «Берлинале» в программе «Поколение+», к тому же это социально значимая картина.

Если исходить из фестивального успеха, то картины «Акын» Дарежана Омирбаева, «Голиаф», «Штурм» и «Обучение Адемоки» Адильхана Ержанова тоже могли быть выдвинуты на «Оскар».

Есть еще потрясающие новые картины – «Братья» Дархана Тулегенова и «Бауырына салу» Асхата Кучинчерекова, но они еще не были в прокате, поэтому формально не могут быть представлены на эту премию.

– Что же надо сделать, чтобы исправить эту ситуацию с Оскаровским комитетом?

– Делать открытыми процессы выдвижения и голосования. Вот и все.

– И последний вопрос. У нас в стране, мы знаем, не ведется общей статистики по кинопроизводству. Разве это нормально?

– Конечно же, нет. У нас есть статистическое агентство, куда поступает разрозненная информация. Киностудия «Казахфильм» собирает свою информацию, ГЦПНК (Киноцентр) – свою по фильмам с гос­поддержкой. Изначально, когда он создавался, мы думали, что он станет объединяю­щим цент­ром государственной и частных киностудий. По крайней мере, что он для всех будет открыт. Поддержка отечественного кино – это ведь не только финансы, но и продвижение на фестивали и кинорынки. Но, к сожалению, ГЦПНК ограничился только питчингами, финансированием и поддержкой только тех картин, которые он ведет сам. По­этому я и говорю, что, к сожалению, такой общей информации, так называе­мого еbook – единого сайта для годичного отчета, который должен идти через Министерство культуры и информации, у нас нет. Следовательно, общая статистика по кинопроизводству – сколько у нас студий, картин, режиссеров – в Казахстане не ведется.

P. S. Как выяснилось, в этом году Оскаровский комитет Казах­стана состоял из семи человек. Это председатель комиссии, киновед Балбек Ногербек, его коллеги Олег Борецкий, Назира Мукушева, кинорежиссеры Абай Карпыков и Сабит Курманбеков, актер и кас­кадер Жайдарбек Кунгужинов, продюсер Анар Кашаганова.

Кинорежиссер Сабит Курманбеков на просьбу прокомментировать, чем было продиктовано решение комитета не выдвигать ни одну казахстанскую картину на «Оскар», сказал следующее:

– Я вообще первый раз участвовал в его (комитета) работе. Секретарь Оскаровского комитета при Союзе кинематографистов ­Казахстана Канат Торебай позвонил мне буквально за неделю до голосования, поэтому я был последним, самым поздним участником этого процесса: пришел к моменту, когда из всех заявленных было отобрано четыре фильма для номинации на «Оскар».

Комитет, ссылаясь на неформат, общим голосованием решил не выдвигать на «Оскар» ни одну из них, но некоторые, в их числе и я, предложили все-таки вы­двинуть на главную кинопремию мира фильмы от Казахстана. Кто-то – картину Адильхана Ержанова «Обучение Адемоки», а я и киновед из Астаны Гульнара Мукушева – «Бауырына салу» Асхата Кучинчерекова, которая сейчас хорошо «пошла» по фестивалям.

Надо знать, что все фильмы, претендующие на «Оскар», действительно должны иметь четкую драматургию и посылы, основанные на общечеловеческих ценнос­тях. Консервативные американские киноакадемики не терпят (не рассматривают), к примеру, чрезмерно авангард­ные, сюрреалистические и артхаусные картины. За последние пять лет, кажется, был только один прецедент, когда на «Оскар» прошел фильм чуть-чуть не в его формате. Это «Паразиты» – странная полуартхаусная, полукомедийная, полуфилософская социально-сатирическая картина южнокорейца Пон Чжун Хо, рассказывающая об одной бедной семье, которая обманом устроилась на работу в богатый дом. Выбранный мною фильм «Бауырына салу», на мой взгляд, тоже отвечал вышеназванным требованиям.

Потом я узнал, что изначально рассматривалось очень мало фильмов, поэтому я согласен с кинопродюсером Баян Алагузовой и с другими кинемато­графистами, которые возмущены тем, что не было расширенного рассмотрения картин, произведенных в Казах­стане, и что все это делается очень кулуарно. Возможно, среди не дошедших до финала голосования картин были и стоящие ленты.

– А Ваши фильмы когда-нибудь номинировались на «Оскар»?

– Нет, я, как и многие кинемато­графисты, даже не знал толком о работе казахстанского отделения Оскаровского комитета, так же, как и о том, кто в него входит, по каким критериям отбираются его члены. Разве что краем уха слышал, что когда-то был номинирован Бодров-старший от Казахстана с фильмом «Монгол» и Ермек Турсунов со своей «Келин».

– Как Вы думаете, была ли в этом году какая-то предвзятость в работе Оскаровского комитета Казахстана?

– Не знаю. Голосование проходило в режиме онлайн, мы друг друга даже не видели. Я против таких форматов, поэтому, поблагодарив организатора в лице сек­ретаря этого комитета Каната Торебая за доверие, сказал, что больше не хочу участвовать в таких мероприятиях.

Популярное

Все
Предприятия отечественной фармацевтики бьют в набат
Бишимбаева приговорили к 24 годам лишения свободы
Новый авиамаршрут открывают между Казахстаном и Узбекистаном
Во время намаза мужчина начал избивать рядом стоящего человека
Будущее – за казахским языком
Героями стали в двадцать лет
Каждый день спасатели слышат слова благодарности
В Шымкенте отказались от восстановления детской железной дороги
Мужчина с почкой свиньи умер в США
О чем молчит оружие?
Брачные игры по-итальянски
О расточительстве, исторических спорах и развитии казахского языка
Кадетский класс открыли в честь героя-полицейского
Главы МИД стран ШОС встретятся в Астане в конце мая
В целях ускорения реформ и улучшения бизнес-климата
Казахстанские гимнастки завоевали медали на турнире в Португалии
В суде определили вопросы для присяжных по делу Бишимбаева
Родоначальнику династии стражей Государственной границы Казахстана Саипу Садыкову исполнилось бы 100 лет
Ни проехать, ни пройти
Сотни армейцев перебросят для защиты Сарайшыка от наводнения
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Тест на прочность: держаться вместе!
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
Против танка ходил он с карабином и саблей
Меньше месяца не дожил до Дня Победы Владимир Колесниченко
Военнослужащие устроили «парад Победы» для фронтовика
Подвигу казахстанцев посвящается...
О солдате, который уничтожил четыре танка на Курской дуге
Сенатор Ляззат Калтаева: «Одна из самых важных профессий в стране нуждается в защите»
Сенатор поддержала законодательный запрет на вейпы в Казахстане

Читайте также

Защита от неправды
Социальные расходы – инвестиции в развитие нации
С рождения и до 18
Поколение белоручек

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]