Почти треть пассажиров общественного транспорта в Астане не оплачивает проезд

17684
Самат Бейсембаев

Подобно тому, как кровь дает жизнь организму, общественный транспорт, двигающийся по улицам, словно по артериям, оживляет город. Однако не все в этой сфере в главном городе страны в порядке. Порой люди вынуждены ждать автобус по 30–40 минут, а потом ехать в давке.

Фото: kazpavda.kz

Проблему признают в ТОО «City Transportation Systems» – главном поставщике услуг электронной системы оплаты проезда в Астане.

– Проблема есть, – говорит директор департамента координации транспорта Мади Сарбасов. – Город очень быстро растет. Мы в этой связи удлиняем маршруты, поэтому увеличиваются интервалы. Некоторые автобусы очень старые, ломаются.

Последний раз массовая их закупка производилась еще в 2019 году. На сегодняшний день нехватка составляет около 400 единиц. Всего же на город-миллионник приходится около 1 100 машин. Но не стоит, как говорится, переживать: этот вопрос взят на контроль, и уже в скором времени, как заверяет Мади Сарбасов, будет решен.

– Сейчас перевозчики окреп­ли, субсидии начали им выплачиваться. В прошлом году они приобрели 20 машин, еще 15 – в пути. До конца года, помимо этих, еще 50 планируется закупить. И что самое значимое – первый автобусный парк приобретает 320 автобусов. Их поставка из-за большого объема растянется на два года, – добавил директор департамента.

Таким образом, этот вопрос, можно сказать, закрыт. Однако не все так просто – нужны еще и те, кто будет управлять всем этим транспортом. Да, дефицит наблюдается и среди водителей. На сегодняшний день около 900 вакансий остаются открытыми. Причины три. Самая очевидная – низкие зарплаты, а также слишком высокие квалификационные требования и... пресловутый ковид.

– У нас очень большой отток произошел во время карантина, когда на несколько месяцев практически остановился весь общественный транспорт. Многие ушли в другие сферы, на доставку, – рассказывает Мади Сарбасов. – Сейчас водители получают в среднем 400–500 тысяч тенге на руки, иногда доходит до 600 тысяч. Но надо учитывать – сумма получается такой из-за переработок. Еще одна проблема – высокие требования. Чтобы соответствовать категории D, водитель должен быть не моложе 25 лет, иметь стаж работы не менее пяти лет. Плюс ко всему стрессы: легковушки подрезают, пассажиры грубят.

Также вопрос есть к программе обучения водителей автобуса. В Казахстане она достигает 138 часов, из которых 86 – теория, 52 – практика. Специалисты CTS для решения предлагали взять пример с северного соседа. В России для получения необходимой категории нужно быть не младше 21 года, и при этом нет никаких требований к стажу. Программа обучения составляет 296 часов: 152 часа – теория, 144 – практика.

– То есть практика по времени почти в три раза больше. Мы обращались с соответствующим предложением. Первый раз нам отказали. Вот сейчас снова «постучались» в акимат. Вопрос взят на рассмотрение. Акимат же должен теперь обратиться в другие государственные органы для детальной проработки – в Министерство юстиции, МВД, – отмечает представитель компании.

К сожалению, на этом проблемы не заканчиваются. И виноваты в этом отчасти... сами же пассажиры.

В целом, общественный транспорт прибыли как таковой не приносит. Для его функционирования из бюджета всегда выделяются субсидии. И в городах их размер зависит от количества пассажиров. Как объясняют специалисты, чем их меньше, тем больше выделят денег из бюджета.

– Конечно, 90 тенге ни на что не хватает. Думаю, все понимают, что добраться с одного конца города в другой и потратить менее ста тенге – явно ниже себестоимости. К тому же дизельное топливо подорожало, с каждым годом дорожают запасные части, обслуживание. А вот тарифы остаются неизменными, и потому акимат принимает меры. То есть утверждается сумма себестоимости поездки каждого пассажира, исходя из пассажиропотока, и государство доплачивает перевозчику недополученные средства, – разъяснил Мади Сарбасов.

Теперь – о безбилетниках. К сожалению, так называемых «зайцев» только по Астане около 20–30%, а по некоторым маршрутам и вовсе до половины граждан не оплачивают проезд. Таким образом, в год транспортники теряют до 2,5 млрд тенге, которые восполняются с налогов.

– Я недавно сам лично вышел на проверку. Автобус буквально забит под завязку, но мне докладывают, что по системе он заполнен только наполовину. Также целую неделю усиленно проверяли 36 городской маршрут. Количество пассажиров увеличилось вдвое. Поэтому принятие решений по продлению маршрута или добавлению автобусов принимать сложно. Мы начинаем говорить в акимате и перевозчику, что маршрут перегружен, нужно добавлять, но по системе, на которую они ориентируются, людей там мало. Если ты ездишь «зайцем», то как можно жаловаться на условия? Понимаете, это все взаимосвязано, – говорит Мади Сарбасов.

В целом, мониторинг идет постоянный, работы ведутся. Сейчас, например, есть планы по запуску новых маршрутов.

Популярное

Все
Территорию, которую ныне занимает Восточный Казахстан, древние греки называли Четвертым углом Ойкумены
Боец из Узунколя Сергей Воропаев в фашистском плену не сломился
В программу 5-х Всемирных игр кочевников внесены очередные изменения
Люблю говорить на казахском, а еще больше – петь
Анастасия Куценко из Кокшетау утверждает: казахский язык не так сложен в изучении, как поначалу кажется
Универсальный полицейский
Женское предпринимательство обеспечивает 31,4% рабочих мест
«Сыртқа ілсең жарнама, ана тілін қорлама!»
Все о новом Законе «О государственных закупках»
Яблони Сиверса радуют особым цветением
Не по-человечески
Скажите мне, Киса, как художник художнику…
Двадцать пятая весна любимого сада
Турнир Qazaqstan Barysy окончен
Радиофармпрепараты для онкопациентов будут доставляться самолетами
Он был кумиром нашего детства
Указ Главы государства
Распоряжение Главы государства
Указ Главы государства
Указ Главы государства
Чиновника в Жетысу подозревают в получении взяток за продление и назначение инвалидности
Талдыкорганской авиабазе присвоено имя Сергея Луганского
Государственным языком в Атырауской области владеют представители разных национальностей
Аграрии и энергетики летом должны работать усиленно
В Алматы прошли переговоры между главами МИД Азербайджана и Армении
Айбек Дадебай: Конкретная цель Президента – превратить Казахстан в передовое государство
ЧМ по хоккею: Казахстан обыграл Францию в стартовом матче
В Уральске тестируют зарядные станции для электромобилей
Паводковые воды спасут пересыхающее озеро в Восточном Казахстане
Italian Open: Путинцева капитулировала перед первой ракеткой мира
В Шымкенте очистили русло Кошкар-аты
На «Евровидении-2024» победила Швейцария
Сакен Сейфуллин: «Авиация – это крылья грядущих поколений!»
Вводится экспертиза объектов интеллектуальной собственности
Резонансное убийство в Турции: Эрдоган принял решение
Генассамблея ООН призвала предоставить Палестине статус полноправного члена
Касым-Жомарт Токаев подписал указ о мерах по либерализации экономики
Члены Президентского молодежного кадрового резерва приняли участие в экологической акции «Таза Қазақстан»
Не уповай на Google – иди к врачу
Сборник казахских народных сказок на татарском языке презентован в Казани
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Тест на прочность: держаться вместе!
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Россия и Казахстан подписали соглашение по строительству ТЭЦ в Казахстане
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Против танка ходил он с карабином и саблей

Читайте также

«Сыртқа ілсең жарнама, ана тілін қорлама!»
Женское предпринимательство обеспечивает 31,4% рабочих мест
Универсальный полицейский
Анастасия Куценко из Кокшетау утверждает: казахский язык не…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]