Притча о добре и зле

797
Елена Брусиловская

Премьерой спектакля по пьесе Эдварда Радзинского «Театр времен Нерона и Сенеки» в постановке заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь Сергея Ковальчика завершил 90-й юбилейный сезон Национальный академический русский театр драмы имени М. Ю. Лермонтова в Алматы.

фото Марины Константиновой

Спектакль по пьесе Эдварда Радзинского «Театр времен Нерона и Сенеки», поставленный еще в 80-е годы в московском театре имени Маяковского, как и его предыдущий «Беседы с Сократом», показанный десятью годами раньше, произвел эффект разорвавшейся бомбы.

Их тематика, обращенная, казалось бы, в глубокое прошлое, во времена Древнего Рима, прозвучала необычно актуально, и неудивительно – ведь она затрагивала проблему взаимоотношения диктатора и интеллигенции. Более того, в том же Сократе, например, зрители увидели прямые аналогии с известными политическими деятелями времен Горбачева. Хотя приглашенный руководством лермонтовского театра белорусский режиссер Сергей Ковальчик, осуществивший новую версию спектакля, считает, что в пьесе Радзинского нет политического подтекста.

– Например, у известного грузинского режиссера Роберта Стуруа спросили, имел ли он ввиду Шеварнадзе, когда ставил «Макбета». Он ответил: «Зачем сопоставлять шекспировский образ с каким-то определенным правителем? Да, Нерон считается символом жестокости, ведь, расчищая себе дорогу к трону, он убил не только своего брата, но и родную мать. В то же время жестокость присуща не только тиранам, она свойственно любому человеку». А офисное насилие, когда начальник издевается над подчиненным? А насилие в семье, насилие в армии, да где угодно? Это общечеловеческое понятие, – считает Сергей Ковальчик.

Радзинский назвал свою пьесу не просто «Нерон и Сенека», а именно «Театр времен Нерона и Сенеки», вероятно, потому что сам Нерон считал себя великим актером, предлагая и Сенеке «поиграть в метаморфозы», то есть превращения. Но в театре Нерона, в отличие от обычного, действую­щие лица умирали по-настоящему.

Одетый в пурпурные одежды Нерон, провозгласивший себя земным богом, предстает перед зрителями этаким демиургом, ударом хлыста свершая свои дикие метаморфозы, – сенатора Антония Флава (заслуженный артист РК Михаил Токарев) превращает… в коня, определяя ему место в стойле. Не более чем покорные животные и остальные действующие лица – публичная девка объявляется символом целомудрия, мальчик – девочкой. И за все это покорно голосует символ народовластия – римский сенат.

Некоторые критики называют пьесу Эдварда Радзинского притчей о возмез­дии за соглашательство. Действительно, перед зрителями возникает, казалось бы, парадоксальная ситуация – величайший философ, автор трактатов о добродетелях Сенека, воспитывая с 11 лет Нерона, в итоге взрастил чудовище, для которого человеческая жизнь – ничто. Как такое могло случиться? Автор, а вслед за ним и режиссер-постановщик пытаются дать ответ на подобный вопрос, приглашая и нас, зрителей, задуматься над этой проблемой.­

Диалог о прошлом и настоящем

– Сергей Михайлович, кроме темы абсолютной власти, которая, как известно, развращает, в пьесе Радзинского обозначена еще одна тема – воспитание. Сенека – образчик морали и нравственности в итоге воспитывает человека, который становится синонимом зла, жестокости, тирании, разврата и так далее. В чем тут дело? Плохой учитель? Не так учил? Или действительно благими намерениями вымощена дорога в ад?

– Знаете, я не только режиссер, но и доцент кафедры режиссуры Белорусской академии искусств, поэтому отвечу вам с этой позиции: скажи, кто твой ученик, и я скажу тебе, какой ты педагог. Наверное, это и есть ответ на ваш вопрос. В связи с этим мне вспоминается эпизод из фильма Андрея Тарковского «Сталкер», когда герой Гринько спрашивает сталкера-Кайдановского о том, какова была судьба того сталкера, которому удалось войти в комнату, где исполняются все желания? Ответ был очень интересным: сталкер вошел туда с желанием осчастливить человечество, а через две недели получил большую сумму денег, запил и повесился. То есть желание всех осчастливить было не более чем прикрытием его истинного, возможно, подсознательного желания стать очень богатым. И когда ему это открылось, его совесть просто не выдержала, и он повесился.

Так и здесь – вроде бы Сенека стремился воспитать Нерона как великого Цезаря, великого правителя, а подсознательно растил покорную себе власть, оправдывая перед сенатом совершенные им злодеяния. У самого Сенеки была жажда власти, ведь пока Нерон был ребенком, он, по сути, правил Римом, определяя всю его политику, и внутреннюю, и внешнюю. То есть декларировал одно, а подсознательно хотел совершенно другого.

– Двойная мораль. Вот вам и возмез­дие за соглашательство...

– Да, невозможно вырастить достойную личность двойными стандартами и без любви. Или с искусственной любовью, придуманной.

– Неслучайно, когда Сенека в финале пьесы почти выкрикивает: « Я учил тебя любви!», Нерон ему отвечает: «Ты учил меня лжи… И научил ненависти… Я рос, как все смертные, – заброшенный, одинокий мальчик, жаждавший любви». А недолюбленные дети всегда вырастают с целым рядом комплексов.

Кстати, это Вы придумали необычную массовку, которая открывает и закрывает спектакль современным рэпом, а потом по ходу действия превращается в единогласно голосующий сенат?

– Я стремился ставить спектакль в жанре античного театра, где есть хор, есть солисты… Это античная форма. Музыку к этому спектаклю написал Семен Калиновский, талантливый белорусский композитор, с которым мы вместе работаем уже давно. Он автор двух рок-опер «Граф Монте Кристо» и «Адвечная песня», это два наших с ним очень удачных, на мой взгляд, музыкальных спектакля, которые оказались замеченными в истории отечественной культуры, хотя между ними разница в 20 лет. Я считаю, что при желании режиссер должен уметь все – поставить концерт, радиоспектакль, музыкальный, оперный спектакль. Он должен быть широкоформатным

– Но для этого неплохо бы иметь еще и музыкальное образование...

– Оно у меня есть, я окончил музыкальную школу.

– Согласитесь, Ваш «античный» хор поет как-то уж очень по-современному, в стиле рэпа...

– А кто знает, как пели в античном театре? Ни я, ни Вы там не были. Может, они и рэп пели? Знаете, когда мы были на гастролях в Астрахани и посетили там музей Велимира Хлебникова, который, как известно, был гениальным поэтом-авангардистом начала прошлого века, на стенах были развешаны стилизованные под рукописные его стихотворения, и когда я начал их читать, поразился, как они напоминали современный рэп. И у нас в спектакле речитативом звучит: «Не оставил ни один историк нам объективной правды, одни фальсификации и хлам из века в век при передаче данных».

– Сергей Михайлович, это Ваше первое соприкосновение с драматургией Радзинского?

– Первое – мне очень нравится этот автор, я много его читал, хотя до сих не приходилось ставить. Режиссурой занимаюсь почти 30 лет, а вот, например, Островского, пьесы которого ставят практически все режиссеры, первый раз поставил только в этом году. Это спектакль «Бесприданница», созданный на основе русских народных песен.

– Насколько я знаю, Вы вообще тяготеете к музыкальным формам – ставили музыкальные сказки, мюзиклы и те же рок-оперы...

– А возьмите знаменитых режиссеров, таких, например, как Любимов или Товстоногов, которые никогда не отталкивали вокальный материал.

– Но ведь и песни, и музыку можно использовать по-разному.

– Конечно, подборка идет в стилевом потоке, чтобы это было созвучно материалу пьесы.

– Режиссер должен придумать не только музыкальное оформление, но и всю сценическую форму спектакля. А пьеса Радзинского сложна тем, что она строится в основном на диалогах, там мало действия как такового. Кроме того, автор намеренно включил в текст пьесы фрагменты из работ самого Сенеки, которые тот зачитывает, как свои письма по приказанию Нерона, в них не только проблемы морали и нравственности, но и экологии – каким воздухом мы дышим, во что превратили воды Тибра, что только там не плавает? Согласитесь, звучит более чем актуально...

– Есть такое. Но как поставить серьезный спектакль? Он должен быть ярким и зрелищным, поэтому как режиссер я старался искать ключи зрелищности, чтобы спектакль был интересен и понятен не только критикам или знатокам-театралам, но и обычным зрителям. Зрелищность еще никто не отменял. В этом плане мне очень помог художник лермонтовского театра, лауреат Национальной театральной премии «Сахнагер» Сергей Мельцер. Он придумал всю ту историческую среду, в которой и происходит действие.

– Задействован даже задник, который превращается в огромный телеэкран...

– Да, это как бы взгляд Бога сверху на то, что творится на земле. Это очень добавляет зрелищности, но в спектакле возникает лишь фрагментарно, я не хотел показывать кино, ведь наша задача – разбудить фантазию зрителей, чтобы заработала мысль. Мне хотелось бы отметить и художника по костюмам, лауреата Национальной театральной премии «Сахнагер» Любовь Возженикову, которая придумала струящиеся «римские» одежды, стилизованные под античность.

– И очень удачно, потому что они трансформируются по ходу действия. Например, голубое платье богини любви Венеры (лауреат Национальной театральной премии «Сахнагер» Виктория Павленко) взмахом руки актрисы превращается то в строгую тунику властолюбивой матери Нерона, то в фривольный наряд любовницы диктатора Поппеи Сабины… И это тоже напоминает о метаморфозах, в которые играет Нерон, где бог любви Амур превращается то в развратного мальчишку Спора, который становится невестой (!) Нерона, то в очередную жертву тирана – брата Британика.

– Понимаете, та метафора, гениально придуманная Радзинским, когда он вытащил из истории факты скандального характера о том, например, чтобы считать мальчика Спора девушкой и жениться на нем, в 80-е годы была воспринята, как нечто из ряда вон выходящее. Это сегодня мы уже дошли до такого абсурдного понимания толерантности, что однополые браки воспринимаются практически нормально. А тогда это был просто революционный драматургический ход. Поэтому, когда я ищу форму спектакля, то в первую очередь слежу, чтобы это вытекало из авторского замысла, из драматургии. Я как бы набрасываю на себя плащик автора и в нем ставлю спектакль.

– У Вас очень удачно подобран состав исполнителей. Прекрасен Нерон – Артур Кизилов, который порой даже затмевает остальных персонажей...

– А так и должно быть, ведь, по сути, для Нерона это – спектакль одного актера. Должен сказать, что в плане подбора актеров я доверился художественному руководителю театра Дмитрию Скирте, это он посоветовал мне актера на роль Нерона. Артур Кизилов – молодой артист, который только пришел в труппу. Он очень тонко чувствует материал, работая с полной отдачей, а я для него был зеркалом и немножко педагогом по речи и мастерству актера. Мы понимали друг друга, поэтому с ним было очень интерес­но работать.

– В Вашей постановке два исполнителя роли Сенеки – заслуженный артист РК Виталий Гришко и заслуженный деятель РК Сергей Уфимцев. Сенека-Уфимцев, как мне кажется, более эмоционален. Ведь и сам Радзинский, характеризуя своего героя, говорил, что у Сенеки сдержанность барса перед прыжком. Он весь, как сжатая пружина. В отличие от Уфимцева, Гришко показал своего героя предельно уставшим человеком, который покорно принимает смерть. Как известно, Нерон приговорил его к смерти за участие в заговоре против него.

– Виталий Алексеевич Гришко – очень тонкий актер с хорошей школой. Не забывайте, что Сенека был из стоиков, девиз которых «Делай, что должно, и будь, что будет». То есть ты не в силах повлиять на ситуацию. Поэтому Радзинский создает образ непроницаемого Сенеки, которому как бы все равно, что творится, даже когда ему говорят, что он скоро умрет. Сенека взрывается в самом финале, когда видит результат своего обучения – перед ним законченный убийца. И в этом развитие действия. А своим спокойствием он лишь заставляет Нерона крутиться вокруг него, чтобы каким-то образом сломить в нем человека, и у него это не получается. Сенека – стоик и в прямом, и в переносном смысле этого слова.

Не важно, какой Сенека, важна та мысль, которую он несет, и важен тот смелый поступок, когда он может сказать в глаза диктатору все, что думает, понимая, что тем самым подписывает себе смертный приговор. Этот текст можно прокричать пафосно, а можно произнести глубоко и вдумчиво. Понимаете, я не хотел этакого пафоса и демонстрации протеста. Сенека подводит итог правления Нерона, прямо называя его убийцей.

– Сергей Михайлович, в начале разговора Вы сказали, что в пьесе Радзинского «Театр времен Нерона и Сенеки» нет политического подтекста, хотя сам он в одной из передач сказал: «Мне хотелось показать, что история повторяется, причем повторяется почти один в один, но мы не хотим учиться на ее уроках»...

– Как я уже отметил, пьеса создана на основе исторических фактов, если кто-то видит это в современном ключе, ради Бога, это его право. Признаюсь, я не люб­лю, когда искусство начинают грузить современными проблемами. Художественный образ всегда выше какой-то сию­минутной аналогии, он как бы дает нам право мыслить в историческом ключе, в контексте истории, а не только здесь и сейчас. Исторический контекст больше располагает к размышлению. Это, кстати, одна из причин, почему я остановился именно на этой пьесе.

– А как Вам у нас работалось?

– Я очень благодарен театру за то, что здесь мне были созданы, можно сказать, тепличные условия. Меня опекали и директор театра Юрий Якушев, и худрук, очень хорошо была организована работа постановочной части, всех служб. Я был, как дома. Благодаря этой работе я приобрел много новых друзей в Алматы.

– А сам город понравился? Вы раньше здесь были?

– Очень красивый город, очень зеленый, я был здесь в июле 1990 года, когда наш театр приезжал сюда на гастроли. Помню, была страшная жара, а я жил в гостинице «Казахстан», и у меня был тот же маршрут. Еще мне запомнились журчащие арыки. А на этот раз, когда в аэропорту я только вышел из самолета и увидел горы, просто обомлел! Все идут в автобус, а я стою и восхищаюсь их красотой. Это настоящая Швейцария! Я был и в Астане, приезжал туда на юбилей театра имени Горького, но там уже другой климат, там степь.

– Наши литераторы, Институт литературы и искусства имени Ауэзова очень дружат с белорусами...

– А сейчас мы и театрами подружились. Хотя с Юрием Александровичем Якушевым мы уже давно знакомы по Ассоциации деятелей русских театров за рубежом, неоднократно встречались на театральных фестивалях. Ведь теат­ральные люди – они одной энергетики и как-то притягиваются друг к другу. Я надеюсь, что эта дружба будет долгой и полезной как для Казахстана, так и для Беларуси.

Популярное

Все
Боец из Узунколя Сергей Воропаев в фашистском плену не сломился
Он был кумиром нашего детства
Люблю говорить на казахском, а еще больше – петь
Анастасия Куценко из Кокшетау утверждает: казахский язык не так сложен в изучении, как поначалу кажется
Территорию, которую ныне занимает Восточный Казахстан, древние греки называли Четвертым углом Ойкумены
В программу 5-х Всемирных игр кочевников внесены очередные изменения
Универсальный полицейский
Женское предпринимательство обеспечивает 31,4% рабочих мест
«Сыртқа ілсең жарнама, ана тілін қорлама!»
Двадцать пятая весна любимого сада
Все о новом Законе «О государственных закупках»
Первый казахстанско-китайский зерновой форум пройдет в Китае
Скажите мне, Киса, как художник художнику…
Яблони Сиверса радуют особым цветением
Не по-человечески
Радиофармпрепараты для онкопациентов будут доставляться самолетами
Турнир Qazaqstan Barysy окончен
Еще почти 2,5 млрд тенге выделили из резерва на ремонт теплосетей Риддера
Казахстан завоевал историческое серебро ЧА по спортивной гимнастике
Алтынай Асылмуратова: «Астана Опера» – лучший академический театр оперы и балета в Казахстане
Чиновника в Жетысу подозревают в получении взяток за продление и назначение инвалидности
Талдыкорганской авиабазе присвоено имя Сергея Луганского
Государственным языком в Атырауской области владеют представители разных национальностей
Аграрии и энергетики летом должны работать усиленно
В Алматы прошли переговоры между главами МИД Азербайджана и Армении
Айбек Дадебай: Конкретная цель Президента – превратить Казахстан в передовое государство
ЧМ по хоккею: Казахстан обыграл Францию в стартовом матче
В Уральске тестируют зарядные станции для электромобилей
Паводковые воды спасут пересыхающее озеро в Восточном Казахстане
Italian Open: Путинцева капитулировала перед первой ракеткой мира
В Шымкенте очистили русло Кошкар-аты
Сакен Сейфуллин: «Авиация – это крылья грядущих поколений!»
На «Евровидении-2024» победила Швейцария
Вводится экспертиза объектов интеллектуальной собственности
Резонансное убийство в Турции: Эрдоган принял решение
Генассамблея ООН призвала предоставить Палестине статус полноправного члена
Касым-Жомарт Токаев подписал указ о мерах по либерализации экономики
Члены Президентского молодежного кадрового резерва приняли участие в экологической акции «Таза Қазақстан»
Не уповай на Google – иди к врачу
Сборник казахских народных сказок на татарском языке презентован в Казани
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Тест на прочность: держаться вместе!
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Россия и Казахстан подписали соглашение по строительству ТЭЦ в Казахстане
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
Против танка ходил он с карабином и саблей

Читайте также

«Ұлы дала жорығы»: фильм об уникальном конном марафоне през…
Первая встреча секретарей совбезов стран ЦА прошла в Астане
Несырьевой сектор экономики нуждается в развитии
Слаженные действия спасут от трагедий

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]