Удобства… не предусмотрены?

2143
Марина Демченко

Казахстан заслуживает того, чтобы находиться среди стран с развитой туристической отраслью, но ее становление невозможно без базовой инфраструктуры и решения проблем транспортной логистики.

Так, к примеру, для курортного побережья Балхаша необходимы стабильное электроснабжение и освещение береговой линии. Не менее важен для отдыхающих и бесперебойный широкополос­ный Интернет.

– Вблизи воды сейчас невозможно организовать питание, поскольку граница водоохранной полосы должна быть не менее 150 метров. Чтобы перекусить или купить напитки, отдыхаю­щим необходимо пройти до ближайших от озера кафе, баров, ресторанов не менее 200–300 мет­ров. Если скорректировать раздел границ водоохранной полосы до 25–35 метров, то появились бы возможности для расширения бизнеса, строи­тельства новых баз отдыха и инфраструктуры, – считает предприниматель Юрий Огай.

Несколько лет организаторы массового отдыха на Балхаше испытывали трудности из-за отсутствия здесь канализации, а потом сообща на собственные средства построили сеть, технологически приемлемую для работы всех баз отдыха. Однако, поскольку трубы находятся в водоохранной полосе, система до сих пор не принята на баланс КГП «Балхаш су».

Канализационные сети протяженностью 3,5 км уже девять лет не могут получить законный статус. За помощью пришлось обращаться к Правительству.

– В зоне Балхаша нет чернозема. Для благоустройства занимаемся озеленением, но, к сожалению, до 20–40% насаждений не приживаются. В решении этого вопроса нам могла бы помочь нау­ка. Ведь некогда тут был даже Ботанический сад. Необходимо найти посадочный материал, который был бы устойчив к местным природным условиям. Опираясь исключительно на собственные силы, бизнес не сможет этого сделать. Да, мы покупаем на собственные средства растения в частных питомниках, экспериментируем, даже магнолии пытались одно время развести, но безуспешно, – говорит Юрий Огай.

Природная пляжная зона Балхаша каменистая. Взяв на вооружение опыт других стран, владельцы домов отдыха совсем не против улучшить качество побережья и пляжей. Но для бизнеса весьма затратно было бы приобретение земснаряда для очистки дна. Переговоры о его покупке ведутся на разных уровнях, но пока не увенчались успехом.

И нет на Балхаше, как отмечает Юрий Огай, удобной транспорт­ной логистики. Казахстанцы скорее поедут на зарубежные курорты из-за трудностей с приобретением железнодорожных и авиабилетов на внутренние рейсы. Пока не завершится строительство автодороги Алматы – Караганда, туристам и своим ходом трудно будет добираться до зон отдыха.

Конечно, летают небольшие самолеты АН-24, но авиарейсов недостаточно, и летом особенно ощущается их острый дефицит. Увеличение прямых железнодорожных маршрутов Алматы – Балхаш – Астана пошло бы на пользу внутреннему туризму.

Похожая ситуация наблюдается и на курортах Алаколя. Многие годы здесь не решаются проблемы инфраструктурного характера.

– Это касается благоустройства, стабильного централизованного электроснабжения, связи, внутренних дорог, тротуаров, освещения, воды, канализации... Некоторые проекты давно заявлены, некоторые даже профинансированы, но не осуществлены. О каком комфортном пребывании туристов можно говорить, если к базам отдыха не подведены коммуникации? – риторически вопрошает Елена Асылбекова, не первый год работающая в турбизнесе.

По ее словам, потенциал курортов Алаколя используется не в полную силу, ведь сюда ежегодно могли бы приезжать до 2,5 млн человек.

Предприниматели считают, что внедрение «пакетных предложений» для инвесторов поможет решить многие проб­лемы. Такими мерами могут стать увеличение до 25% сумм возмещения затрат субъектам предпринимательства при строительстве новых объектов туристской деятельности и продление до 10 лет срока погашения кредитов и ссуд, инвестированных в туризм.

– Мы готовы увеличивать количество койко-мест и улучшать сервис, однако есть воп­росы, для решения которых нам необходимо содействие государства. Во-первых, это разработка и утверждение генерального плана развития курортной зоны Алаколь. Во-вторых, необходимо завершить проект берегового укрепления. Эта проблема остро стоит более 15 лет, десятки баз отдыха уже ушли под воду, страдает бизнес, – говорит Елена Асылбекова.

Не терпит отлагательства и вопрос с подачей электроэнергии. Более 200 баз работают на минимальных технических условиях. Нехватка электро­энергии в курортной зоне обоих побережий Алаколя приводит к постоянному выходу из строя бытовой техники и промышленного оборудования, влияет на качество сервиса, влечет значительные расходы для предпринимателей, негативные отзывы туристов. Также на побережье отсутствуют центральное водоснабжение, канализация, крайне слабо и неустойчиво покрытие сотовой связью, мобильным Интернетом.

– Нынешним летом мы снова столкнулись с нехваткой билетов. Многие гости просто не смогли к нам приехать и вернули путевки. При потребности в перелетах из Алматы в Урджар от 500 до 1 000 пассажиров в день субсидируемый рейс АН-24 перевозит только 48 человек! При этом два года аэропорт Урджара был закрыт на ремонт, его презентовали Премьер-министру в 2019-м как объект под ключ. Но по факту сделали только взлетно-посадочную полосу, а здание… там даже не приступили к его строительству, – рассказывает Елена Асылбекова.

В августе многие туристы не смогли добраться на Алаколь ни авиа-, ни железнодорожным, ни автомобильным транспортом, и некоторые базы отдыха простаивали полупустыми…

– Между тем Президент неоднократно говорил о важнос­ти развития отечественного туризма, ведь отрасль имеет мультипликативный эффект на смежные сферы бизнеса. Как это работает? Местные фермеры снабжают базы отдыха мясом и овощами. За сезон поставляют десятки тонн. Таксисты за два летних месяца обеспечивают свои семьи на весь год. Качество жизни местного населения, задействованного в летних работах, значительно повысилось с развитием курортной зоны. В то же время отечественные бизнесмены не получают той поддержки, которая предлагается иностранным инвесторам. Мы с нашими инвестиционными проектами не представляем никакой ценности для местных акиматов. В ответ на вопросы о годами ожидаемых энергоснабжении и укреплении берегов только и слышим: «Ваш бизнес – ваши проблемы». Местные власти на бумаге «осваивают» миллионы и миллиарды, а инфраструктура до сих пор развита слабо, – добавляет Елена Асылбекова.

…Проводимые в туристической сфере преобразования наглядно показывают приоритетность отрасли для экономики страны, и предприниматели надеются, что их предложения по улучшению условий развития туризма в регионах будут поддержаны. Ведь, несмотря ни на что, есть казахстанцы и иностранные туристы, готовые окунуться в воды Балхаша или Алаколя, пройти рафтингом по быстрым рекам Восточного Казахстана, подняться на Тянь-Шань или посетить древние города на юге страны, а значит, есть для кого работать.

Прошедшие два года породили немало новых трендов в туризме. Внутренний развивается по таким направлениям, как агро- и экотуризм, караванинг и автотуризм, активные туры и гастрономический туризм. Подтверждением тому является рост числа внутренних туристов по сравнению с допандемийным периодом. Во многих регионах растет и въездной туризм.

Для качественного развития новых туристических направлений государству необходимо оперативней решать вопросы улучшения инфраструктуры, цифровизации, повышения уровня безопасности, внедрения систем управления рисками и устойчивого развития.

Популярное

Все
Предприятия отечественной фармацевтики бьют в набат
Бишимбаева приговорили к 24 годам лишения свободы
Новый авиамаршрут открывают между Казахстаном и Узбекистаном
Во время намаза мужчина начал избивать рядом стоящего человека
Будущее – за казахским языком
Героями стали в двадцать лет
Каждый день спасатели слышат слова благодарности
В Шымкенте отказались от восстановления детской железной дороги
Мужчина с почкой свиньи умер в США
О чем молчит оружие?
Брачные игры по-итальянски
О расточительстве, исторических спорах и развитии казахского языка
Кадетский класс открыли в честь героя-полицейского
В целях ускорения реформ и улучшения бизнес-климата
Главы МИД стран ШОС встретятся в Астане в конце мая
Казахстанские гимнастки завоевали медали на турнире в Португалии
В суде определили вопросы для присяжных по делу Бишимбаева
Родоначальнику династии стражей Государственной границы Казахстана Саипу Садыкову исполнилось бы 100 лет
Ни проехать, ни пройти
Сотни армейцев перебросят для защиты Сарайшыка от наводнения
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Тест на прочность: держаться вместе!
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
Против танка ходил он с карабином и саблей
Меньше месяца не дожил до Дня Победы Владимир Колесниченко
Военнослужащие устроили «парад Победы» для фронтовика
Подвигу казахстанцев посвящается...
О солдате, который уничтожил четыре танка на Курской дуге
Сенатор Ляззат Калтаева: «Одна из самых важных профессий в стране нуждается в защите»
Сенатор поддержала законодательный запрет на вейпы в Казахстане

Читайте также

Аудит проверил стройку
Песочницы за два миллиарда
У коммунальщиков – свой светофор
«Холодное сердце» Мангистау

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]