Здесь рождается классика

6698
Беседовала Юлия Миленькая

Совсем скоро юные виртуозы страны вновь появятся на сцене Казахского национального театра оперы и балета им. Абая, где состоится IV республиканский детский академический конкурс-фестиваль Prima Nota Fest. Его художественный руководитель и председатель жюри – ведущая солистка КазНТОБ им. Абая Зарина Алтынбаева. В интервью «КП» она рассказывает о «кухне» проекта и развитии классического музыкального искусства среди детей в нашей стране.

фото из архива Зарины Алтынбаевой

– Зарина, как идет процесс подготовки к ежегодному и важнейшему для казахстанских детей-музыкантов событию?

– Мне очень приятно, что мы получаем заявки от потенциальных участников со всего Казахстана. В этом году на гала-концерте конкурса выступят с оркестром лауреаты прошлых лет. Хотелось бы ощутить больше творчества, нежели конкуренции среди детей. Приятно осознавать, что с каждым годом уровень исполнительства у юных музыкантов растет.

Конкурсантов будет оценивать профессиональное жюри, состоящее из мировых звезд. В его составе – народная артистка Турецкой Республики, пианистка Гюльсин Онай, скрипач и дирижер, профессор Московской консерватории Максим Федотов, виолончелист, солист «Камерата Казахстана» Таир Каратаев, солистка «Мет­рополитен Опера» в Нью-Йорке, выпускница The Juilliard School (США) Ольга Макарина.

Стоит отметить, что международное жюри из года в год не только знакомится с юными музыкальными дарованиями нашей страны, но и с исполнением, звучанием казахских национальных произведений. Иностранные гости получают истинное наслаж­дение от наших аутентичных композиций и всегда просят партитуры, чтобы впоследствии исполнять их у себя на родине. Так наша музыка становится известной в разных странах, на разных континентах.

– Есть ли какие-то отличия предстоящего конкурса от предыдущих?

– Мы не спешим с завершением приема заявок. Хотим дать возможность как можно большему числу детей принять участие в конкурсе, подарить им праздник, который надолго останется в их памяти. Помимо самого участия в конкурсе дети знакомятся с Алма­ты, гуляют по улицам города, получают яркие впечатления от общения с ровесниками. Иногородним конкурсантам мы оплачиваем проживание в гостинице.

В позапрошлом году в финал прошли 47 детей. А в 2022-м мы получили более двухсот заявок! Всех детей нужно было прослушать. В итоге отобрали 56 конкурсантов. И это, поверьте, очень трудное в моральном плане занятие. Всегда переживаешь за каждого, стараешься минимизировать субъективизм, хочется дать возможность пройти в следующий тур как можно большему количеству детей.

– Кто становится участниками Prima Nota Fest?

– В основном ребята из Алматы, но и Астана довольно активно проявляет себя. Процентов 60 – это учащиеся государственных музыкальных школ, немало детей, которые выступают от частных творчес­ких организаций, особенно в области академического вокала.

Мы слышим интересные голоса. Таким детям необходимо найти правильную среду, где они могли бы раскрывать свое дарование, развиваться. Зачас­тую именно от педагога зависит дальнейшая творческая судьба его ученика. У нас, вокалистов, часто говорят: «Можно прийти соловьем, а уйти воробьем». Поэтому очень важен хороший учитель в жизни ребенка, который смог бы поддержать, правильно направить и не отбить у него желание оставаться в музыке.

– Приходилось ли Вам сталкиваться пос­ле конкурса с нездоровыми амбициями родителей, которые были не согласны с оценкой их детей? К сожалению, нередко творчес­кие состязания сопровождаются различного рода скандалами, интригами…

– Впервые столкнулась с этим в прошлом году. Родители одного конкурсанта, не согласные с результатами, начали выдумывать какие-то небылицы про других участников, нелестно отзываться о жюри, нашли мой личный номер, начали присылать неприятные сообщения. Я была вынуждена заблокировать их номера… К сожалению, зашкаливающие амбиции родителей наносят вред, прежде всего, самим детям. Это нужно помнить взрослым.

– По условиям конкурса в первом туре жюри оценивает исполнительское мастерство детей по присланным видео. Отличается ли уровень исполнительства первого тура от второго, когда дети соревнуются друг с другом уже на реальной сцене?

– «Сюрпризов», как правило, не наблюдаем. С первых исполняемых нот как на видео, так и в режиме реального времени уже сразу слышны уровень и подготовка музыканта.

– Однажды я услышала такое мнение: на онлайн-конкурсы, где оценивают музыкантов исключительно посредством прис­ланных видеозаписей, нередко присылаются уже пятидесятые, а то и сотые дубли – лучшие версии исполнителей. А на «живых» концертах и конкурсах у музыкантов нет права на ошибку.

– Пятьдесят дублей сделать – это тоже классная практика, скажу я вам (улыбается). Количество всегда переходит в качество. Мне кажется, что эту историю можно сравнить со шпаргалками на экзаменах – когда их пишешь, в голове в любом случае откладываются знания. А если без шуток, то мне предлагали в год, когда свирепствовала пандемия, провес­ти конкурс полностью в форма­те онлайн. Я отказалась. Ведь главный судья для музыканта – сцена. Живое исполнение ни с чем не сравнить. Важно видеть, как ребенок проявляет себя на сцене при исполнении того или иного произведения.

– Есть ли в планах конкурса выход на международный уровень?

– Мы уже думаем об этом, хотя я изначально намеренно организовывала конкурс исключительно для детей нашей страны. Но в разное время подавали заявки и те юные музыканты, которые, имея гражданство Казахстана, жили за его пределами, в частности, в Южной Корее, Узбекистане. Здорово, что информация о конкурсе посредством наших соотечественников расходится за пределы страны. Пожалуй, уже на следующий год можно попробовать расширить географию конкурса.

– Зарина, не теряется ли интерес детей к классической музыке? Что показывает ваш конкурс?

– Мир музыки в связи с глобализацией необыкновенно широк. При этом, я думаю, что будет всегда определенный процент ценителей классической музыки независимо от мировой ситуации, течения жизни. Не могу сказать, что этот процент увеличивается, но и определенно не уменьшается. На своих концертах я вижу немало молодежи. Чтобы увеличивать количество представителей нового поколения слушателей, необходимо не исключать из внимания новые форматы подачи материала.

– Кстати, о новых форма­тах. Мне кажется, Вы являетесь прекрас­ным примером этому. Создание оригинальных клипов с интересной режиссурой, нестандартный визуальный ряд позволяют Вам успешно популяризировать оперное искусство.

– Сегодня нужно «говорить» с современным зрителем на актуальном для него языке. Нафталиновые парики в операх пора снимать. Судя по моим клипам, видеороликам, могу сказать, что романсы или какие-нибудь кроссоверы (композиции, в которых происходит смешение нескольких стилей. – Авт.) более популярны, нежели классика в чистом виде. С другой стороны, высококачественные кроссоверы прокладывают путь к классичес­кой музыке.

Мне нередко пишут в социальных сетях: «Зарина, благодаря Вам я начал⁄начала слушать классическую музыку». И это очень приятно! В свое время, когда я училась, мне Бибигуль Ахметовна Тулегенова говорила: «Зарина, ты должна быть «на диете» – не пой ничего кроме классики!» И на тот момент ее слова были справедливы и правильны. Когда ты студент и только учишься, необходимо работать над техникой, оттачивать мастерство. Но по прошествии времени, с закреплением навыков, можно от оперной арии Пуччини переходить к сочинениям Астора Пьяццоллы и наоборот. Каждая музыка, каждый жанр требует от исполнителя определенной техники.

– Как известно, в Казахстане раз в три года проводится респуб­ликанский конкурс-фес­тиваль юных музыкантов среди учащихся детских музыкальных школ и школ искусств. За это время дети, обучаясь в обычных музыкальных школах, получают возможность принять участие в нем в лучшем случае лишь дважды… Ежегодное проведение Prima Nota Fest в этом отношении имеет явное преимущество.

– Знаете, у меня была идея чередовать конкурс с фестивалем. В один год организовывать концерты, мастер-классы для детей, а во второй – проводить творческие состязания с присуж­дением призовых мест. К примеру, Международный конкурс вокалистов Бибигуль Тулегеновой проходит раз в два года. И это хорошо. Такой промежуток времени позволяет музыканту улучшить свой результат, вырасти профессионально.

С другой стороны, детские конкурсы, конечно, должны проводиться чаще. Разница между младшей группой и старшей хорошо заметна. Дети должны ощущать свое развитие в исполнительстве, и это может показать конкурс.

Рада, что акимат города стал максимально поддерживать наш проект. Перед проведением первых двух конкурсов я находилась в постоянном поиске спонсоров. Это было нелегко. На сегодня основную нагрузку в организации конкурса взял на себя акимат – Prima Nota Fest, для меня это стало приятной неожиданностью, был введен в государственную программу и в ближайшие пять лет будет поддерживаться государством. Есть и коммерческие партнеры, которые также вносят свой вклад в призовой фонд. Нужно признать, что конкурсов в облас­ти классического музыкального искусства у нас проводится очень мало.

– Поддерживаете ли Вы связь с лауреатами предыдущих конкурсов?

– Я стараюсь с ребятами быть на связи, интересоваться их творческой жизнью. Иногда в буквальном смысле поддерживаю их: одному юному музыканту купила инструмент, другому помогла с покупкой билета на международный фестиваль в Италию. Совместно с победителем первого конкурса – скрипачом Рамазаном Копбаевым и его братом – талантливым пианис­том Санжаром Копбаевым мы записали песню и сняли клип… Если бы мои финансовые возможности позволяли и наш конкурс имел бы постоянного крупного спонсора, мы бы смогли поддержать гораздо больше детей.

Пока же затраты на развитие талантливого ребенка лежат иск­лючительно на плечах родителей. Но, как я уже говорила, наш конкурс входит в государственную программу поддержки культурных проектов на ближайшие пять лет. Хочется надеяться, что внимание к нашим талантливым детям со стороны государства продолжится и после конкурса, и ребята, ставшие победителями, будут получать помимо дипломов, призов и подарков возможность дальнейшего развития.

 

Популярное

Все
Боец из Узунколя Сергей Воропаев в фашистском плену не сломился
Он был кумиром нашего детства
Люблю говорить на казахском, а еще больше – петь
Анастасия Куценко из Кокшетау утверждает: казахский язык не так сложен в изучении, как поначалу кажется
Территорию, которую ныне занимает Восточный Казахстан, древние греки называли Четвертым углом Ойкумены
В программу 5-х Всемирных игр кочевников внесены очередные изменения
Универсальный полицейский
Женское предпринимательство обеспечивает 31,4% рабочих мест
«Сыртқа ілсең жарнама, ана тілін қорлама!»
Двадцать пятая весна любимого сада
Все о новом Законе «О государственных закупках»
Первый казахстанско-китайский зерновой форум пройдет в Китае
Скажите мне, Киса, как художник художнику…
Яблони Сиверса радуют особым цветением
Не по-человечески
Радиофармпрепараты для онкопациентов будут доставляться самолетами
Турнир Qazaqstan Barysy окончен
Еще почти 2,5 млрд тенге выделили из резерва на ремонт теплосетей Риддера
Казахстан завоевал историческое серебро ЧА по спортивной гимнастике
Алтынай Асылмуратова: «Астана Опера» – лучший академический театр оперы и балета в Казахстане
Чиновника в Жетысу подозревают в получении взяток за продление и назначение инвалидности
Талдыкорганской авиабазе присвоено имя Сергея Луганского
Государственным языком в Атырауской области владеют представители разных национальностей
Аграрии и энергетики летом должны работать усиленно
В Алматы прошли переговоры между главами МИД Азербайджана и Армении
Айбек Дадебай: Конкретная цель Президента – превратить Казахстан в передовое государство
ЧМ по хоккею: Казахстан обыграл Францию в стартовом матче
В Уральске тестируют зарядные станции для электромобилей
Паводковые воды спасут пересыхающее озеро в Восточном Казахстане
Italian Open: Путинцева капитулировала перед первой ракеткой мира
В Шымкенте очистили русло Кошкар-аты
Сакен Сейфуллин: «Авиация – это крылья грядущих поколений!»
На «Евровидении-2024» победила Швейцария
Вводится экспертиза объектов интеллектуальной собственности
Резонансное убийство в Турции: Эрдоган принял решение
Генассамблея ООН призвала предоставить Палестине статус полноправного члена
Касым-Жомарт Токаев подписал указ о мерах по либерализации экономики
Члены Президентского молодежного кадрового резерва приняли участие в экологической акции «Таза Қазақстан»
Не уповай на Google – иди к врачу
Сборник казахских народных сказок на татарском языке презентован в Казани
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Тест на прочность: держаться вместе!
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Россия и Казахстан подписали соглашение по строительству ТЭЦ в Казахстане
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
Против танка ходил он с карабином и саблей

Читайте также

Алтынай Асылмуратова: «Астана Опера» – лучший академический…
Все о новом Законе «О государственных закупках»
Экономика нуждается в современной системе научного обеспече…
Для поддержки бизнеса начнут возмещать затраты на приобрете…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]