Звезде отечественного балета Булату Аюханову 13 сентября исполнилось бы 85 лет

5102
Дана Рысмухамедова

Лауреат Международной Сократовской премии за личный вклад в мировое искусство, основатель и бессменный руководитель Государственного академического театра танца.

фото Юрия Беккера

Он окончил Алма-Атинское хореографическое училище, стажировался в Ленинграде, тесно общался с Рудольфом Нуреевым. В 26 лет Аюханов возглавил Алма-Атинское хореографическое училище. В конце 1960-х создал легендарный «Молодой балет Алма-Аты». Это был первый в СССР камерный театр балета. Только после этого Павел Вирский создал подобный коллектив в Киеве, а Борис Эйфман – в Ленинграде.

Булат Аюханов поражал зрителей своей энергией и передовыми взглядами на искусство. Создал школу и воспитал плеяду учеников – аюхановцев, многие из которых стали признанными мастерами хореографического искусства. До последнего балетмейстер творил, репетировал, ставил спектакли. Маэстро ушел в декабре 2022-го, и это первый год, когда семья, театр и страна отмечают день рождения артис­та без него самого. Не выйдут в СМИ его новые интервью, исполненные глубокого смысла, тонкого юмора, а местами и беспощадной сатиры. Остаются лишь интервью-воспоминания.

Алтынай Асылмуратова, звез­да мирового балета, художественный руководитель балетной труппы театра «Астана Опера»:

– Я никогда не выступала с ним на одной сцене, но всю жизнь жила с этим именем, с самого детства, у нас же балетная семья. Помню, мама говорила: «У нас в искусстве появился интересный мальчик Булат».

Для меня Булат Газизович – соз­датель, и я его уважаю как личность, которая всю жизнь посвятила искусству балета. Соз­давать сложно, надо не только придумать, увидеть, но и воплотить. Сложно делать постановки – надо убеждать министерство, добывать деньги. Он все мог. Прак­тически всегда добивался чего хотел и своими делами заставлял всех смотреть в его сторону.

В нем были неотделимы большой художник и прекрасный человек. Когда-то мои бабушка и дедушка жили по соседству с Аюхановым, и он всегда им очень помогал. Просто потому, что для него это была норма – всегда помогать, поддерживать. Конечно, это у меня навсегда останется в сердце.

Это прекрасно, что в Казахстане была такая личность. Думаю, что память о нем будет долго храниться.

Айтолкын Тургинбаева, ученица Булата Аюханова, декан факультета хореографии Казахской нацио­нальной академии хореографии:

– Булат Газизович для меня родной. Как папа. Я отца потеряла в 90-е, и можно сказать, что он мне его заменил. Тридцать лет проработала с Маэстро плечом к плечу, мы, по сути, все стали одной семьей.

В нем сочеталось несочетаемое: сентиментальность и жесткость, справедливость и предвзятость, он неординарный был во всем. И главное – всегда опережал время. Например, такое его новаторство: у нас в театре не было деления на солистов и кордебалет. Сегодня ты солируешь и тут же переодеваешься, чтобы в кордебалете стоять.

А еще он не разделял зрителя, для всех одинаково выступал, не делил на столицу и периферию. Во время гастролей по стране, помню, приезжаем в какой-то аул. Концерт на шесть вечера планируем, а нас просят переставить на восемь или девять. «А что такое?» – «Да мы коров только к этому времени загоним с выпаса». И Булат Газизович: «Ну, конечно, передвинем!»

Человечность огромная, и все было подчинено искусству. Так, трудные времена, надо ставить спектакль, а нет ни декораций, ни костюмов. Он из дома свои чапаны приносил – для «Кыз Жибек», например. Мы, аюхановцы, все это помним и сохраним. Но, думаю, главной памятью будет то, что театр должен носить его имя, ведь Булат Аюханов – это целая эпоха.

Гюзель Аюханова, дочь Булата Аюханова:

– Двое детей у него, семь внуков и два правнука. Это его любовь и слабость были. Наверное, даже суперслабость (смеется).

Все делал как положено. Помню по своему детству, как с гаст­ролей всегда для нас с братом привозил очень много гостинцев. Прилетит, допустим, из Будапешта, у него два огромных ярких чемодана, а в одном из них – обувь для меня, да столько, что я это называла «до пенсии». Но при этом он не баловал нас, строго все было в семье. Он нас просто любил.

Любил, например, вкусно кормить. Рано утром нашу семью мог будить характерный стук: у него молоточек был, и вот он рано утром этим молоточком отбивал нам эскалопы, жарить начинал – и такой запах по всей квартире стоял! Но не это, конечно, главное. Забота и любовь его в том заключались, что он нас постоянно развивал, умные книги подкладывал все время – везде и во всем его внимание чувствовалось.

А запомню я его очень ярким. В шарфе крупной вязки – красном или желтом. Он еще мог надеть один носок черный, один белый. Он же Дева – и любил эффектно где-то появиться. Пальто, пиджаки броские и везде броши...

Канат Каражанов, заместитель директора Казахского национального театра оперы и балета им. Абая, солист балета Государст­венного академического театр танца РК (1983–2001):

– Все, что связано с Аюхановым, – это моя молодость, это огромный отрезок моего творческого пути. Когда Булат Газизович делал набор в 1983 году в свой театр, он подошел ко мне и предложил поработать в «Молодом балете». Я ни секунду не раздумывал, хотя планы были другие.

Он всегда был для нас путеводной звездой, и это счастье, что я оказался в его театре. Это были постоянные гастроли, полные залы восхищенных зрителей, репетиции, концерты. Меня всегда поражала его влюбленность в балет. Он не терпел снисходительного отношения к профессии. Был очень требователен и до бесконечности любил это искусство, постоянно заряжая этой любовью всех вокруг. Аюханов постоянно расширял географию наших гас­тролей, хотел выступить в каждом маленьком ауле.

Конечно, нельзя не отметить, что мастер был щедро наделен уникальными не только творчес­кими, но и организаторскими способностями. Он не просто создал камерный балет, он видел его перспективы. И сегодня мы говорим «балет» и подразумеваем Аюханов – и наоборот.

Имиль Курмаев, внук Булата Аюханова:

– Одно из запоминающихся событий такое. Примерно в году 2005-м, я маленький был, родители построили дачу. Там беседка была, рядом шашлыки делали – в общем, загородный формат семейного отдыха. И помню, бабай, как его внуки называли, делал шашлык из кролика. Он был гением кухни! И я запомнил эту его изящность, с которой он готовил, как он нарезал продукты, даже как воду наливал… Это не просто готовка была! Он с такой душой это делал, еще и на фоне такой особой атмосферы теплой, в семейном кругу, что до сих пор все в памяти.

Булат Газизович сразу находил с детьми общий язык, быст­ро уходил от взрослых тем и общался с нами так, что даже самый маленький мог понять. Удивительный был человек!

Гульфида Гафурова, главный балетмейстер Государственного академического театра танца РК:

– Булат Аюханов – это не просто символ балетного искусства. Он – гений. Как он мог все мгновенно видеть, предвосхищать!

Загорится идеей какой-нибудь постановки – и все! Например, «Гамлет» пришел в голову – сразу у него готов спектакль, расписаны партии, хореография, кос­тюмы. Булат Газизович первый в истории поставил на пуанты классический казахский танец. Это постановки «Легенды Сарыарки», «Кыз Жибек» и «Акку – клич лебедя». Аюха­нов поставил более тридцати балетов на музыку казахстанских композиторов на известных сценах Монреаля, Лондона, Парижа.

Всю свою творческую жизнь я пробыла рядом с этим великим человеком. У меня после училища было распределение в ГАТОБ, но я хотела в «Молодом балете» работать. Мы все тогда были немного влюблены в него, покорены его талантом, яркой индивидуальностью. Думаю, он родился с этой миссией, и если спросить, откуда в нем такая невероятно мощная энергетика, то это, наверное, из космоса.

К сожалению, его театр сейчас пребывает не в лучшем состоянии, здание устарело, не соответствует определению Государственного академического театра танца. Конечно, нам нужен новый театр, и, безусловно, театру должно быть присвоено его имя.

* * *

Булат Аюханов – это не только легенда отечественного балета, не только человек, обладавший благородной грацией, вулканическим темпераментом и исключительной музыкальностью. Аюханов – выдающийся педагог, человек, гражданин. Он всегда держался прямо, дистанцировался от власти и был истинно предан только искусству. Не выступал на партийных съездах, никогда не просил за себя, хотя был вхож во многие высокие кабинеты. Если и были просьбы, то только за других – близких и не очень. Независимый, дерзкий и честный.

Он ушел и оставил за собой свет звезды. И понимание того, что мы потеряли что-то гораздо большее, чем легендарного балетмейстера.

Популярное

Все
Он был кумиром нашего детства
Боец из Узунколя Сергей Воропаев в фашистском плену не сломился
Анастасия Куценко из Кокшетау утверждает: казахский язык не так сложен в изучении, как поначалу кажется
Люблю говорить на казахском, а еще больше – петь
Территорию, которую ныне занимает Восточный Казахстан, древние греки называли Четвертым углом Ойкумены
В программу 5-х Всемирных игр кочевников внесены очередные изменения
Универсальный полицейский
Женское предпринимательство обеспечивает 31,4% рабочих мест
«Сыртқа ілсең жарнама, ана тілін қорлама!»
Все о новом Законе «О государственных закупках»
Двадцать пятая весна любимого сада
Первый казахстанско-китайский зерновой форум пройдет в Китае
Скажите мне, Киса, как художник художнику…
Яблони Сиверса радуют особым цветением
Еще почти 2,5 млрд тенге выделили из резерва на ремонт теплосетей Риддера
Радиофармпрепараты для онкопациентов будут доставляться самолетами
Не по-человечески
Казахстан завоевал историческое серебро ЧА по спортивной гимнастике
Турнир Qazaqstan Barysy окончен
Алтынай Асылмуратова: «Астана Опера» – лучший академический театр оперы и балета в Казахстане
Чиновника в Жетысу подозревают в получении взяток за продление и назначение инвалидности
Талдыкорганской авиабазе присвоено имя Сергея Луганского
Государственным языком в Атырауской области владеют представители разных национальностей
Аграрии и энергетики летом должны работать усиленно
В Алматы прошли переговоры между главами МИД Азербайджана и Армении
Айбек Дадебай: Конкретная цель Президента – превратить Казахстан в передовое государство
ЧМ по хоккею: Казахстан обыграл Францию в стартовом матче
В Уральске тестируют зарядные станции для электромобилей
Паводковые воды спасут пересыхающее озеро в Восточном Казахстане
Italian Open: Путинцева капитулировала перед первой ракеткой мира
В Шымкенте очистили русло Кошкар-аты
Сакен Сейфуллин: «Авиация – это крылья грядущих поколений!»
На «Евровидении-2024» победила Швейцария
Вводится экспертиза объектов интеллектуальной собственности
Резонансное убийство в Турции: Эрдоган принял решение
Генассамблея ООН призвала предоставить Палестине статус полноправного члена
Касым-Жомарт Токаев подписал указ о мерах по либерализации экономики
Члены Президентского молодежного кадрового резерва приняли участие в экологической акции «Таза Қазақстан»
Не уповай на Google – иди к врачу
Сборник казахских народных сказок на татарском языке презентован в Казани
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Тест на прочность: держаться вместе!
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Россия и Казахстан подписали соглашение по строительству ТЭЦ в Казахстане
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
Против танка ходил он с карабином и саблей

Читайте также

Казахстан и Франция укрепляют сотрудничество в сфере кинема…
Маулен Ашимбаев посетил постановку театра неслышащих танцор…
Брачные игры по-итальянски
Редкие рукописи XIX-XX веков обнаружили в мечети Семея

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]