«Кто же нас услышит?!»
До сих пор мало кто знает о том, что автор исторических романов «Томирис» и «Саки» Булат Джандарбеков – сын родоначальников Оперного театра, певца и режиссера Курманбека Жандарбекова и первой исполнительницы казахских танцев Шары Жиенкуловой. Он и сохранил для истории эту семейную легенду, которая рассказывает о том, как в сентябре 1933 года артистическую чету Джандарбековых – Курманбека и Шару, а также их друзей Байсеитовых – Канабека и Куляш неожиданно вызвал к себе народный комиссар просвещения Темирбек Жургенов. Он сообщил актерам о постановлении Правительства открыть в республике музыкальный театр. Т. Жургенов сразу распределил обязанности: Канабек и Куляш будут певцами, Курманбек тоже будет петь и одновременно ставить спектакли как режиссер, а Шара будет балериной.
Так двум семьям – Байсеитовых и Джандарбековых – волею судьбы было предначертано стать основоположниками будущего театра оперы и балета.
Какова же была первая реакция пионеров нового театра на столь жесткий приказ народного комиссара? По воспоминаниям Булата Джандарбекова, никто из этой звездной четверки абсолютно не представлял, что их ожидает. Единственным, кто мог хоть что-то рассказать о новом театре, был Курманбек – он жил в Москве, учился во ВГИКе, бывал в Большом театре.
Именно он и разъяснил Куляш Байсеитовой, что петь она будет не под гармошку, а под целый оркестр с дирижером.
– Боже мой! Кто же нас услышит?! – перепугалась тогда Куляш.
Ну а своей супруге Шаре Джандарбеков категорически запретил быть балериной.
Он так и сказал наркому Т. Жургенову: «Не позволю моей жене танцевать голой на сцене перед зрителями!». За эту выходку нарком назвал Курманбека Джандарбекова феодалом. Что же оставалось делать артистической чете? Ничего другого, как задуматься об отъезде в Киргизию, куда их давно приглашали...
Но Джандарбековы никуда не уехали. Через три месяца – 13 января 1934 года музыкальной комедией «Айман-Шолпан» по либретто Мухтара Ауэзова открылся занавес нового Казахского национального музыкального театра. Спектакль имел большой успех.
Вскоре первым композитором театра стал Евгений Брусиловский. В 1934–1936 годах были поставлены его оперы «Кыз-Жибек», «Жалбыр», «Ер-Таргын». На одной сцене с Курманбеком Джандарбековым, Куляш Байсеитовой пели Гарифулла Курмангалиев, Жамал Омарова. В 1935 году была создана русская оперная труппа, основу которой составили артисты Куйбышевского оперного театра. Она осуществила постановки девяти спектаклей. В 1936 году оперный театр был приглашен в Москву для участия в Декаде казахской литературы и искусства.
В 1944 году состоялась премьера национальной оперы «Абай» композиторов Ахмета Жубанова и Латыфа Хамиди. Знаковым событием в истории коллектива стал 1945 год – к 100-летию великого казахского просветителя, философа, гуманиста, поэта Абая Кунанбаева театру было присвоено его имя.
Рождение балета
У каждой балетной труппы репертуарного академического театра своя неповторимая творческая судьба, началом которой становится первая значительная постановка.
История балетной труппы на тот момент еще Казахского национального музыкального театра началась с легендарного балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро».
Нужно отметить, что балетный цех в первые годы становления театра формировался своеобразно. Сначала в театре существовало две практически самостоятельных оперных труппы: казахская и русская. Первая обслуживала национальные спектакли. Вторая отвечала за весь западный классический репертуар.
При каждой труппе сформировались небольшие балетные коллективы. К середине 1930-х годов балет русской оперы имел на своем счету «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь», «Вальпургиевую ночь» из оперы «Фауст». В концертных программах шли отдельные номера из балетов «Красный мак» и «Лебединое озеро».
Сезон 1936–1937 годов ознаменовался расширением оперно-балетного репертуара. Тогда перед руководством театра и артистами встала новая задача объединения русского и казахского коллективов в единую труппу. Балет русской оперы к этому времени пополнился новыми исполнителями. Из Ленинграда приехала прима-балерина Зоя Плужникова, а из Свердловска – балетмейстер и премьер балета Юрий Ковалев. В 1937 году, располагая уже расширенным и окрепшим балетным составом в количестве более ста человек, балетмейстер ставит балет Л. Делиба «Коппелия».
Но это не решило главную задачу объединения. Русская труппа танцевала «Коппелию», казахская – национальные танцы в операх «Кыз-Жибек», «Жалбыр», «Ер-Таргын». В коллективе не было творческого единства. И ситуация требовала принятия кардинальных мер. Но каких?
Решение пришло неожиданно. В том же 1937-м Президиум Верховного Совета республики издает Указ о придании Казахскому национальному музыкальному театру статуса Государственного театра оперы и балета. Руководителем единой балетной труппы назначен Леонид Алексеевич Жуков.
В прошлом ведущий солист и балетмейстер Большого театра СССР Л. Жуков начал работать в казахском театре в должности солиста, педагога и главного балетмейстера. Именно Леонид Алексеевич осуществил первую полноценную постановку «Лебединого озера» в оригинальной версии балетмейстера Александра Горского. Первой балериной, воплотившей образ главной героини спектакля – заколдованной злыми чарами девушки-лебедя Одетты и коварной Одиллии – стала прима театра Зоя Плужникова.
Партию романтичного принца Зигфрида исполнил Александр Селезнев – талантливый танцовщик, имя которого навсегда связано с возникновением и становлением казахстанской балетной школы.
В афише – сегодня и завтра
Сегодня ГАТОБ им. Абая является одним из крупнейших театров Евразийского пространства. В составе творческого коллектива – прославленные мастера сцены и молодые таланты – лауреаты престижных международных конкурсов, получившие мировое признание: Нуржамал Усенбаева, Майра Мухамедкызы, Жамиля Баспакова, Балапан Жубаева, Халид Нуралиев, Андрей Трегубенко, Куралай Саркытбаева, Алия Сапугова, Дмитрий Сушков, Айгерим Джумагулова, Асет Мурзакулов, Фархад Буриев, Азамат Аскаров, Жанель Тукеева, Гульвира Курбанова и многие другие.
Последние годы ознаменовались плодотворным сотрудничеством оперного цеха с титулованным российским режиссером Юрием Александровым. Оперы «Абылай хан», «Турандот», «Лючия ди Ламмермур», «Похищение из Сераля» в его постановке идут, как правило, при аншлаге.
Плодом совместной работы с мастером мировой сцены Юрием Григоровичем стали балеты «Легенда о любви» и «Ромео и Джульетта». Знаковый балетмейстер современности Борис Эйфман осуществил постановки «Красной Жизели» и «Анны Карениной». Творческий тандем Б. Эйфману и Ю. Александрову всегда составляет один из самых востребованных сегодня в театральном мире художников-постановщиков Вячеслав Окунев. Он создал декорации к жемчужине классического наследия – балету «Баядерка» Л. Минкуса в постановке легенды русского балета Габриэлы Комлевой.
Юбилейный сезон порадовал новой версией оперы «Биржан и Сара» М. Тулебаева, предложенной народным артистом РК, профессором Есмуханом Обаевым. А 29–30 марта состоится премьера комической оперы С. Мухамеджанова «Айсулу» в постановке заслуженного артиста РК Мурата Шалабаева.
Апрель подарит зрителям встречу с оперой «Капулетти и Монтекки». По замыслу дирекции театра, опера «Капулетти и Монтекки» будет даваться в одну неделю с балетом «Ромео и Джульетта», чтобы театралы имели возможность глубже погрузиться в мир шекспировской трагедии, открыв для себя все разнообразие ее музыкальной интерпретации.
Планируется проведение фестиваля, посвященного восьмидесятилетию ГАТОБ им. Абая, в рамках которого состоится премьера обновленной версии оперы «Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди, максимально приближенной к оригиналу.
Дирижер-постановщик Алан Бурибаев – наш соотечественник, являющийся главным дирижером Национального симфонического оркестра Ирландии, главным приглашенным дирижером Japan Century Symphony Orchestra в Осаке (Япония), приглашенным дирижером Большого театра России.
Этот музыкальный проект уже был осуществлен Аланом Бурибаевым в сентябре 2012 года на сцене оперного театра германского города Майнинген с интернациональным составом, в котором единственным казахом был сам дирижер-постановщик.
Состав исполнителей в Алматы станет сюрпризом для гостей фестиваля. Интерес талантливого дирижера именно к этому шедевру национальной музыки не случаен. Алан Бурибаев – продолжатель легендарной музыкальной династии – правнук Ахмета Куановича Жубанова по материнской линии.
Осенью 2014 года театралов ожидает встреча с оперой Жоржа Бизе «Искатели жемчуга». А в декабре, в преддверии новогодних праздников, состоится премьера балета классического наследия, название которого пока остается в тайне.
Конечно, современных исполнителей Оперного – профессионально выученных, технически сильных – сложно сравнивать с артистами прошлого, многие из которых были самородками. Но поколения разных лет объединяет главное – атмосфера созидания, творческий настрой и мечта артиста – исполнить заветную партию, бережно сохраняя традиции легендарного театра.
Асель МУСИНОВА