Фото с сайта bravo-motors.md
Поправки в Закон РК "О дорожном движении", запрещающие водителям курить за рулем, обсудили в рабочей группе Мажилиса Парламента РК с участием гражданского общества. Обсуждение вызвало бурные дискуссии. Большинство высказавшихся выступило против поправки, передает
Kazpravda.kz.
Предложение о запрете употребления табачных изделий за рулем внес депутат Омархан Оксикбаев.
"Моя поправка таит в себе норму закона о запрете курения за рулем. Когда водитель отвлекается на то, чтобы закурить, он снижает уровня внимания, замедляется реакция. В ходе процесса курения, возможно, сигарета может упасть, и сам процесс оказывает определенное воздействие на мозг. Мы ввели запрет на разговоры по телефону (за рулем). А курить еще хуже, потому что это двойное отвлечение. Сегодня в докладе было сказано, что свыше 3 тысяч граждан погибают, плохо, что нет статистики, от каких именно нарушений. Здесь больше забота о гражданах, их безопасности. Это даст определенный импульс уменьшения аварийности на дорогах. Если надо закурить – пусть останавливается, курит, потом продолжает движение", – заявил мажилисмен.
В поддержку данной поправки выступили депутат Ерсултан Бектурганов, член президиума партии "Бiрлiк" Толеген Куанышев и президент Ассоциации безопасности дорожного движения Арсен Шакуров.
"В 18 лет, когда я сел за руль, я курил. И каждый раз дым попадал в глаза. Сейчас бросил. В прошлом году именно мы выступили с инициативой запретить употребление табачных изделий за рулем, которую внесли в Мажилис. Мы основывались на мировой статистике – в более 100 странах запретили курить за рулем, первой от курения за рулем отказалась Франция, за ней вся Европа, США. По статистике, в 70 процентов случаях дым попадает в глаза и дезориентирует водителя. Поэтому соглашусь с нормой, вносимой депутатом Оксикбаевым, что употребление сигарет отвлекает водителя за рулем. Статистика у нас есть, я могу предоставить", – сказал Шакуров.
Толеген Куанышев в свою очередь напомнил, что в Казахстане ведется политика против табакокурения.
Однако большинство депутатов и членов общественности "разрешили" водителям курить за рулем.
Например, Мухтар Тиникеев, ранее выступавший за то, чтобы снижать штрафы, в данном случае предложил вести борьбу не с курением, а с мусором – повысить штрафы за "бычки". Его предложение вызвало поддержку в рабочей группе.
"Я думаю, что машина – это частная собственность, и это его право: курить или нет. Другое дело – нужно повысить штраф за выброшенную в окно сигарету. Вот это будет борьба с курением. А так – я считаю, что данный вопрос даже не надо рассматривать", – сказал Тиникеев.
Независимый юрист Сергей Уткин также выступил против запрета.
"Все, что касается здоровья, – у нас есть кодекс, а рассматриваемые поправки касаются внимания. Тогда у нас есть ряд недоработок. Вы знаете, что законом не запрещается спать (за рулем) – нигде этот запрет не прописан, не запрещено есть и пить, некоторые даже сексом занимаются во время движения. Тогда надо кучу запретов вводить, потому не вижу в этом смысла. Водителю и так запрещается отвлекаться во время управления транспортным средством, он должен соблюдать ПДД. Запреты, при нашем уровне коррумпированности полицейских, будут служить в другую сторону. Я против этого запрета", – высказался юрист.
Напомним, что работа над законопроектом о дорожном движении, инициированном группой депутатов, была начата в апреле 2015 года. Депутатами внесено 60 поправок к действующему законодательству, 52 из которых касаются непосредственно Закона о дорожном движении и также Кодекса об административных правонарушениях. В рабочей группе
обсуждалось 15 поправок.