Специально с поездкой он не подгадывает, хотя в Интернете немало историй о том, как кто-то намеренно выдвигается в путь 31 декабря – за романтикой путешествий и в ожидании чуда. Жайык же просто с детства мечтал о железной дороге, и провести новогоднюю или какую-то другую праздничную ночь на посту для него несложно.
– Мне нравится моя работа! Как-то в детстве я отправился с бабушкой к родственникам в Алматы, и у меня остались очень сильные впечатления от той поездки на поезде. Нравилось смотреть на пейзажи за окном, убаюкивал стук колес, – вспоминает он. – У нас особенная работа, некабинетная. Мы видим разные города, разных людей, работаем и заодно путешествуем. И каждый день чему-то учимся, получаем хороший жизненный опыт.
Жайык Ныгматуллин родом из Карагандинской области. После 9-го класса приехал в областной центр и поступил в колледж на железнодорожника, получив грант. Потом с успехом отучился в Карагандинском государственном техническом университете, окончив который в 2016 году, узнал о наборе в Астанинский участок филиала «Экспресс» АО «Пассажирские перевозки» и решил не упускать возможность.
До наступления 2017 года молодой специалист не успел собрать все документы и в первый свой рейс вышел уже в январе. А вот начиная с 2018-го каждый новый год встречал в поезде. Менялись лишь направления пути: ехали либо в сторону Усть-Каменогорска, либо Алматы.
Свою первую новогоднюю ночь в дороге Жайык ждал с нетерпением. До этого он традиционно отмечал праздник в кругу семьи. 22-летнему молодому человеку было очень интересно, каково это – Новый год без елки, привычных поздравлений родных и шампанского?
В тот год он работал проводником поезда № 701 сообщением «Астана – Алматы». И Новый год встретил в глухой степи. Когда к часу ночи прибыли на станцию «Сарышаган», там было уже очень тихо...
– 31 декабря в поезде обычно бывает мало пассажиров, в вагоне могут находиться 1–2 человека. В основном это те, кто не смог купить билет на другие близлежащие даты. Ведь перед праздниками, как правило, на железной дороге ажиотаж. Но мало кто сожалеет о таком стечении обстоятельств, – рассказывает мой собеседник.
Проводники как могут стараются создать праздничное настроение. Например, встречают пассажиров в костюмах Деда Мороза и Снегурочки, поздравляют и угощают сладостями за рассказанное стихотворение или песенку.
Покинуть свое рабочее место даже в заветную полночь проводники не могут. А потому просто поздравляют друг друга по телефону или рации.
Бывает, пассажиры приглашают за импровизированный праздничный стол. Но одетый по форме и находящийся на смене проводник не может себе позволить лишнего и обязан соблюдать субординацию.
– Конечно, люди по возможности стараются поддерживать атмосферу праздника, – рассказывает Жайык. – Например, как-то ехали отец с сыном-школьником, и они поставили на стол маленькую елочку, сами как смогли оформили купе. Некоторые надевают праздничные костюмы. Бывает, что пассажир едет один, таких мы стараемся развеселить, поздравить, чтобы они не чувствовали себя одиноко.
Случаются и курьезные случаи, связанные, как правило, со злоупотреблением спиртными напитками. Один пассажир так «отпраздновал» Новый год в вагоне-ресторане, что оставил в купе свое портмоне, которое Ныгматуллин нашел уже после того, как мужчина вышел в Караганде.
Отнес бумажник в штабной вагон начальнику поезда, через дежурного по вокзалу связались с владельцем и уже на обратном пути вернули ему все в целости и сохранности. Мужчина был очень удивлен, он уже и не ожидал, что получит назад крупную сумму денег, утерянную в новогоднем угаре.
Порой и с дебоширами приходится справляться, и скорую кому-то вызывать. Был в одной из бригад АО «Пассажирские перевозки» и случай экстренных родов, когда начальник поезда и проводник помогали роженице до прибытия на станцию.
В первый год работы нашего героя к нему в вагон сели граждане Китая. Ох и волновался тогда парень, ведь объясняться пришлось на английском языке!
– Английский у меня на разговорном уровне, и я очень переживал, смогу ли им что-то объяснить. Но, что интересно, они меня понимали, а при выходе очень благодарили, – смеется Жайык.
В любом рейсе могут возникнуть нестандартные ситуации. Так что новогодняя эта ночь или нет, не играет большой роли, говорит проводник. К тому же за работу в праздничные дни 1–2 января оплачивается двойной тариф, что является хорошей прибавкой к существующим ночным, «колесным» и другим доплатам.
Обычно за смену бригада совершает 2–3 рейса. Так и на этот раз поезд «Тальго» с Жайыком «на борту» с 28 декабря по 3 января трижды успеет съездить из Нур-Султана в Алматы.
При отправлении работники поезда всегда желают друг другу «Ақ жол!», хороших пассажиров и обязательно «зеленой дороги». А еще придерживаются приметы о том, что в пути ни в коем случае нельзя шить.
Самые интересные истории проводников, конечно, о любви! Здесь нередки служебные романы: люди много времени проводят вместе и вдали от остального общества.
Долгая дорога, как известно, располагает к знакомствам, душевным разговорам и даже романтике. И хотя железнодорожникам не положено вести личные беседы и отвлекаться от исполнения своих служебных обязанностей, никто не запрещает познакомиться и обменяться телефонами.
Так и случилось с коллегой Жайыка, который впоследствии женился на пассажирке своего вагона. Молодые люди после поездки начали общаться в соцсетях, оказалось, что они из одного города.
– Как-то одна пассажирка, пришедшая к вагону, поняла, что неправильно оформила билет. Мы ей тут же помогли купить новый, на наш поезд. А в пути она познакомилась с молодым человеком, и потом мы их встречали в поезде уже как пару, – с воодушевлением рассказывает Жайык.
Кстати, он тоже не исключает возможность того, что может встретить свою судьбу на работе. Ведь особенно в новогодние дни мы все так верим в чудо, которое может случиться за каждым поворотом…