Онлайн-шопинг и риски, связанные с ним

3240
Наталия Портнягина, Западно-Казахстанская область

Порой фактическое качество покупки не соответствует заявленному, и покупателю остается лишь сожалеть о потерянных деньгах. Между тем вернуть потраченное в интернет-магазине или на специализированных платформах реально. Нужно только знать нормы Закона «О защите прав потребителей» и иметь веские доказательства того, что вам, по сути, подсунули кота в мешке.

рисунок Николая Веревочкина

Недавно это удалось жительнице Уральска, столкнувшейся с явным обманом при покупке шубы на платформе OLX. Найдя подходящую обновку, поверив на слово описанию товара и фото, она перевела продавцу 850 тыс. тенге. В объявлении значилось, что изделие изготовлено из меха соболя. Оно, дескать, хоть и не новое, но в отличном состоянии.

Но, получив посылку и разглядев приобретение, покупатель поняла: шуба не соответствует описанию. В переписке по WhatsApp она попросила прежнюю владелицу вернуть деньги, но та отказалась. Три претензии, направленные ей, остались без ответа. Не приняла продавец свой товар, доставленный ей курьером по месту жительства.

Понимая, что вопрос можно будет решить только в судебном порядке, где потребуются вес­кие доказательства, женщина отправила шубу на экспертизу. В заключении, данном специалис­том Института судебной экспертизы по городу Алматы, сказано: «Верх шубы, представленной на исследование, выполнен из меха куницы». Этот документ и приложил адвокат истца к исковому заявлению, направленному в суд.

Сторона ответчика в ходе процесса заявила, что нормы законодательства о защите прав потребителей не применимы к данному случаю. Поскольку, мол, товар был в употреблении, то ответчик не является продавцом. Речь идет не о продаже, а о сделке.

Вместе с тем на основании данных, предоставленных платформой OLX, стало ясным, что ответчик производила реализацию товара (женские шубы) путем организации комиссионного онлайн-магазина. Также оказалось возможным проследить, как менялась информация о товаре. Так, в заголовке первого объявления указано: «Шуба соболь, оригинал, Италия», а в описании: «…Не норковая, не куница, соболь… Оригинал покупали на выставке. Стоимость бешеная – 10 млн тенге…»

Спустя время в описание товара внесли изменения, указав, что «шубка швейцарского медового бренда». Менялась и цена на элитное изделие. Таким образом, суд установил, что потребителю была предоставлена недостоверная информация о товаре, в том числе касательно меха шубы, мес­та производства, цены.

К участию в процессе в качест­ве третьего лица суд привлек представителя уполномоченного ведомства – департамента торговли и защиты прав потребителей по ЗКО. Как прокомментировала инцидент его руководитель Эльмира Киматова, в соответствии с Законом «О защите прав потребителей», если предоставление неполной, недостоверной и несвоевременной информации о товаре повлекло причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, он вправе предъявить продавцу требования, предусмотренные статьями 16 и 31 настоящего документа.

Потребитель имеет право на возмещение убытков (вреда), причиненных его жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги) в полном объеме. Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан в полном объеме возместить вред или ущерб. В течение десяти календарных дней со дня подачи требования он должен дать ответ пот­ребителю о возмещении вреда либо принять соответствующие меры для удовлетворения требований потребителя. Причиненный вред подлежит возмещению продавцом (изготовителем, исполнителем)
независи­мо от его вины и от того, сос­тоял ли потребитель с ним в договорных отношениях или не состоял.

Причем закон пре­дус­матривает и компенсацию морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения продавцом (изготовителем, исполнителем) его прав и законных интересов, которая может осуществляться судом или субъек­тами досудебного урегулирования потребительских споров, если иное не предусмотрено законами РК. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения убытков (ущерба), причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги).

На основании решения, вынесенного судом № 2 Уральска, договор купли-продажи, зак­люченный между сторонами, расторгнут. Теперь ответчику придется вернуть не только стоимость шубы, но и оплатить неустойку – 765 000 тенге, курьерские расходы – 11 820 тенге, проведение судебной экс­пертизы – 72 810 тенге, услуги нотариуса – 26 669 тенге и представителя – 200 000 тенге, а также компенсировать несостояв­шемуся покупателю моральный вред, определенный судом в 20 000 тенге.

На поданную ответчиком апелляционную жалобу коллегия по гражданским делам Западно-Казахстанского областного суда решение суда первой инстанции оставила в силе.

Популярное

Все
Вплавь покоряя моря и проливы
В пострадавшие от паводка регионы приезжали не только спасатели, но и врачи
Ежедневно тысячи жизней спасают неравнодушные люди
Овсянка, сэр!
Уральскую ТЭЦ отремонтируют без посредников
Сауле Казыбаева: «К плодово-ягодной отрасли привыкли относиться как к делу второстепенному»
Театр завершил сезон премьерой
Преодоление. Пять лет созидания
Фанаты Димаша изучают казахский язык
Семья Кривошеевых – Клеустер вернулась из Германии в Казахстан
Новый этап развития системы здравоохранения страны
Признать БВУ соучастниками мошеннических схем предлагают юристы
Семейный психолог, руководитель психологического центра и НПО «Мое возрождение» Альвина ЮСУПОВА говорит о том, как сохранить семью
Строительство водопроводов затягивается в Костанайской области
Остановка по требованию аудита
За плечами талантливого хирурга Орала Оспанова десятки тысяч успешных операций
Очередную водную блокаду терпят жители многострадального села Жанатурмыс
Президент Казахстана выступил на казахско-корейском бизнес-форуме
Выставку «Ұлы дала алтыны» посетили президенты Казахстана и Кореи
Больница начинается с приемного покоя
Отряд «Жасыл ел» привлекут к строительству домов для пострадавших от паводков
Семнадцать видов вторсырья принимали на экоакции, посвященной Всемирному дню окружающей среды
За годы работы частный судебный исполнитель высудил у должников более одного миллиарда тенге
Казахстан примет участие в саммите животноводства во Франции в качестве почетного гостя
Совместное заседание палат парламента пройдет 14 июня
Свыше 151 млн тенге выплачено фермерам Приуралья за погибших во время паводка сельхозживотных
20 процентов или шанс на жизнь?
Иностранные компании открывают заводы в Северном Казахстане
В Косшы вместо «маятниковой» занятости появились постоянные рабочие места
Консолидация и развитие
Снегопад парализовал движение транспорта в двух регионах
Триумф и трагедия казахских баев
В Алматинской области продолжается снос незаконно построенных сооружений
Костанайские археологи бьют тревогу
Максим Фадеев выпустит песню в память о Салтанат Нукеновой
3,4 тыс. нарушителей границы задержаны за месяц в Казахстане
Эдуард Ким выиграл этап Кубка мира по артистичному плаванию
Выпускник школы из Костанайской области – призер десятков математических олимпиад
Бизнесмены останутся без лимитов на вылов рыбы?
«Умные» теплицы смогут получать инвестсубсидии в Казахстане
30 килограммов конфет раздали в Астане ко Дню защиты детей
Сезон атлантических ураганов в 2024 г. может стать самым активным в истории наблюдений
Казахстанские десантники удостоены нагрудного знака «Доблесть и мастерство» в Белоруссии
Акцию с воодушевлением поддержали жители Жамбылской области
Сегодня Герою Советского Союза Сагадату Нурмагамбетову исполняется 100 лет со дня рождения
Доходы стоматологов в Казахстане побили рекорд
У Казахстана уникальный культурный код

Читайте также

Уральскую ТЭЦ отремонтируют без посредников
Ежедневно тысячи жизней спасают неравнодушные люди
В пострадавшие от паводка регионы приезжали не только спаса…
Вплавь покоряя моря и проливы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]