Как пояснил министр торговли и интеграции Бахыт Султанов, законопроектом предусмотрено приведение законодательной базы в соответствие с международными требованиями и стандартами, а также комплекс дополнений по развитию биржевой торговли.
– Их реализация позволит сформировать устойчивую и конкурентоспособную отечественную биржевую отрасль, – добавил министр.
Поправками в целях формирования стабильной биржевой отрасли предлагается введение двухуровневой системы товарных бирж.
Так, в рамках первого уровня для товарных бирж, осуществляющих торги биржевыми товарами, предусмотрено увеличение уставного капитала до 700-тысячекратного размера месячного расчетного показателя.
Второй уровень. Для товарных бирж, осуществляющих торги только нестандартизированными товарами, требования по минимальному размеру уставного капитала остаются на прежнем уровне – не менее 300-тысячекратного размера месячного расчетного показателя.
– Разделение на подвиды деятельности бирж придаст импульс для совершенствования и развития биржевой торговли. То есть биржи, торгующие только нестандартизированными товарами, будут стремиться нарастить свой потенциал путем консолидации с другими игроками, увеличения объемов торгов за счет расширения спектра услуг и улучшения их качества, – сказал Бахыт Султанов.
Он также отметил, что в настоящее время товарные биржи устанавливают свои правила биржевой торговли с требованиями, усложняющими аккредитацию брокеров и дилеров, а также переход покупателей и продавцов из одной биржи на другую.
– В целях увеличения конкуренции и равного доступа к товарной бирже законопроектом предусмотрено утверждение Единых правил биржевой торговли с одновременным закреплением в них норм по исключению дискриминационных условий и положений для брокеров и дилеров, а также возможности для покупателей и продавцов свободно поменять биржу без изменения условий и процедур торговли, – сказал министр.
При этом, подчеркнул глава Минторговли, Едиными правилами будет установлено разделение товаров и торгов по секциям с выставлением отдельных требований к ним.
– Вместе с тем законопроектом предусматривается право товарной биржи устанавливать дифференцированный биржевой сбор в зависимости от объема совершенных сделок брокеров. Вносимая норма даст возможность получать скидку на ставки биржевого сбора постоянным продавцам и покупателям, что повысит их заинтересованность в увеличении объемов биржевой торговли, – сказал министр.
В ходе обсуждения мажилисмены предложили исключить из законопроекта норму, предусматривающую право Министерства торговли и интеграции ограничивать минимальный размер биржевого сбора с участников торгов. По мнению депутатов, эта норма может отрицательно сказаться на предпринимателях – клиентах бирж.
Председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин поддержал предложение депутатов, отметив, если принять норму в правительственном варианте, то нарушается основополагающий принцип конкуренции, когда цена регулируется спросом и предложением.
– Норму о праве Министерства торговли и интеграции устанавливать минимальный размер биржевого сбора с участников торгов необходимо исключить, – подчеркнул Нурлан Нигматулин.
Недопущение же демпингования размера биржевого сбора, по мнению спикера Мажилиса, можно отрегулировать за счет жестких требований к самому размеру уставного капитала бирж, уже заложенных в законопроекте.
Нурлан Нигматулин высказался и о предложении депутатов выделить отдельный вид специализированных бирж для торговли «углеродными единицами». Председатель Мажилиса напомнил, что в начале текущего года был принят Экологический кодекс, в котором уже предусмотрена возможность торговли углеродными единицами.
Отметив, что ситуация с климатом становится одной из острейших мировых проблем нашего времени, в том числе и для Казахстана, Нурлан Нигматулин подчеркнул, что в нашей стране так называемые «бесплатные» квоты промышленным предприятиям будут поэтапно сокращаться.
– То есть предприятиям придется выбирать: платить за новые низкоуглеродные технологии или покупать дополнительные квоты. В развитых странах квотами на выбросы торгуют специализированные биржи. Поэтому надо следовать мировой практике, создавая специализированные биржи по торговле «углеродными единицами». Такой подход позволит нашим биржевым игрокам в будущем выйти на международный рынок, – считает спикер Мажилиса.
Законопроектом также предусматриваются предоставление доступа клиентов к участию в биржевых торгах без посредников, разделение товаров и торгов по секциям, а также устанавливаются дифференцированные ставки в зависимости от вида секции и объема совершенных сделок.
«Добро» Мажилиса также получил ратификационный законопроект – Соглашение о сотрудничестве по созданию и применению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов.
Во втором чтении депутаты палаты одобрили поправки по вопросам внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности.
В частности, устанавливается возможность для предпринимателей использовать право выбора способа предоставления информационных инструментов не только в электронной форме, но и на бумажном носителе. Предусматривается обязательная отмена или пересмотр нормативных правовых актов, а также иных документов, содержащих обязательные для субъектов предпринимательства требования, если регулирующий госорган своевременно не провел анализ на предмет оценки их эффективности.
Среди одобренных во втором чтении – законодательные новшества по вопросам совершенствования бюджетного законодательства.
В частности, предусматривается установление норматива распределения поступлений от корпоративного подоходного налога в размере не более 50% в областной бюджет и не менее 50% – в районный бюджет. Предлагается включить в состав материалов, вносимых в Парламент с проектом республиканского бюджета, информацию об использовании целевых трансфертов на развитие, выделенных из республиканского бюджета за два отчетных финансовых года.
В целях исполнения поручения Главы государства о разработке законодательных поправок по совершенствованию залоговой политики банков второго уровня внесены поправки, направленные на защиту прав граждан. В частности, предусматривается повышение суммы неисполненного обязательства с 10 до 15% и периода просрочки с 3 до 6 месяцев для отнесения просроченного обязательства по ипотечным займам, обеспеченным жилищем физического лица, к незначительному и несоразмерному стоимости заложенного имущества, что будет основанием для отмены в обращении взыскания на имущество. Кроме того, вводится процедура самостоятельной реализации заложенного имущества залогодателем как при внесудебной, так и судебной реализации имущества. Также планируется прекратить ипотеку в случае продажи в судебном порядке заложенного недвижимого имущества по договору ипотечного жилищного займа при отсутствии у должника – физического лица иного имущества или доходов, на которые может быть обращено взыскание, превышающих двукратный минимальный размер заработной платы.
На пленарном заседании Мажилис рассмотрел поправки, внесенные Сенатом в проект закона «О республиканском бюджете на 2022–2024 годы».