Встаньте в очередь
В августе «Казахстанская правда» рассказала о поставках угля восточно-казахстанским теплоэнергоцентралям и котельным («В графике есть одно «но», 17 августа 2021 года). Напомним: поставки каменного топлива предприятиям расписаны по графику на протяжении всего года, а в школах и больницах создать запас планировалось еще к 1 сентября. Так что, по идее, ажиотажу неоткуда было взяться, но, как говорится, что-то пошло не так...
С октября уголек стал дефицитом, да еще каким! Как пожаловался житель 23-го района Усть-Каменогорска Виктор Литвинов, 5 ноября социальный уголь доставляли тем, кто стоял в очереди на 12–13 октября. У самого пенсионера приняли заявку на вторую половину ноября.
– Ужас, что творится, – поделился эмоциями Виктор Николаевич. – Понятно, что сентябрь-октябрь – время пикового спроса, очереди. Но позднее ажиотаж обычно спадал. В первых числах ноября я всегда мог спокойно купить запас. А в этом году угля нет. Коллапс! Спрашиваю у водителя: «Когда привезешь?» Тот говорит: «Целыми днями стою в очереди, ни одного рейса сделать не могу. Подходят грузовики с прицепами, все увозят в сельскую местность». У соседей та же история – каждый ищет, где купить, а угля нет.
В Усть-Каменогорске каменное топливо отгружают на двух железнодорожных площадках – одна на правом берегу Иртыша, другая – на левом. Выезжаю по очереди на обе точки, чтобы увидеть все своими глазами. На правобережной станции насчитываю в очереди 25 грузовиков, на левом берегу – 24. Погрузка идет непрерывно, один КамАЗ уходит, другой тут же занимает его место. Очередь не убывает. По словам водителей, в приоритетном порядке обслуживают заявки на бытовой социальный уголь и в основном из сельских округов.
– Я узнавал: приходит по 5–6 вагонов в день, – говорит водитель Ержан Жумабаев. – А надо, чтобы по 10 вагонов давали. В этом году вообще что-то небывалое, у всех шоферов нервы на пределе. Слышали, наверное, про случай 27 октября – один долго ждал, потом облил себя соляркой и грозился поджечь, если его машину немедленно не загрузят.
Словом, странная картина. Угольный разрез готов поставить столько каменного топлива, сколько необходимо. Железная дорога, если верить ее цифрам, старается изо всех сил. Но при этом факт остается фактом: сезон холодов наступил, а купить уголек, чтобы согреть свои дома, люди не могут!