Дорожный интерес Статьи 1 июня 2020 г. 9:15 530 Евгения Ермакова Картина яснаяВ нынешнем году в поле внимания попали 74 городские улицы. Подрядчики уже начали заделывать ямы, заниматься реконструкцией или средним ремонтом. Но контроль качества дорожных работ показывает: далеко не все строители соблюдают установленные нормы. Специалисты Костанайского областного филиала Национального центра качества дорожных активов, на которых возложен независимый контроль деятельности компаний-подрядчиков, уже забраковали большой объем ямочного ремонта. Проблема оказалась в самой асфальтовой смеси, не отвечающей требованиям сразу по нескольким параметрам. Между тем работы были выполнены на центральных улицах Костаная.– При проверке ямочного ремонта мы отобрали для контроля две асфальтовые смеси, и обе они оказались некачественными, – рассказал директор областного филиала Национального центра качества дорожных активов Абылайхан Алшинбаев. – Действуем на основании соответствующих протоколов с перечнем конкретных требований. Если даже по одной позиции имеется несоответствие, это уже считается нарушением, а тут выявлено сразу несколько отклонений от норм. В акимате города подтвердили данный факт. Сегодня власти решают, как им дальше быть: дорожные подрядчики требуют денег за проделанный объем работ, но по факту платить за такое качество нельзя – асфальт может «растаять» уже следующей весной. Тут простая физика: если свежеуложенный асфальт обладает большим водонасыщением, то в течение лета-осени быстро впитывает влагу и весной расползается. Впрочем, и при хорошем качестве смеси могут возникать проблемы, например, если ее привезут остывшей – с температурой меньше 130–150 градусов. Тут хоть самый тяжелый каток используй – все равно не удастся добиться нужной степени уплотнения полотна. А значит, оно быстро разрушится.Кстати, с центром качества дорожных активов договоры на проведение контроля обязаны заключить все профильные управления и акиматы области. Фактически же, несмотря на разгар дорожно-ремонтного сезона, сделали это немногие – лишь власти Костаная, Рудного, Аулиекольского, Узункольского и Денисовского районов, а также руководство областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Показать примерМы тоже решили подключиться к проверке качества ремонта. И вот уже стоим на улице Нурсултана Назарбаева в Костанае, на которой в нынешнем году уже провели средний ремонт 2 км. Находимся прямо напротив нового здания областной филармонии – возле строящегося пешеходного перехода. Данный жилой район новый, здесь только сдают в эксплуатацию жилье, достраивают школу и Ледовый дворец. Движение оживленное, даже, можно сказать, плотное, поэтому на качество ремонта здесь упор особый. Специалисты центра берут на участке шесть проб: по три на 1 км дороги. В первую очередь оценивают толщину верхнего слоя – она должна быть не менее 5 см. И надо сказать, это требование на всем протяжении отремонтированного отрезка подрядчик выдержал. На вопрос одного из членов специальной мониторинговой группы о том, почему в ряде мест ширина заасфальтированной проезжей части чуть меньше, чем было раньше, представители компании-подрядчика отвечают, мол, работали строго по технической спецификации. В документах сказано: ширина дороги 8 м. Из этого и исходили. Прежде же проезжая часть была чуть шире – буквально на 10–20 см. К слову, специалистам Национального центра оценить плотность дорожного полотна у самой обочины не удается. Под новым пешеходным переходом, который нынче возводят на проспекте, полотно у кромки крошится. По словам инженера по строительству центра Владимира Завалия, все результаты исследований, проведенных в рамках контроля качества дорожных ремонтов, носят функцию исключительно информирующую. Наказать нерадивых подрядчиков могут лишь заказчики – акиматы. Между тем представитель отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог обеспокоенности по поводу ширины проезжей части и асфальта, крошащегося у обочины под новым переходом, не выказывает.Выборка образцов – кернов – с проспекта Нурсултана Назарбаева станет одной из первых в текущем году. Эта дорога считается хорошей и, по словам самих подрядчиков, построена качественно. Переходящий ремонтДиаметрально противоположная ситуация наблюдается на улице Дощанова в границах Мауленова – Павших Борцов. Это тоже одна из центральных и весьма оживленных городских улиц. Однако третий год больше напоминает автодром для внедорожников. Проблемы начались в 2018 году, когда здесь начали менять канализационный коллектор в рамках проекта Европейского банка реконструкции и развития. В акимате сообщили, что именно банк решал тогда вопрос выбора подрядчика. Единственный плюс во всем этом – сама труба. Она, по словам директора ГКП «Костанай су» Еркебулана Файзуллаева, исправно функционирует. Но дорожное полотно то расползается, то дает сильнейшую просадку. Первый раз асфальт провалился весной 2019-го. Обратились к подрядчику. Тот вроде как устранил недочеты. Вот только полотно опять разрушилось – уже нынешней весной. – Возможно, корень этих бед в некачественных проектных решениях, – поясняет заместитель акима Костаная Рустем Каркенов. – Правилами дорожного строительства в проекте всегда предусматривается засыпка грунтом, благодаря чему можно обеспечить плотность основания. Здесь грунт-уплотнитель предусмотрен не был.В «Костанай су», которое сегодня собственными силами восстанавливает дорожное полотно, сообщили, что, посоветовавшись со специалистами, взяли в качестве уплотнителя не песок, как это было по проекту, а песчано-гравийную смесь. То есть с плотностью грунта, по идее, должно быть все в полном ажуре, но… точной причины возникших проблем сегодня не может назвать никто. Как полагают в акимате, это может быть не только некачественный проект, но и несоблюдение технологии, недочеты при строительстве колодцев и многое-многое другое. На подрядчика в лице ТОО «Дала» и представителя технического надзора – ТОО «НурТау» решено подать иски в суд. О претензиях в адрес проектировщиков, авторского надзора и госэкспертизы пока речи не идет, поскольку доказать вину каждого участника еще только предстоит. Самое неприятное, что это не единственный участок канализационного коллектора, который ремонтировали в рамках договора с ЕБРР. Аналогичные проблемы возникли на улице Урицкого в границах Аль-Фараби – Победы. Тот же подрядчик и технадзор и те же проблемы. Причем в случае с улицей Урицкого проблема качества таит в себе немало опасностей – рядом находится школа № 8, и никто не может гарантировать, что провалы асфальта вблизи колодцев или в зоне пешеходных переходов не приведут когда-нибудь к трагедии. Причем архивные фото корреспондента «Казправды» показывают: проблемы с провалами на улице Урицкого начались еще в октябре 2018 года, то есть практически сразу после окончания ремонта. Через год, в октябре 2019-го, ямы вновь образовались в тех же местах. Проседал грунт и на проезжей части: там, где были установлены колодцы. При этом вопрос о том, чтобы не оплачивать подрядчику за проведенные работы, не стоял. В «Костанай су» отметили, что на момент сдачи объекта недочетов не было, и это подтверждено документально.Вопрос дополнительных затрат на восстановление дороги – один из главных в этой истории. Как пояснили в ГКП «Костанай су», 10% от суммы договора, а в случае с ремонтом на Дощанова и Урицкого это в общей сложности более 400 млн тенге, сегодня находятся на счетах заказчиков проекта. То есть эти деньги через суд коммунальщики постараются вернуть себе в счет погашения тех затрат, что предприятие несет сегодня. Еще около 40 млн тенге – гарантия подрядчика, которая также находится на счетах в банке. В «Костанай су» планируют уложиться в эти 80 млн тенге при устранении провалов грунта на Дощанова и Урицкого. Будет ли контролировать ход работ на этих улицах Национальный центр качества дорожных активов – пока неясно. Ведь специалисты структуры проверяют только те улицы, заказчиком ремонта которых выступили отделы акимата, а не отдельно взятое коммунальное предприятие.Оcновная проблемаСудя по комментариям специалистов, одна из самых серьезных проблем дорожного строительства – нестабильные грунты и близкие грунтовые воды. При большой нагрузке, особенно на тех улицах, по которым разрешено движение большегрузному транспорту, асфальт расползается, быстро образовывается колея. Яркий пример тому – улица Мауленова, где нынешней весной ямы «захватывали» в плен не только легковые автомобили, но и автобусы, фуры. Ремонт проезжей части в границах Дощанова – Леонида Беды откладывали из-за замены индустриального водовода. Чтобы не повторить историю соседней улицы, приняли решение пересогласовать сам проект. Если первоначально водовод должен был проходить под проезжей частью, то сегодня его укладывают по территории зеленой зоны. Замакима города Рустем Каркенов отметил, что власти пытаются не нарушить основание дороги, которая и без того находится в плачевном состоянии. Пока этот участок ремонтируют с использованием привычной уже схемы бетонирования основания. Новых технологий при ремонте и строительстве не используют. Единственный в области производитель сетчатых георешеток и других материалов, применяемых для стабилизации основания при строительстве дорог, – ТОО «Фабрика нетканых материалов «S.M.F. System» – поставляет свою продукцию в другие регионы. Специалисты признают, что новые технологии всегда приводят к удорожанию проекта. Практика свидетельствует: при несоблюдении технологии работ такие эксперименты не оправдывают себя. Однако нельзя не признать, что расходы на практически ежегодные ремонты заставляют тратить не меньше сил и средств на устранение проблем. И этот вопрос требует детального изучения и анализа опыта других областей республики и ближнего зарубежья, где в связи со схожими грунтами наблюдаются аналогичные трудности при эксплуатации дорог.
03:00 Пробудить генетический код нации, возродить интерес к кочевой культуре стремятся супруги Байдаралины
03:30 Мадина Бегалиева – первая казашка с дипломом инженера-металлурга и одна из зачинательниц женского движения в стране
05:00 В нынешнем году мы отмечаем 100-летие Кемаля Акишева – одного из основателей национальной археологической школы
04:00 Об изменчивости бытия, скоротечности времени и неустойчивости жизни размышляют в своих работах турецкие художники
04:30 Абылхан Кастеев, Морис Симашко, Герольд Бельгер и, конечно же, Наурыз стали хэдлайнерами мартовского выпуска журнала «Простор»
07:01 Один день из жизни участкового убедил в том, что в этой профессии могут работать только неравнодушные люди
08:50 Депутаты озабочены тем, что искусственный интеллект (ИИ) может привести к интеллектуальной деградации общества
22 марта 2024 г. 4:00 Архивные кинопленки и фотографии рассказывают о том, как возрождался великий праздник
22 марта 2024 г. 0:00 Двадцать лет назад Айгуль Жансерикова шагнула не только в мир войлока, но и в креативную индустрию
22 марта 2024 г. 13:11 Наурыз-коже, ярмарка и много призов: в Астане с размахом отмечают весенний праздник
23 марта 2024 г. 0:22 Токаев: Казахстан решительно осуждает террористический акт против мирных граждан в Москве
28 февраля 2024 г. 3:00 Думан Орынбеков, ректор Shakarim University: Трансформация регионального вуза: молодые ученые как ключевой фактор развития
8 марта 2024 г. 5:20 Жительница Актау рассказала, как приумножить и не растерять знания казахского языка
15 марта 2024 г. 19:20 Полный текст выступления президента на третьем заседании Национального курултая