Елбасы и народ: основа государственности

2823
Нурлан Нигматулин, председатель Мажилиса Парламента РК

30 лет назад мало кто себе представлял будущее Казахстана. Не было такой страны на карте мира, не было экономики, внешней политики, армии. Были только осколки советской империи и вера в будущее. Эту веру нам дал Первый Президент – Елбасы Нурсултан Абишевич Назарбаев, приложивший титанические усилия для того, чтобы в жизнь воплотилась многовековая мечта народа о независимости.

Государственность Казахстана создавалась задолго до обретения официального суверенитета. В суровых реалиях советской эпохи Нурсултан Назарбаев закладывал фундамент будущей самостоятельности республики, пользуясь неизменной поддержкой народа, что и предопределило скорость и решительность реформ, выдвинувших нашу страну в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира, позволив бороться за вхож­дение в тридцатку лучших.

БОРЬБА ЗА СУВЕРЕНИТЕТ

Ведущие мировые политики, очевидцы, многочисленные архивы свидетельствуют о том, что уже в конце восьмидесятых годов прошлого века, будучи лидером одной из периферийных советских республик, Нурсултан Абишевич Назарбаев обрел огромную по­пулярность не только в Казахстане и Советском Союзе, но и за рубежом.

Став в 1984 году самым молодым, 44-летним, премьером союзной рес­публики в СССР, он с первых дней работы главой Правительства показал себя грамотным управленцем, прекрасно понимающим природу перестроечных процессов. Нурсултан Назарбаев со времен работы в Караганде занимался конкретными вопросами экономики, а потому видел, как никто другой, все изъяны существующей системы и делал все возможное, чтобы изменить монолитный и, казалось бы, незыблемый порядок вещей. Его не устраивало однобокое развитие Казахстана, превратившегося в громадный сырьевой придаток союзной экономики.

Сам поднявшийся с «рабочих низов», Нурсултан Назарбаев пользовался большим авторитетом и поддержкой со стороны промышленников и аграриев, научной и творческой интеллигенции, всего населения Казахстана. Стратегический ум, управленческий талант, «железный характер», закалившийся у доменных печей «Кармета», и, конечно же, доверие людей выдвинули его в первые ряды реформаторов. Он настойчиво выступал за расширение прав всех советских республик, превращение их в равноправных, суверенных членов федеративного союза.

Достаточно вспомнить выступ­ление Нурсултана Назарбаева на первом съезде народных депутатов СССР 30 мая 1989 года: «Прошло четыре года перестройки, а союзные министерства не позволяют еще предприятиям пользоваться даже сверхплановой продукцией, даже отходами и вторичными ресурсами, нефтью и углем. Все остальное, чем позволено владеть Казахстану, составляет лишь семь процентов объема промышленности, а 93 процента предприятий отчисляют от своих прибылей республике лишь один процент. Доколе республики будут ходить с протянутой рукой в московских кабинетах?»

На этом съезде бурно обсуждалась необходимость реформ, обсуждались проблемы идеологии и экономики. Сразу после завершения первого съезда народных депутатов СССР произошла смена партийной власти в Казахстане. Здесь стоит пояснить, что в советской практике выборы первого секретаря партийных комитетов всех уровней (от райкомов до Центрального Комитета союзной республики) проводились, как правило, открытым голосованием, что позволяло избежать многих «неожи­данностей». Однако на этот раз впервые Политбюро решило изменить своим принципам и провести тайное голосование, предполагая осложнить жизнь молодому и прогрессивному политику, набирающему все большую популярность. Но Нурсултан Назарбаев достойно прошел и это испытание. 22 июня 1989 года Пленум ЦК Компартии Казахской ССР избирает его на должность первого секретаря: из 158 участников пленума «за» проголосовали 154.

Сразу же после избрания Нурсултан­ Абишевич Назарбаев­ активно включился в работу, проявляя себя в качестве кризис-менеджера, поскольку разбалансированная экономика СССР уже стояла на краю пропасти. По всем союзным республикам, включая Казахстан, прокатилась волна протестов, еще более усложняющих и без того непростую ситуацию.

Помню, когда в июле 1989 года в Караганде состоялись шахтерские забастовки, не только руководители города и области, но и руководство союзного центра не решилось тогда вступить в диалог с горняками, и только Нурсултан Назарбаев вышел к ним, успокоив собравшийся на площади народ, лишь немного не дотягивающий до определения «мятежная толпа». Он быстро нашел общий язык с шахтерами, провел переговоры со стачечным комитетом.

Люди увидели в Нурсултане ­Назарбаеве не только Лидера убеж­дающего, но и Лидера, ведущего за собой, чутко реагирующего на запросы населения. Он всегда старался быть на прямой связи с народом. «По-настоящему верные сведения о состоянии дел в респуб­лике можно получить только тогда, когда выслушиваешь на хлебном поле или на заводе мнение прос­тых людей», – говорил Нурсултан Назарбаев.

К слову, весьма показательным было выступление Нурсултана Назарбаева на сессии Верховного Совета Казахской ССР XI созыва в июле 1989 года, где он прокомментировал события в Караганде: «Безусловно, шахтеры пошли на крайне рискованный, даже опас­ный как в экономическом, так и политическом отношении шаг. Но в то же время, несмотря на довольно ощутимые потери, которые принесла забастовка, трудно переоценить ее позитивную сущность, ее огромный моральный заряд, направленный против закостенелой, застывшей командно-бюрократической системы… Шахтеры справедливо поставили вопрос: почему утвержденная законом самостоятельность предприятий на деле отсутствует».

Движение к экономической самостоятельности можно назвать ключевым императивом в борьбе Нурсултана Назарбаева. Он не мог смотреть, когда передовые предприятия фактически грабили, чтобы прикрыть негодную работу остальных. Не мог мириться с непоследовательными реформами союзного центра, что создавало хаос в народном хозяйстве, породив товарный голод и социальные конфликты.

Нурсултан Абишевич Назарбаев одним из первых заявил о суверенном пути развития и наполнял этот курс новым правовым и практическим смыслом, пользуясь поддержкой Верховного Совета рес­публики и всего населения.

В частности, в 1989 году был разработан проект Концепции самоуправления и самофинансирования. В этом документе впервые в советской истории были прописаны нормы о том, что наша земля, ее недра, воды, леса и другие природные ресурсы находятся в исключительной собственности Казахской ССР (ранее это была исключительная собственность Советского Союза).

Далее был разработан проект Закона СССР «О самоуправлении и самофинансировании Казахской ССР» и уже на его основе – проект Закона СССР «Об экономической самостоятельности Казахской ССР».

Впрочем, очень скоро надобность в разделении полномочий между республикой и центром отпала, так как политическая ситуация менялась с невероятной скорос­тью. Казахстан, сплотившись вокруг личности Елбасы, решительно вступил на путь суверенного развития и демократических пре­образований.

Как особо отметил Глава государства Касым-Жомарт Кемелевич Токаев в своей статье «Уроки исторической личности»: «Путь истории не бывает простым и прямым. Возможны подъемы и спады, крутые повороты, а еще встречаются многочисленные «любители» покритиковать эпоху. Но личнос­тей, которые могут принимать смелые решения и действовать, всегда мало. Но именно такие люди вершат историю, ведут за собой в новую эру. Нурсултан Абишевич – по праву признанный и уважаемый всем мировым сообществом, выдающийся государственный деятель и уникальный реформатор, сумевший заглянуть за горизонт завтрашнего дня! Это великая личность, своими руками создавшая историю независимой страны!»

Именно Нурсултан Назарбаев сформировал основные принципы будущего устройства страны в 1990 году, став основоположником казахстанской модели парламентаризма. Точкой отсчета реформ можно назвать состоявшиеся в марте первые свободные выборы в Верховный Совет Казахской ССР, придавшие необратимость процессам трансформации.

Важнейшей вехой на пути к независимости стало заседание Верховного Совета Казахской ССР от 24 апреля 1990 года, учредившее пост Президента. Главой государства был избран Нурсултан Абишевич­ Назарбаев, что окончательно предопределило судьбу страны, поскольку именно институт президентства стал важнейшим фактором успеха молодой республики.

Ну и, конечно, историческим событием стало принятие Декларации о государственном суверенитете Казахстана 25 октября 1990 года. Декларация гласила, что единственным носителем суверенитета и источником государственной власти является казахстанский народ, отношения между СССР и КазССР отныне строятся на договорной основе, а территория республики в существующих границах является неделимой, неприкосновенной и не может быть использована без ее согласия.

Так начиналась новая эпоха в жизни страны. В декабре 1990 года на IV Съезде народных депутатов СССР Нурсултан Назарбаев довольно метко охарактеризовал сложившуюся ситуацию: «Если раньше политическое море волновалось, то теперь штормит, и очень крепко. Стоит ли удивляться, что, глядя на неуверенность рулевого, часть команды пытается перехватить управление, изменить курс?»

Надо сказать, что Казахстан к тому времени уже довольно уверенно вел самостоятельную политику, заявил о себе в качестве субъекта международного права, создал условия для развития предпринимательства и привлечения зарубежного капитала.

О внешнеэкономической программе Нурсултана Назарбаева мир заговорил после его визитов в Канаду в 1989 году и в США во второй половине 1990 года. Газета «Нью-Йорк таймс» (30 июля 1990 года) по итогам переговоров писала: «Казахстанский лидер подготовил свой собственный экономический план развития, в котором он подчеркивает приватизацию, ликвидацию монополий, распространение предпринимательства и независимость предприятий… Хотя мистер Назарбаев очень близок мистеру Горбачеву, он свободно критикует действия Москвы…»

В том же 1990 году на имя Президента КазССР пришло рекордное количество зарубежных писем от видных политиков, бизнесменов, ученых. Многие открыли для себя Казахстан и его прогрессивного лидера.

«Мне хотелось бы воспользоваться возможностью приветствовать вас в связи с принятием в самую влиятельную международную группу решительных деятелей и политиков, играющих важнейшую роль в мировых процессах», – сообщил из Женевы Президент мирового экономического форума Клаус Шваб.

Понимая, что СССР идет к краху, Нурсултан Назарбаев развивал международное сотрудничество республики, укрепляя ее экономику, без которой невозможно было бы говорить о суверенитете, начал активно налаживать и интеграционные связи.

Но драматичный 1991 год сорвал многие планы, перекроив карту мира. С одной стороны, именно в этот период Нурсултан Назарбаев подписал ряд важнейших указов, приближающих реальную, а не декларативную независимость.

29 августа 1991 года, вопреки давлению военно-промышленного комплекса СССР, Нурсултаном­ ­Абишевичем Назарбаевым был закрыт Семипалатинский испытательный ядерный полигон. Состоялся переход государственных предприятий и организаций союзного подчинения в ведение Правительства Казахской ССР, были созданы золотой запас и алмазный фонд.

С другой стороны – ускорились разрастающиеся межнациональные конфликты и рост сепаратизма на территории СССР. И если новая форма интеграции в виде Союзного договора, уравнивающего права республик и центра, еще давала надежду на стабилизацию, то августовский путч, сорвавший его подписание, приблизил распад СССР. Этот процесс приобрел лавинообразный и уже неконтролируемый характер.

Нужно ли говорить, что нестабильность на огромных территориях, а также судьба ракетно-ядерного арсенала, разбросанного по «национальным квартирам», а это примерно тридцать тысяч единиц ядерного оружия, серьезно обеспокоили мировое сообщество.

Первый Президент Казахстана благодаря закрытию Семипалатинского полигона получил к тому времени всемирную известность и доверие. Зарубежные лидеры, авторитетные мировые политики искали встречи с Нурсултаном Назарбаевым, хотели понять и оценить сложившуюся ситуацию и возможные угрозы, не до конца понимая, что же происходит на одной шестой части суши.

31 августа 1991 года состоялась беседа Нурсултана Назарбаева с бывшим Премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер, совершившей кратковременную остановку в аэропорту Алма-Аты, направляясь из Лондона в Токио.

По ее словам, эта встреча была вызвана заинтересованностью политических и деловых кругов Великобритании деятельностью казахстанского Лидера и его позицией относительно будущего страны.

Буквально через неделю прошли переговоры с Премьер-министром Великобритании Джоном Мейджором в Москве, подчеркнувшим, что его остановка по пути в Пекин обусловлена желанием лично встретиться с таким видным политическим деятелем, как ­Нурсултан Назарбаев, за выступлениями которого в Великобритании внимательно следят.

15–16 сентября 1991 года с визитом в Казахстан прибыл Государственный секретарь США Джеймс Бейкер, отметивший, что прогрессивная деятельность Нурсултана Назарбаева вызывает доверие американской стороны.

В сентябре того же года в Алма-Ате побывал Премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю, выразивший уверенность, что если Назарбаев будет у руля республики, у страны окажется значительно больше шансов на успех.

Это понимали и в самом Казах­стане, о чем говорят итоги первых всенародных выборов Президента, состоявшихся 1 декабря 1991 года: за Нурсултана Назарбаева проголосовали 98,78% избирателей. Аксакалы накануне избирательной кампании спрашивали: «Нуреке, мы тебя знаем, мы и так тебе полностью доверяем, зачем нам эти выборы?»

И действительно, избранный сроком на 5 лет Глава государства вышел на выборы задолго до истечения своих законных полномочий. Но Елбасы понимал, что впереди трудные времена и политический вес Президента, обладающего всенародным мандатом доверия, будет неизмеримо выше на мировой арене и в стране.

Это в дальнейшем не раз помогало Нурсултану Назарбаеву в принятии сложнейших решений. Первый Президент всегда знал, что за ним стоит доверие людей, и смело вел народ к мечте о собственном пути развития, что воплотилось в реальность 16 декабря 1991 года. В этот знаменательный день Верховный Совет республики торжественно провозгласил государственную Независимость Казахстана.

СИЛЬНАЯ И ОТВЕТСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

Может быть, следующее утверж­дение звучит несколько парадоксально, но с наступлением долгожданной Независимости началась еще более ожесточенная борьба за суверенитет.

Страх, разочарование, разгул преступности подрывали веру в будущее. В Приднестровье, Таджикистане, Нагорном Карабахе бушевало пламя гражданской войны, во многих других уголках бывшего Советского Союза назревали межэтнические конфликты. Пустые полки магазинов, остановка предприятий, задержка заработной платы, пенсий и пособий вели к социальному взрыву.

Вот лишь несколько цифр, которые иллюстрируют ситуацию в начале 1990-х годов: 130 крупных казахстанских предприятий прекратили свою работу, оставшись без рынков сбыта, сырья и оборотных средств, количество безработных достигло 2 миллионов человек, цены росли на 50% в месяц, а годовая инфляция превысила 2 000%. Сегодня, оборачиваясь в прошлое, многие задаются вопросом: как удалось выстоять Казахстану в этих невероятных по сложности условиях? Ответ ясен и очевиден – только благодаря лидерским качествам Елбасы.

Французский политик и аналитик, соратник генерала Шарля де Голля Алекс Москович, оценивая первые годы независимости Казахстана, отмечал следующее: «Совершенно ясно даже невоору­женным глазом, что если бы Казахстану не посчастливилось обрести своего Президента, то, по всей вероятности, не было бы независимого Казахстана…» По его словам, нашей республике повезло в том, что «у руля оказался человек бесконечной гуманности и одновременно с этим с теми тремя качествами, которые необходимы настоящему государственному деятелю. Ум, чтобы думать. Харизма, чтобы убеждать. Характер, чтобы действовать».

Народ хотел стабильности, устав от политических экспериментов, и верил, что только сильная и ответственная власть может вывести страну из кризиса. На многочисленных встречах приходилось слышать: «Наведите жесткий порядок и дисциплину, в том числе во властных структурах. Именно этого мы ждем от Президента».

И Нурсултан Назарбаев ответил на общественный запрос жесткой и бескомпромиссной борьбой с «атавизмами» ушедшей системы, проводя решительные экономические, политические и социальные реформы.

Что для этого было нужно? Преж­де всего кадры. Человеческий капитал – единственное, что позволяет развивать страну в долгосрочной перспективе. Поэтому уже в ноябре 1991 года первая группа из 20 человек поехала на стажировку в США. Такие же группы были направлены в Турцию, Южную Корею, Германию. В ноябре 1993 года была инициирована программа «Болашақ», и сначала сотни, а впоследствии десятки тысяч молодых людей отправлялись за рубеж постигать передовой опыт.

Другой не менее важный компонент успешной экономической политики – привлечение зарубежных инвесторов, интеграционные и миротворческие инициативы. Стабильность в стране, безусловно, играла на руку Казахстану, как и то, что Нурсултан Назарбаев отказался от атомного оружия, получив взамен мощную экономическую поддержку и гарантии безопасности от ведущих ядерных держав. Внешняя политика становилась проводником экономики.

Но здесь возникал еще один не менее важный вопрос, упирающийся в законодательное сопровождение реформ. В этом ключе особое внимание уделялось трансформации Верховного Совета республики в профессиональный Парламент, поскольку законодательный орган не всегда успевал за динамикой происходящих перемен. Как результат, с 1991 по 1995 год республика пережила два парламентских кризиса и две отставки Правительства.

Конечно, за это время было сделано немало. В 1993 году введена национальная валюта – тенге, которая позволила приступить к реальному реформированию экономики, начался процесс разгосударствления, появился класс собственников. В сфере законо­творчества удалось сформировать необходимый каркас законодательных актов, основой которого стала Конституция 1993 года. Это позволило в определенной мере сохранить устойчивость и стабильность, однако жизнь требовала других скоростей, требовала большей динамики и самоотдачи.

К тому же Конституция 1993 года, хотя и стала бесспорным прогрессом, но, как отмечали ведущие юристы того времени, не изжила «парадигмы старых советских конструкций». В частности, оставался открытым вопрос о роли и месте Парламента в структуре высшей государственной власти Казахстана. В некоторых постсоветских странах это привело к парламентским кризисам, вылившимся в вооруженные столкновения.

Однако во многом благодаря Нурсултану Назарбаеву противостояние старого и нового в Казахстане носило исключительно правовой характер и проходило в русле конституционного развития.

Первый парламентский кризис, случившийся 13 декабря 1993 года, когда Верховный Совет XII созыва объявил о своем досрочном самороспуске, не стал катастрофой. Вся законодательная работа до следующих выборов в Парламент была возложена на Нурсултана Назарбаева. В соответствии с Законом «О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий» им было издано более 50 указов, имеющих силу Закона, которыми решались важнейшие вопросы государственного строительства, экономической реформы, социальной защиты населения, укрепления законности и правопорядка, внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Именно эти указы стали базой и основой построения рыночной экономики Казахстана.

Заданный темп преобразований Нурсултан Назарбаев старался поддерживать и в работе со следующим Верховным Советом XIII созыва, который стал первым профессиональным Парламентом в истории независимого Казахстана. 9 июня 1994 года он обратился с посланием к депутатам, в котором изложил основные программные цели в деятельности госорганов.

Работа Парламента в те времена, да и в последующие годы всегда оживлялась с приходом Нурсултана­ Абишевича Назарбаева­. Первый Президент Казахстана демонстрировал высокую культуру парламентского диалога, что стало большим уроком для депутатов, не имеющих в то время большого опыта законодательной деятельности.

Приходя в Верховный Совет, как на работу, и так загруженный заботами до предела Нурсултан Абишевич­ Назарбаев находил время, силы и терпение на то, чтобы убеждать парламентариев в необходимости тех или иных реформ. Но не всегда, к сожалению, находил понимание.

Остается только удивляться твердости характера и целеустремленности Елбасы, его колоссальной работоспособности, без которых реформирование Казахстана могло «забуксовать» в болоте инерционного мышления.

Первый Президент задал высочайшую профессиональную планку, являя пример самоотверженного труда, в чем я лично убедился, работая под руководством Нурсултана Назарбаева. Прилагая поистине титанические усилия в деле строительства казахстанской государственности, он требовал того же от остальных. И конечно, он не мог согласиться с низким темпом законодательных работ Верховного Совета, на который возлагал особые надежды. В 1994 году вопрос стоял ребром: или мы выйдем из кризиса, или под угрозой окажется сама государственность.

Под занавес года Нурсултан ­Назарбаев обратился к депутатам с просьбой рассмотреть и по возможности принять в короткий срок самые неотложные проекты законов, а также изменить регламент работы Парламента, увеличив число пленарных заседаний.

В первую очередь нужно было сосредоточить свое внимание на законе об уточненном бюджете 1994 года, Гражданском кодексе, законах о банкротстве, о залоге, об иностранных инвестициях.

В законодательном портфеле находились и другие не менее важные для рыночных преобразований законопроекты. Нужно было принять изменения в налоговое законодательство, создать рынок ценных бумаг, урегулировать вопросы лицензирования, порядка регистрации юридических лиц и другие.

«Еще раз убедительно прошу выполнить мою просьбу. В ином случае, учитывая сложность ситуации, значимость данного момента для республики, я, к сожалению, буду вынужден просить депутатов дать Президенту право вводить своими актами механизмы регулирования этих отношений до того, как будут приняты законы», – подчеркнул Нурсултан Назарбаев на пленарном заседании Верховного Совета 15 декабря 1994 года.

Дальнейшие события показали, что пленарные заседания пусть и проводились ежедневно, однако тонули в спорах и эмоциях, перехлестывающих через край, от чего страдала результативность.

О накале дискуссий говорит позиция, которую занял один из основоположников парламентаризма, тогда заместитель председателя Верховного Совета, а позже первый председатель Мажилиса Парламента РК Марат Оспанов.

«Сегодня я вынужден признать, что прежде недооценил широту политических взглядов, высокие деловые качества Н. Назарбаева, с которыми связаны теперь главные достижения в демократических преобразованиях нашего общества. И если я раньше отрицательно высказывался против всех предложенных Правительством антикризисных программ, то последнюю программу углубления реформ я принимаю», – цитировали центральные газеты.

В марте 1995 года и вовсе грянул второй парламентский кризис – Конституционный суд поставил под сомнение легитимность прошедших парламентских выборов и принял соответствующее постановление. Таким образом, полномочия Верховного Совета были признаны неконституционными.

В этих условиях вся полнота ответственности за состояние дел в государстве вновь легла на Первого Президента.

В итоге указами, имеющими силу законов, Нурсултану Назарбаеву не только удалось устранить вакуум законодательной власти, но и создать базу для бесконфликтного развития государства на многие годы вперед.

В целом с 1993 по 1995 год Нурсултаном­ Назарбаевым было издано в общей сложности около 140 указов Президента, имеющих силу Закона, по всем основным направлениям жизнедеятельности государства, что значительно ускорило темпы реформ.

Но здесь надо добавить, что 1995 год стал решающим для Казахстана не только по скорости и качеству преобразований, но и по беспрецедентному количеству плебисцитов. В этот период было проведено два референдума: первый в апреле – был инициирован АНК, которая в марте провела свою первую сессию, и ставил вопрос о продлении полномочий Нурсултана Назарбаева на посту президента. Решение было однозначным. «За» проголосовали 95,4% всех казахстанцев. Второй плебисцит проводился в августе и был посвящен принятию новой Конституции. Она получила поддержку в 89,1% голосов.

Оба референдума были тесно связаны между собой логикой исторических событий, показавших необходимость срочной разработки новой Конституции, поскольку дальше так продолжаться не могло. Нужны были четкие гарантии недопущения парламентских кризисов впредь.

Поэтому референдумы стали важнейшей опорой для Нурсултана Назарбаева, которому важно было получить поддержку своих планов со стороны народа Казахстана. Это позволило сконцентрироваться на решении злободневных задач без уговоров и полумер.

Для разработки новой Конституции была создана специальная комиссия, которую возглавил лично Нурсултан Абишевич Назарбаев. Он вместе с лучшими юристами республики активно работал над подготовкой текста важнейшего документа. Елбасы можно смело назвать соавтором Основного закона, поскольку он изучил и пропустил через себя положения Конституций более 20 стран.

Даже маститых юристов поразило обилие проработанной им юридической литературы с пометками, закладками и комментариями. Со временем мне самому довелось убедиться в том, насколько Нурсултан Абишевич глубоко погружается в темы, требующие тщательной и разносторонней проработки.

Новый Основной закон стал, без преувеличения, общенародным документом. В обсуждении проекта Конституции принимали участие не только профессиональные юристы, казахстанские ученые, но и граждане страны, внесшие свыше 30 тысяч предложений. Все они изучались, препарировались и в случае необходимости брались на вооружение. В итоге более тысячи поправок были учтены при доработке текста Конституции.

Что же дала Казахстану новая Конституция?

Она позволила перевести жизненный уклад страны на рыночные рельсы, сбалансировала законодательную, исполнительную и судебную власти, конкретно прописав их функции и статус, закрепила систему сдержек и противовесов. Именно после ее принятия начал работать профессиональный двухпалатный Парламент, выборы в который сос­тоялись в декабре 1995 года.

Весьма примечательно, что Основной закон впервые учредил и такой государственный орган, как Конституционный совет, ставший дополнительным фильтром, гарантирующим качество принимаемых в стране законодательных актов.

Принятые меры положительно сказались на темпах развития экономики и самочувствии граждан, позволили сконцентрироваться на решении неотложных проблем и выйти из кризиса. В 1996 году рост ВВП впервые вышел в плюс и составил 0,5%, в 1997 году ВВП вырос на 1,7%. Снизились темпы инфляции, рост цен составил, соответственно, 28,6 и 11,3%.

Но главное, государство от тактики «спонтанных» решений перешло к долгосрочным приоритетам: на совместном заседании палат Парламента рес­публики 16 октября 1997 года
Нурсултан Назарбаев озвучил Общенациональную стратегию «Казахстан-2030».

В этом же 1997 году состоялось еще одно историческое и судьбоносное решение Нурсултана Абишевича Назарбаева – передислокация столицы из Алматы в Акмолу, которая завершила, таким образом, важнейший этап в становлении нашей государственности. Новая столица, которая сегодня с гордостью носит имя своего создателя, стала локомотивом экономического развития, дав мощный старт развитию многих отраслей, оказав мультипликативный эффект на развитие всей страны. Главный город страны стал примером успешной урбанизации, площадкой для внедрения новых инновационных решений. И сегодня столица суверенного Казахстана Нур-Султан является не только символом Независимого Казахстана, но и примером того, как воплощаются в жизнь самые смелые мечты.

В РУСЛЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СВЕРШЕНИЙ

К 30-летию Независимости наша страна подошла с большим багажом исторических свершений. Республика укрепила позиции на международной арене, одержав ряд убедительных дипломатических побед. Именно Первый Президент удержал от скоропалительных выводов лидеров центральноазиатских республик, когда 8 декабря 1991 года Россия, Украина и Беларусь подписали Беловежские соглашения и создали Содружество Независимых Государств.

Елбасы приложил немало усилий, чтобы Восток и Запад не противопоставлялись друг другу, и предложил учредить СНГ силами 11 бывших советских республик, что и произошло 21 декабря 1991 года в столице Казахстана.

В дальнейшем эта политика выразилась в целой серии знаковых международных интеграционных и миротворческих инициатив, включая прорывную идею о созыве СВМДА в 1992 году, переговоры по границам, вылившиеся в создание ШОС, идею о создании Евразийского экономического союза в 1994 году, председательство в ОБСЕ, членство в Совете Безопасности ООН, проведение съездов лидеров мировых и традиционных религий, создание Тюркского совета, который сегодня по инициативе Первого Президента Казахстана переименован в Организацию Тюркских Государств.

В конечном итоге политика Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева позволила выстроить контуры политической и экономической безопасности, успешно завершить юридическое оформ­ление всех сухопутных и морских границ страны.

Наше государство досрочно выполнило программу развития до 2030 года, взяв курс на реализацию Стратегии «Казахстан-2050», активно приступило к диверсификации экономики, развитию транзитного потенциала, программы «Нұрлы жол», «Плана нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ», а также инициатив в сфере духовной и культурной модернизации. Одним из знаковых достижений Елбасы в сохранении уникального нацио­нального кода стало решение об образовании Туркестанской области и областного центра – Туркестана. Сегодня этот город с многовековой историей стал поистине духовной столицей всего тюркского мира.

Руководствуясь формулой «сначала экономика, потом политика», Нурсултан Назарбаев тем не менее уделял огромное внимание вопросам политической модернизации Казахстана.

Ключевые вехи – конституционные реформы 1998, 2007 и 2017 годов. В этот период закладывалась новая культура парламентаризма, продвигались вопросы демократизации, реформировались взаимоотношения между ветвями власти.

В 1998 году в результате принятия Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Рес­публики Казахстан» политическим партиям было предоставлено 10 депутатских мест в Мажилисе Парламента, что значительно усилило их роль в обществе.

Значимой была конституционная реформа 2007 года. Ею предусмат­ривались переход к пропорциональной избирательной системе, укрепление статуса Парламента, численность депутатов была увеличена до 154 человек (107 депутатов в Мажилисе, 47 в Сенате).

Высший законодательный орган страны получил возможность участвовать в формировании Правительства и контролировать его деятельность, утверждать две трети состава таких ключевых органов, как Конституционный совет, Центральная избирательная комиссия и Счетный комитет по контролю за исполнением респуб­ликанского бюджета.

Ассамблея народа Казахстана была наделена конституционным статусом и с тех пор имеет право делегировать 9 своих представителей в Парламент. Получила новый импульс развития система государственного управления и самоуправления, на новый этап вышли реформы в судебно-правовой сфере.

Не менее значимой по масштабам стала конституционная реформа 2017 года, инициированная самим Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым и открывшая новую страницу в политико-правовом развитии нашей страны. Она позволила перераспределить властные полномочия от Президента к Парламенту и Правительству в рамках президентской формы правления. Законодательная и исполнительная ветви власти получили больше самостоятельности, но вместе с тем и больше ответственности за состояние дел в республике.

Еще одним ярчайшим проявлением высокой политической культуры и приверженности демократическим ценностям стало решение Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева, объявившего о сложении президентских полномочий 19 марта 2019 года.

Своим судьбоносным решением Нурсултан Абишевич Назарбаев в очередной раз проявил себя в качестве ответственного политика, придерживающегося идеалов государственности и конституционного «патриотизма».

Сама формула передачи полномочий, которую использовал Нурсултан Назарбаев, стала уникальной, поскольку была тщательно и поэтапно подготовлена серией демократических реформ и легла на прочный правовой фундамент.

И здесь очень важно подчеркнуть дальновидность Первого Президента Казахстана именно в вопросах политической подготовки преемника. Потому что с первых дней Независимости Касым-Жомарт Кемелевич Токаев был рядом с Нурсултаном Абишевичем, занимая самые разные должности. Будучи министром иностранных дел, Касым-Жомарт Кемелевич принимал непосредственное участие в решении вопросов международной повестки дня, в том числе по определению государственной границы. Возглавляя Правительство Казахстана, реализовывал стратегию экономического развития страны. Будучи Государственным секретарем, внес большой вклад в социально-гуманитарное развитие Казахстана.

Международный авторитет Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева и, конечно же, высокий уровень подготовленности самого Касым-Жомарта Кемелевича позволили ему стать Заместителем Генерального Секретаря ООН. И его работа на этом важном, ответственном посту также способствовала усилению роли Казахстана на международной арене.

И все эти аргументы нашли подтверждение на выборах Главы государства 9 июня 2019 года, на которых Касым-Жомарт Токаев был избран Президентом Республики Казахстан.

Поэтому, безусловно, ту модель передачи власти, которая произошла в Казахстане, по праву можно назвать инновационным политическим решением нашего Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева.

Сегодня Первый Президент Казахстана возглавляет Совет безо­пасности, входит в состав Конституционного совета РК, ему был присвоен статус Почетного сенатора «за выдающийся вклад в формирование конституционно-правовых основ Республики Казахстан как демократического, светского, правового и социального государства, а также в становление и развитие отечественного парламентаризма». Нурсултан Абишевич Назарбаев избран Почетным Председателем Высшего Евразийского экономического совета и Совета сотрудничества Организации Тюркских Государств, ему также предложили возглавить Совет мудрецов СВМДА. Как видим, политический и жизненный опыт Елбасы востребован не только в нашей стране, но и за рубежом.

Между тем для более полного обеспечения преемственности курса Елбасы, Нурсултан Абишевич Назарбаев выступил с инициативой о передаче Президенту Касым-Жомарту Токаеву полномочий Председателя Ассамблеи народа Казахстана и руководителя партии «Nur Otan». И сегодня Касым-Жомарт Кемелевич Токаев продолжает курс на строительство успешного Казахстана в новом историческом периоде. В своем первом Послании народу Казахстана в сентябре 2019 года Президент страны отметил: «Наш путь развития получил признание во всем мире как казахстанская модель, или модель Назарбаева. Сейчас нам представлена возможность приумножить достижения Независимости, вывести страну на качественно новый уровень развития. Мы сможем достичь этих целей, обеспечив преемственность политики Елбасы и проведя системные реформы».

Глава государства Касым-Жомарт Кемелевич Токаев взял на вооружение мудрую политику Нурсултана Назарбаева, состоящую в том, что народ и власть должны быть соратниками и единомышленниками. «Мнения могут быть разными, но нация одна» – это ключевой аспект в политике Президента, который в полной мере отражает смысл концепции «слышащего государства».

Не случайно одним из первых решений Касым-Жомарта Токаева стало создание Национального совета общественного доверия и диалога по всем наиболее важным вопросам развития страны.

В рамках политической и социально-экономической модернизации инициировано четыре пакета реформ. И Парламент страны принимает активное участие в их законодательном обеспечении. Так, например, решен вопрос о порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан, внесены поправки в выборное законодательство, предусматривающие снижение порога прохождения политических партий в Мажилис
с 7 до 5%, появилась графа «Против всех», вносимая в бюллетени, выдаваемые на выборах всех уровней, впервые проведены прямые выборы сельских акимов, внедрен институт парламентской оппозиции.

Кроме того, законодательно были поддержаны изменения по вопросам земельных отношений, запрещающие, в частности, продажу иностранцам и аренду ими земель сельскохозяйственного назначения, многое сделано в контексте антикризисных мер, вызванных пандемией коронавируса.

Инициированные Президентом страны Касым-Жомартом Кемелевичем Токаевым политические, экономические и социальные реформы, ставшие продолжением политики Нурсултана Абишевича Назарбаева, повышают активность граждан в реализации своих конституционных прав, расширяют их участие в управлении государством. А это основа основ, поскольку вопрос доверия к власти и вовлечение людей в решение социально-экономических проблем позволяют осознанно двигаться к достижению поставленных целей.

Поддержка реформ народом, как показал опыт Елбасы, – главный залог успеха, мощный мобилизующий и стабилизирующий фактор развития. Именно он позволил Казахстану успешно преодолеть суровые и исполненные драматизма годы начального этапа Независимости.

Первый Президент – Елбасы соз­дал Независимый Казахстан с сильной экономикой и стабильным обществом, воспитал не одно поколение казахстанцев, уверенно смотрящих в будущее, определил государственные границы респуб­лики, впервые с высокой трибуны ООН обратился к мировому сообществу на казахском языке, завоевал высокий международный авторитет для нашей страны. И сегодня с присущей ему способностью смотреть далеко за горизонты и предвидеть грядущее Нурсултан Абишевич Назарбаев обращается к последующим поколениям казахстанцев, призывая беречь и приумножать достижения нашей Независимости.

Нурсултан Абишевич Назарбаев сформулировал Свод принципов «Семь столпов государственности», отражающих такие глубокие смыслы, как Независимость, Единство и Согласие, наша бескрайняя Земля, наши Традиции и Национальная культура, Стремление к знаниям и трудолюбие, а также Прагматизм.

И в этих принципах заключается сила созидательной энергии Елбасы, которая позволит еще выше поднять флаг Независимого Казахстана. И эта великая сила Первого Президента Казахстана – Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева откроет путь к новым свершениям и победам, к новым высотам и достижениям!

Популярное

Все
О четвероногих друзьях заботятся жители Петропавловска
Когда руки не для скуки, а для чистоты города
Наши гребцы завоевали еще три лицензина летние Олимпийские игры
Фиктивные детские сады
В Кызылорде открыли международный автовокзал
Мы все преодолеем!
Любящим родителям нечего бояться
Одни и те же грабли
Не пролететь «фанерой» над Алтаем
Модернизация Алматинской ТЭЦ-3 завершится в 2026 году
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
На суде Байжанов выкрикнул в адрес Бишимбаева: «Он убийца!»
Лишь 7% территории Казахстана покрыто снегом
АПК: в Казахстане очищены 200 км ирригационных сетей
Ашимбаев выступил на семинаре по использованию Big Data в аналитике
Защитник Бишимбаева проявил неуважение к суду
Умер знаменитый итальянский модельер Роберто Кавалли
Спецпоказ полнометражного фильма «Каныш» прошел в Астане
Президент соболезнует в связи с кончиной композитора Абдимомына Желдибаева
«Қаныштай бол! Стань как Каныш!» Такое напутствие получили молодые ученые
Уральск: уровень реки может подняться в любой момент
Более 180 тыс. казахстанцев приняли участие в акции «Таза Қазақстан»
Восстановлено электроснабжение в крупных населенных пунктах Костанайской области
Первые э-бланки разрешения выдали автоперевозчикам Казахстан и Узбекистан
Около 7 тыс. голов сельскохозяйственных животных погибло в результате паводков
Токаев отменил международный форум Астана в связи с паводками в стране
Почти на 600 млн тенге оштрафован Национальный центр экспертизы и сертификации
Десятки фактов дезинформации о паводке выявили в РК
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Не только веселиться, но и наполнять нравственным содержанием
Архивные кинопленки и фотографии рассказывают о том, как возрождался великий праздник
И жент, и курт «оделись» в шоколад
В Алматинской области высажено свыше 17 тыс. саженцев
Двадцать лет назад Айгуль Жансерикова шагнула не только в мир войлока, но и в креативную индустрию
В Казахстане проживают 1 472 человека с именем Наурыз
Наурыз-коже, ярмарка и много призов: в Астане с размахом отмечают весенний праздник
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Елена Рыбакина вышла в третий круг турнира WTA-1000 в Майами
Полицейские поздравили детей из приюта с праздником Наурыз в Костанае
В нашем ауле праздник ждали с нетерпением
В Москве неизвестные открыли стрельбу из автоматов в торговом центре
Токаев: Казахстан решительно осуждает террористический акт против мирных граждан в Москве
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
Спикер Мажилиса поздравил с Наурыз мейрамы
Маулен Ашимбаев поздравил казахстанцев с праздником Наурыз

Читайте также

Одни и те же грабли
От имени главы государства вручены наручные часы курсантам …
В столице обсудили вопросы развития радиобиологии и радиаци…
Посол Беларуси выступил в Институте дипломатии Академии гос…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]