Иносказательная дипломатичность этикета Статьи 16 апреля 2021 г. 4:05 501 Шайзада Тохтабаева, доктор исторических наук Крылья джигитаМожно сказать, что этикет, или по-казахски әдептілік, представляет сердцевину этнического своеобразия казахов. Самобытность национального этикета подтверждают находки археографических экспедиций Института востоковедения им. Р. Сулейменова, которые проходили в рамках программ «Мәдени мұра» и «Рухани жаңғыру».К примеру, в Этнографическом музее Будапешта наши ученые обнаружили парадные конские попоны ХIХ века. Они удивляют роскошью и тонкостью вкуса казахских мастеров, украсивших попоны изящными элементами из серебра. Высокохудожественное оформление с использованием серебряных украшений свидетельствует о культе коня в кочевой культуре. А также об особом осмыслении и почитании серебра: оно приобщалось к очищающей силе космоса и связывалось с образами луны, звезд, олицетворяя понятие чистоты и физической, и нравственной. Использование в конском убранстве позолоты красноречиво указывало на высокий статус наездника.Такое трепетное и даже мистическое отношение к коню, конечно, оказало влияние на этикет. Согласно традиционным нормам, запрещалось дарить использованное седло, уздечку и подпругу. В старину верили, что вместе с ними из семьи могут уйти достаток и благополучие. Тем не менее казахи средневековья позволяли себе обмениваться седлами, но только в особых случаях, например, в знак побратимства.Издревле лошадь являлась основным средством передвижения, особенно во время сезонных кочевок. Конь, которого казахи называли верным другом и крыльями джигита, также был главным в различного рода спортивных состязаниях. Неудивительно, что образ коня присутствовал и во многих ритуалах: при рождении ребенка, на различных этапах его взросления, во время сватовства, на свадьбах и похоронах.Более того, конь считался престижной наградой, и его часто использовали в качестве подарка в дипломатических отношениях. Эту самобытную грань этикета казахов навечно запечатлел в своей картине 1757 года итальянский художник Джузеппе Кастильони «Казахи преподносят дары лошадьми». Это живописное полотно обнаружила директор Республиканского центра по изучению исторических материалов при Институте востоковедения им. Р. Сулейменова, член-корреспондент НАН РК Меруерт Абусеитова во время работы в Музее восточного искусства Гимэ в Париже.Магия белого войлокаНаряду с правилами поведения (норма речи, жесты, мимика, движения, эмоции) этикет включает в себя и традиционные морально-нравственные, эстетические ценности, жизненные приоритеты. В древние времена этикетные правила регулировали (как, впрочем, и сегодня) все стороны жизни человека. И в первую очередь они служили гармонизации общественных отношений, стабилизации социума, тем самым способствуя формированию и укреплению казахской государственности.Нельзя забывать и о том, что на своеобразие этикета казахов большое влияние оказали природный ландшафт, образ жизни, хозяйственный уклад, историческая судьба. Под влиянием этих факторов в народе сформировалось этническое понятие о красоте музыки, поэзии, природы, дизайна жилища, произведений прикладного искусства.Интересно отметить и такие ценности казахов, как стремление к протяженности жизненного пространства, в том числе просторности жилища. Это подметил швейцарский путешественник Анри Мозер. В ХIХ веке он побывал в казахской степи и записал: «Только в безграничной степи киргиз (казах. – Авт.) чувствует себя счастливо и привольно».Об этом же стремлении казахов к простору писал несколькими веками ранее и бухарский историк XVI века Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани: «Дома их, сконструированные из дерева, возвышаются ввысь подобно дворцам и по просторности своей подобны целому миру».А фламандский монах Гильом де Рубрук, побывавший в наших землях еще раньше – в ХIII веке, засвидетельствовал тягу номадов к декоративному оформлению своего жилища, конских повозок, самих лошадей, в целом созданию красочного микромира: «Перед входом (в кибитку) они вешают войлок, разнообразный от пестроты тканей, ...сшивают цветной войлок... составляя виноградные лозы и деревья, птиц и зверей... Женщины устраивают себе очень красивые повозки, которые я не могу вам описать иначе как живописью».Интересные данные удалось собрать и во время научных экспедиций Института востоковедения в разные области Казахстана, проводившихся с 1997 по 2009 год. Внимание привлекают сведения, записанные во время разговоров со старожилами аулов. Люди старшего поколения много говорили о символике войлока белого цвета. Например, о том, что богато украшенный орнаментом ковер считался символом богатства и плодородия. В прошлом казахи верили, что шерстяной ковер таил в себе магию силы, особенно чтились ковры, изготовленные из белой шерсти.Белый цвет у казахов ассоциировался с благополучием, чистотой (причем в первую очередь превозносилась нравственная чистота), благородством, счастьем. Более того, белый цвет считался священным, а потому белый войлок наделялся символическими характеристиками и магико-защитной ролью. Не случайно всенародно избранного хана степная аристократия поднимала исключительно на белой кошме. Инаугурация по степным правилам обставлялась торжественно и парадно.Беташар по старинкеВажнейшим событием в казахском обществе являлось, конечно, создание новой семьи. Поэтому ритуал бракосочетания казахи сопровождали многочисленными этикетными действиями. Например, перед отъездом в дом мужа невеста прощалась со своими родственниками. И в этом ритуале обязательно был задействован белый войлок: на нем юную деву, покидающую отчий дом, юноши носили из дома в дом, а родственники щедро одаривали ее подарками.Еще более торжественно обставлялось вхождение невесты в дом жениха. В пышном одеянии, закрытая покрывалом, невеста, переступив порог обязательно правой ногой, преклоняла колено и наливала ложку масла в огонь со словами «май ана, от ана жарылқа». В этом обряде слышны отголоски язычества, ибо такие действия означали обращение к богине плодородия Умай с просьбой о благополучии и здоровом потомстве для новой семьи. И только после этого акын исполнял ритуально-бытовую песню «Беташар».Надо отметить, что в этой песне уже содержались советы и указания на этикет для невестки, связанный с уважением к мужу, его родителям, старшим родственникам. Девушке, вступающей в новую семью, тактично внушалась необходимость трудолюбия, соблюдения позитивных традиций и обычаев.В целом казахский этикет направлен не на исправление, а на предупреждение ошибок. Воспитанная невестка, внесшая гармонию в новую семью, давала надежду на семейное счастье. За это родители жениха выражали благодарность сватам. Это тоже был целый ритуал.Благородство и красотаСтремление к возвышенным, благородным чувствам, тонкое понимание красоты заложено в казахской пословице «Ашекейсіз әйел, жапырақсыз тоғай сияқты» («Женщина без украшений, что дерево без листьев»). Надо добавить, что отсутствие украшений и ярких красок, будь то в наряде женщины, убранстве жилища или конской попоне, означало траур.Скульптурные изваяния VI–IХ веков, обнаруженные в Семиречье, также свидетельствуют о важности внешнего туалета в старинном этикете. Поэтому древние мастера тщательно выбивали на каменных изваяниях детали головного убора, ожерелий, серег и оружия, пояса, сумочек, сосудов и даже украшений на конской гриве.И, конечно, рассказ об этикете не будет полным, если не упомянуть знаменитое степное гостеприимство. Для кочевников, пересекавших огромные пустынные пространства, это было жизненно необходимым. Внимание и посильная забота о странствующем человеке являлись обязанностью каждого казаха.К гостю всегда был живой интерес, поскольку издревле существовало поверье, что его посылает сам Бог. И в образе путника мог оказаться Қыдыр – святой старец, олицетворяющий благодать и возрождение мира. Впрочем, степному гостеприимству есть и прозаическое объяснение: путник был источником информации о событиях, происходивших в Степи. А еще он мог привезти вести от родственников из дальних аулов.Говоря об этикете казахов, хочу подчеркнуть, что в первую очередь он характеризуется насыщенной иносказательностью, мягкой обтекаемостью и образностью речи, отсутствием форм прямого отказа и выраженных просьб. То есть казахский этикет чрезвычайно дипломатичен и пронизан уважением к людям старшего возраста, мужчине, гостю и родителям.Этикетные правила, традиционно-обрядовая сторона жизни, ее генезис, символическое содержание и другие грани этикета казахов до сих пор глубоко не изучены. Необходимо тщательное осмысление всех составляющих этикета на стыке наук – археологии, истории, этнологии, искусствоведения, фольклора, семиотики, психологии, педагогики, философии, лингвокультурологии. В этикете, основанном на многовековом опыте казахского народа, содержится много положительного и ценного.
00:26 Учиться никогда не поздно: новые знания в Серебряном университете получают актюбинские пенсионеры
17 апреля 2024 г. 5:30 Критическая ситуация сложилась в Кызылжарском районе Северо-Казахстанской области
17 апреля 2024 г. 17:17 «10 тысяч долларов своему психологу отдал, а толку ноль»: новые сообщения Нукеновой всплыли в суде
18 апреля 2024 г. 11:32 Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
17 апреля 2024 г. 0:00 Мурал, открытый в столице к 155-летию Александра Затаевича, стремительно ветшает
25 марта 2024 г. 0:19 Овечкин забросил 848-ю шайбу в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до 46 голов
29 марта 2024 г. 17:56 Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
13 апреля 2024 г. 12:00 Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»