Иносказательная дипломатичность этикета

501
Шайзада Тохтабаева, доктор исторических наук

Крылья джигита

Можно сказать, что этикет, или по-казахски әдептілік, представляет сердцевину этнического свое­образия казахов. Самобытность национального этикета подтверж­дают находки архео­графических экспедиций Института востоковедения им. Р. Сулейменова, которые проходили в рамках прог­рамм «Мәдени мұра» и «Рухани жаңғыру».

К примеру, в Этнографическом музее Будапешта наши ученые обнаружили парадные конские попоны ХIХ века. Они удивляют роскошью и тонкостью вкуса казахских мастеров, украсивших попоны изящными элементами из серебра. Высокохудожественное оформление с использованием серебряных украшений свидетельствует о культе коня в кочевой культуре. А также об особом осмыслении и почитании серебра: оно приобщалось к очищающей силе космоса и связывалось с образами луны, звезд, олицетворяя понятие чистоты и физической, и нравственной. Использование в конском убранстве позолоты красноречиво указывало на высокий статус наездника.

Такое трепетное и даже мистическое отношение к коню, конечно, оказало влияние на этикет. Согласно традиционным нормам, запрещалось дарить использованное седло, уздечку и подпругу.
В старину верили, что вместе с ними из семьи могут уйти достаток и благополучие. Тем не менее казахи средневековья позволяли себе обмениваться седлами, но только в особых случаях, например, в знак побратимства.

Издревле лошадь являлась основным средством передвижения, особенно во время сезонных кочевок. Конь, которого казахи называли верным другом и крыльями джигита, также был главным в различного рода спортивных сос­тязаниях. Неудивительно, что образ коня присутствовал и во многих ритуалах: при рождении ребенка, на различных этапах его взросления, во время сватовства, на свадьбах и похоронах.

Более того, конь считался прес­тижной наградой, и его часто использовали в качестве подарка в дипломатических отношениях. Эту самобытную грань этикета казахов навечно запечатлел в своей картине 1757 года итальянский художник Джузеппе Кастильони «Казахи преподносят дары лошадьми». Это живописное полотно обнаружила директор Республиканского центра по изучению исторических материалов при Институте востоковедения им. Р. Сулейменова, член-корреспондент НАН РК Меруерт Абусеитова во время работы в Музее восточного искусства Гимэ в Париже.

Магия белого войлока

Наряду с правилами поведения (норма речи, жесты, мимика, движения, эмоции) этикет включает в себя и традиционные морально-нравственные, эстетические ценности, жизненные приоритеты. В древние времена этикетные правила регулировали (как, впрочем, и сегодня) все стороны жизни человека. И в первую очередь они служили гармонизации общественных отношений, стабилизации социума, тем самым способствуя формированию и укреплению казахской государственности.

Нельзя забывать и о том, что на своеобразие этикета казахов большое влияние оказали природный ландшафт, образ жизни, хозяйственный уклад, историчес­кая судьба. Под влиянием этих факторов в народе сформировалось этническое понятие о красоте музыки, поэзии, природы, дизайна жилища, произведений прикладного искусства.

Интересно отметить и такие ценности казахов, как стремление к протяженности жизненного пространства, в том числе прос­торности жилища. Это подметил швейцарский путешественник Анри Мозер. В ХIХ веке он побывал в казахской степи и записал: «Только в безграничной степи киргиз (казах. – Авт.) чувствует себя счастливо и привольно».

Об этом же стремлении казахов к простору писал несколькими веками ранее и бухарский историк XVI века Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани: «Дома их, сконструи­рованные из дерева, возвышаются ввысь подобно дворцам и по просторности своей подобны целому миру».

А фламандский монах Гильом де Рубрук, побывавший в наших землях еще раньше – в ХIII веке, засвидетельствовал тягу номадов к декоративному оформлению своего жилища, конских повозок, самих лошадей, в целом соз­данию красочного микромира: «Перед входом (в кибитку) они вешают войлок, разнообразный от пестроты тканей, ...сшивают цветной войлок... составляя виноградные лозы и деревья, птиц и зверей... Женщины устраивают себе очень красивые повозки, которые я не могу вам описать иначе как живописью».

Интересные данные удалось собрать и во время научных экс­педиций Института востоковедения в разные области Казахстана, проводившихся с 1997 по 2009 год. Внимание привлекают сведения, записанные во время разговоров со старожилами аулов. Люди старшего поколения много говорили о символике войлока белого цвета. Например, о том, что богато украшенный орнаментом ковер считался символом богатства и плодородия. В прошлом казахи верили, что шерстяной ковер таил в себе магию силы, особенно чтились ковры, изготовленные из белой шерсти.

Белый цвет у казахов ассо­циировался с благополучием, чистотой (причем в первую очередь превозносилась нравственная чистота), благородством, счастьем. Более того, белый цвет считался священным, а потому белый войлок наделялся символическими характеристиками и магико-защитной ролью. Не случайно всенародно избранного хана степная аристократия поднимала исключительно на белой кошме. Инаугурация по степным правилам обставлялась торжественно и парадно.

Беташар по старинке

Важнейшим событием в казахском обществе являлось, конечно, создание новой семьи. Поэтому ритуал бракосочетания казахи сопровождали многочисленными этикетными действиями. Например, перед отъездом в дом мужа невеста прощалась со своими родственниками. И в этом ритуа­ле обязательно был задействован белый войлок: на нем юную деву, покидающую отчий дом, юноши носили из дома в дом, а родственники щедро одаривали ее подарками.

Еще более торжественно обс­тавлялось вхождение невесты в дом жениха. В пышном одеянии, закрытая покрывалом, невеста, переступив порог обязательно правой ногой, преклоняла колено и наливала ложку масла в огонь со словами «май ана, от ана жарылқа». В этом обряде слышны отголоски язычества, ибо такие действия означали обращение к богине плодородия Умай с просьбой о благополучии и здоровом потомстве для новой семьи. И только после этого акын исполнял ритуально-бытовую песню «Беташар».

Надо отметить, что в этой пес­не уже содержались советы и указания на этикет для невестки, связанный с уважением к мужу, его родителям, старшим родственникам. Девушке, вступающей в новую семью, тактично внушалась необходимость трудолюбия, соблюдения позитивных традиций и обычаев.

В целом казахский этикет нап­равлен не на исправление, а на предупреждение ошибок. Воспитанная невестка, внесшая гармонию в новую семью, давала надежду на семейное счастье. За это родители жениха выражали благодарность сватам. Это тоже был целый ритуал.

Благородство и красота

Стремление к возвышенным, благородным чувствам, тонкое понимание красоты заложено в казахской пословице «Ашекейсіз әйел, жапырақсыз тоғай сияқты» («Женщина без украшений, что дерево без листьев»). Надо добавить, что отсутствие украшений и ярких красок, будь то в наряде женщины, убранстве жилища или конской попоне, означало траур.

Скульптурные изваяния
VI–IХ веков, обнаруженные в Семиречье, также свидетельствуют о важнос­ти внешнего туалета в старинном этикете. Поэтому древние мастера тщательно выбивали на каменных изваяниях детали головного убора, ожерелий, серег и оружия, пояса, сумочек, сосудов и даже украшений на конской гриве.

И, конечно, рассказ об этикете не будет полным, если не упомянуть знаменитое степное гостеприимство. Для кочевников, пересекавших огромные пустынные пространства, это было жизненно необходимым. Внимание и посильная забота о странствующем человеке являлись обязанностью каждого казаха.

К гостю всегда был живой интерес, поскольку издревле существовало поверье, что его посылает сам Бог. И в образе путника мог оказаться Қыдыр – святой старец, олицетворяющий благодать и возрождение мира. Впрочем, степному гостеприимству есть и прозаическое объяс­нение: путник был источником информации о событиях, происходивших в Степи. А еще он мог привезти вести от родственников из дальних аулов.

Говоря об этикете казахов, хочу подчеркнуть, что в первую очередь он характеризуется насыщенной иносказательностью, мягкой обтекаемостью и образностью речи, отсутствием форм прямого отказа и выраженных просьб. То есть казахский этикет чрезвычайно дипломатичен и пронизан уважением к людям старшего возраста, мужчине, гостю и родителям.

Этикетные правила, традиционно-обрядовая сторона жизни, ее генезис, символическое содержание и другие грани этикета казахов до сих пор глубоко не изучены. Необходимо тщательное осмысление всех составляю­щих этикета на стыке наук – археологии, истории, этнологии, искусство­ведения, фольклора, семиотики, психологии, педагогики, философии, лингвокультурологии. В этикете, основанном на многовековом опыте казахского народа, содержится много положительного и ценного.

Популярное

Все
Учиться никогда не поздно: новые знания в Серебряном университете получают актюбинские пенсионеры
На месте неудобий заложили сад
Проблемы водного хозяйства страны требуют комплексного решения
Энергоориентированный проект покажет, как старый жилфонд сделать комфортным
Иногда обивать пороги приходится за чужую ошибку, обернувшуюся коммунальной Санта-Барбарой
Класс «эконом» выдавали за «премиум»
Онкологи Алматы намерены помогать коллегам из Улытау
Сокровища Якутии представили на выставке в Астане
Одной рукой рулишь, другой – слезы вытираешь
Сильная государственная власть обеспечила развитие страны
Бумаг меньше, качества больше: как повысить статус врачей и решить вопросы с кадрами
Содержание металлов в горных реках Рудного Алтая превысило нормативы в 83 тыс. раз
Интеллектуальные права – приводной ремень креативной экономики
Книжная серия «Абай жолы» представлена в Астане
Большие гастроли театра «Астана Балет» состоялись в Алматы
Чарующие мелодии Кенена Азербаева
Пострадавшие благодарят за помощь
Китай любит тишину
Каныш Сатпаев – человек с большим сердцем
Ипотека без ажиотажа, прозрачная и понятная очередь на жилье
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Критическая ситуация сложилась в Кызылжарском районе Северо-Казахстанской области
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Вторую неделю тысячи западноказахстанцев защищают Уральск от водной стихии
Адвокат Бишимбаева обвинил следователя в фальсификации доказательств
Плотину на реке Аксай может прорвать
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
«10 тысяч долларов своему психологу отдал, а толку ноль»: новые сообщения Нукеновой всплыли в суде
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Мурал, открытый в столице к 155-летию Александра Затаевича, стремительно ветшает
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Когда в Астане отключат отопление
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
Уверенность в росте экономики Казахстана выразили 70% опрошенных бизнесменов
В бане мыли миллионы
В Атырау возводят 229 км дамб, более 80% готовы в Атырауской области
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Овечкин забросил 848-ю шайбу в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до 46 голов
От трех минут на заявку: как работают биометрические киоски в ЦОНах
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Кошанов: парламентская дипломатия важна для предотвращения конфликтов в мире
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»

Читайте также

Начались работы по модернизации международного пункта пропу…
Скальпель сменили на гамма-нож
Ипотека без ажиотажа, прозрачная и понятная очередь на жилье
Каныш Сатпаев – человек с большим сердцем

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]